Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Классный час в 6 классе на тему «Доброжелательность»
Задачи мероприятия:

Осмыслить сущность понятия «доброжелательность».

Учить учащихся рассуждать, задавать вопросы, умению слушать и слышать друг друга, обоснованно строить свои ответы.

Развивать доброжелательное отношение к людям, друг к другу.

Способствовать развитию эмоциональных чувств.

Развивать речь, расширять кругозор, расширять словарный запас.

Форма проведения: совместное общение учителя и учеников с элементами тренинговых игр на заданную тему (диалог-практикум).

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи (на усмотрение учителя).

Оформление: подготовить доску к последующему заполнению.

План классного часа:

1. Организационный момент, объявление целей занятия.

2. Введение понятия «доброжелательность».

3. Углубление понятия (разбираем жизненные ситуации).

4. Диалог-практикум.




Методические рекомендации и материал к проведению классного часа

В начале занятия на фоне известных песен Б.Ш. Окуджавы или В.Я. Шаинского звучат стихотворения в исполнении детей.

Например, такие:

***

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

***

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого - то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому - то, кому- то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

***

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

Или пословицами и поговорками, например, такими:

***

— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без ласкового слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

— Добрые слова дороже богатства.

— В ком добра нет, в том и правды мало.




Ребята, сегодня на нашем уроке общения мы поговорим о доброжелательности. То есть мы будем рассуждать о том, как человек относится к человеку, к животному, к природе, как должен это делать, как получается в жизни это общение у вас.

Давайте задумаемся над одной ситуацией. Внимательно послушайте ее и ответьте на мои вопросы: «Как бы вы расценили поступок 15-летнего мальчика?» Почему два человека видели и слышали одно и то же, но расценили по-своему? Давайте постараемся разобраться, почему люди вели себя в этих ситуациях именно так?

Вот эта ситуация:

В плотном потоке людей, хлынувших из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей. "Давайте вашу корзину", — тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати. Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих женщин сзади сказал: "Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!" А другой прохожий откликнулся "Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь".

Давайте задумаемся.

- Что решила женщина? (что это была попытка украсть нагруженные авоськи)

- А как ситуацию расценил прохожий? (второй расценил этот поступок мальчика как предложение помощи)

- Почему так произошло, ведь два человека видели и слышали одно и то же? (Наверное, это зависит от общего отношения к людям)

- Чего мы от них ждем? Хорошего или плохого? Насколько мы к ним доброжелательны? Что это за понятие "доброжелательность", придумайте синонимы к этому слову.

После ответов детей на доске открывается запись:

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – это желание другим добра

Да, ребята, вы все правильно сказали, что это понятие состоит из двух слов: желание и добро.

- А какого человека можно назвать доброжелательным? (Человека, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые, искренние, не желают вам боли и зла)

- Мы сейчас устроим с вами маленький театр, и вы попробуете побывать героем ситуации, а я буду человеком за кулисами, который будет задавать вам различный настрой по отношению к другим людям. (Ситуации разыгрываются, в них поочередно принимают участие несколько человек).

СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ

Вы пришли впервые в спортивную секцию. В раздевалке трое ребят из этой секции. Нет, не нравятся вам они. Вон тот светлый наверняка ябеда, а длинный драться будет. И вообще, какие-то они подозрительные. Предположите, как поведет себя человек в данном случае? Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно...

А теперь представьте, что вы верите, что вы на секции встретились с хорошими ребятами. Итак, отношение к окружающим у вас доброе... Поведение, как зеркало, отразит это...

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ

Вы поступили в другую школу. Вас направили в 6 "Б" класс. Перемена. Вы наслышаны об этом классе... (ситуация разыгрываете в двух вариантах).

- С каким из новеньких вы хотели бы оказаться рядом? Итак, человек ведет себя соответственно тому, как он думает об окружающих людях, как он настроен по отношению к ним.

