Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
«Расту вместе с голосом»
Современное эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодёжи. Высокие требования, предъявляемые к вокально-эстрадному жанру, подталкивают исполнителя к постоянному поиску новых, ярких средств выразительности для воплощения музыкального образа. Поиск «нового звука», «новой пластики», «нового образа» – это не самоцель, это реальные требования сегодняшней эстрады. Музыкальные композиции с современными ритмами и насыщенным сценическим действием требуют от певцов, даже самых юных, большой эмоциональной отдачи, сценической выразительности, владения многими знаниями и умениями в процессе исполнения. Не секрет, что занятие вокалом состоит из нескольких частей: 1.работа над развитием и укреплением голоса с помощью специальных дыхательных и вокальных упражнений, 2.накопление репертуара, 3.работа с микрофоном, 4.концертное выступление и запись вокала в звукозаписывающей студии (завершает очередную ступень вокального развития). Чаще всего выступление на конкурсе или в концерте является самым важным, значимым в работе, своеобразным итогом, но очень редко удается запечатлеть и сохранить звучание исполненного. В этом случае запись песни в звукозаписывающей студии, а впоследствии, возможно, и запись сольного диска, становится не просто готовым творческим продуктом, но и социально значимым явлением, как для самого исполнителя, так и для его семьи и всего творческого коллектива. По этому поводу высказал свою точку зрения Б.М.Теплов: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-либо должен оказывать воздействие, который кому-то нужен... Без этого развитие ребенка неизбежно подменяется развитием некоторого умения». Для исполнителя очень важно знать, что деятельность, имеющая значение только для него, может приобрести широкую социальную значимость, и он получает удовлетворение и радость не только от того, что овладел знаниями и навыками, научился чувствовать и понимать прекрасное, но и от того, что поделился с другими тем, чему научился сам. Записанный сольный или коллективный диск – это результат большого труда, отношение окружающих, реализация природных задатков, музыкальности, артистизма, умение много и упорно работать, воля, выдержка, выносливость, умение собираться не только на сцене, но и в студии, ориентироваться в сложной, экстремальной ситуации. Запись в студии необходима, потому что это: огромный шаг вперёд в творческом и музыкальном развитии исполнителя; стимул для дальнейшего профессионального роста; подъём интеллектуального развития; повышение личностной самооценки; материал для аналитической работы, поиска своего репертуара, стиля; возможность для популяризации и продвижения своего творчества. Цель создание готового творческого продукта в виде записанного материала (одной или нескольких песен, сольного диска); Задачи формирование индивидуальных певческих навыков работы в студии во время записи песен; формирование навыков работы в новых технических условиях; формирование у исполнителей интереса к жанру песни, знакомство учащихся с детским песенным репертуаром, в том числе с помощью прослушивания студийных записей старших учеников; популяризация традиций эстрадной певческой культуры среди юных исполнителей и слушателей; содействие росту исполнительской культуры и мастерства; формирование у участников и слушателей высоких художественных потребностей и эстетического вкуса; подготовка к совместной и индивидуальной творческой деятельности; воспитание у исполнителя духовно-нравственных качеств и эстетических чувств; воспитание чувства ответственности за порученное дело, любви и уважения друг к другу, к чужому труду, воспитание чувства коллективизма, партнёрства, дружбы и взаимовыручки; пропаганда современной детской песни как жанра музыкального искусства, выявление и поддержка юных талантливых исполнителей. Этапы подготовки и реализации проекта Подготовительный этап (4-6 недель) включает в себя долгий и тщательный подбор песенного материала и фонограмм, прослушивание, нацеленное на определённого исполнителя, учитывающее именно его индивидуальные исполнительские, психологические и возрастные особенности. Во время поиска музыкального материала всегда прослушиваются десятки песен различного содержания, из которых на диск попадут всего несколько. Наиболее сложное в этой работе - найти разные по содержанию, по настроению и даже по аранжировке песни для детей от 8 до 17 лет, чтобы записанный диск - главная цель совместной деятельности педагога и учеников - был интересен как исполнителям, так и слушателям. Организационный этап (4-6 недель) направлен на развитие всех видов музыкальной деятельности (восприятия, исполнительства, творчества и музыкального образования) и включает в себя несколько видов индивидуальной работы, которые идут параллельно: 1. Выбранные песни многократно прослушиваются вместе с детьми, отбираются понравившиеся. Главное в выборе песни, чтобы она чем-то привлекла внимание исполнителя - лирикой или героическим напором, детской непосредственностью или юмором, гордостью за свою страну, семью или первой юношеской влюблённостью. Если песня и будущий исполнитель подходят друг другу, то работать будет радостно. Но не исключены ошибки, и кто-то «свою» песню найдет не сразу. Далее определяется тональность фонограммы и начинается творческая работа. 2. На этапе разучивания мелодии и слов песен у детей формируются певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению, а именно: идёт работа над дыханием, развивается музыкальный слух, оценивается точное и неточное пение, высота звуков, их длительность, направление движения мелодии, осуществляется собственный слуховой контроль во время пения, исправление ошибок, а также: развивается голос, формируются навыки звуковедения, формируется, укрепляется и расширяется певческий диапазон. Очень важная часть работы направлена на четкое и разборчивое произнесение слов и буквосочетаний, связанное с осознанием сюжетного развития в тексте. 3. Творческое самовыражение во время исполнения песни очень важно как для певца, так и для слушателя. Каждый исполнитель вкладывает в песню свое понимание и чувствование музыки, пытаясь донести до публики все то, что заложили в свое произведение авторы. Здесь соединяется все: музыкальные данные