- Психологи считают, что над положительным настроем по отношению к людям можно работать благодаря различным упражнениям: и простым, и более сложным.

Можно также провести мини-тренинг.

УПРАЖНЕНИЕ № 1 "ХУДОЖНИК"

У нас есть художник и заказчик. Художник смотрит внимательно на своего заказчика, отворачивается и по памяти описывает внешность заказчика. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес заказчика, фиксирующих какие-либо физические недостатки. Художник должен подчеркнуть только достоинства. (Можно помогать вопросами).

УПРАЖНЕНИЕ № 2 "ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ"

Участники называют достоинства человека, который занимает волшебный стул. Правила игры: тот, кто занял стул, предстает перед своими товарищами только в своих достоинствах: волшебный стул высвечивает только положительные качества. Называть недостатки запрещается. Доброжелательность проявляется в поступках по отношению к сверстникам, старшим, младшим, самым беззащитным и нуждающимся в помощи, в стремлении помогать людям в несчастье.

УПРАЖНЕНИЕ № 3 "РАЗГОВОР"
Поговорите сейчас с ближайшими соседями, о чем-нибудь, но постарайтесь при этом придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете.




Далее можно проанализировать следующую ситуацию.

У Никиты сегодня день рождения. Он с нетерпением ждал этот день, предвкушал, как он принесет торт, который долго выбирал для своих одноклассников в магазине. Торт самый вкусный, с розочками из взбитого сладкого крема, красивая коробка, медовые аппетитные коржи. И вот настал этот день! Накрыли стол, разлили чай в стаканчики. Все ели вкусный торт и рассуждали, сколько же этот торт стоит. В итоге все сошлись на том, что торт стоит недорого, что Никита пожалел денег на угощение. Никита заплакал и выбежал из-за именинного стола. Учительница долго объясняла ребятам, что они не правы, что нужно извиниться перед Никитой. Но вряд ли кто-то что-то понял, хотя все извинились. Прошел год.

Опять наступил праздник – день рождения Никиты. Ребята, как бы вы поступили на месте Никиты сейчас? Как бы вы вели себя за именинным столом, если бы Никита снова решил угостить вас?

Идет обсуждение.

- Почему важно относиться к людям внимательно, чутко? А вас обижали когда-нибудь?

- Как относиться к обидам, к обидчикам своим?

- Как же быть, если вас незаслуженно оскорбили, унизили, растоптали ваше достоинство? Самое главное в этой ситуации – терпение. К сожалению, трудно быть терпеливым, когда сам находишься на взводе, поэтому очень важно выливать негативные эмоции наиболее безопасным для окружающих и себя самого способом. Здесь идеально подойдут активные развлечения, вроде танцев или фитнеса, творческие кружки, занимательное хобби, шопинг.

А можно выполнить следующее упражнение.

Представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т.е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, разрешайте описывать себе только положительные свойства его личности. Если описали отрицательные, то при повторном чтении вычеркните их.

На третьем листке опишите ситуацию вашего конфликта с ним, опять же опираясь на положительные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему...

Действительно, часто очень сложно простить своего обидчика, но этому нужно учиться, вырабатывать терпение, доброжелательное отношение ко всем людям.

Суть бескорыстного, всепрощающего, доброго отношения к человеку заключается в том, что высшая награда для умеющего прощать, умеющего делать добро – это осознание сделанного добра, осознание того, что в тебе есть силы простить.

О каком качестве человека мы сегодня говорили? Что такое доброжелательность? Необходимо ли это качество характера для вас?

Хочется закончить сегодняшнюю беседу строчками из стихотворения вологодского поэта Александра Яшина:

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

В конце мероприятия можно задать ребятам следующий вопрос:

- А знаете ли вы людей доброжелательных?



Автор: Ерошкина Марина Юрьевна (учитель математики) ГБОУ города Москвы центр образования № 1883 "Бутово"
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 2734
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]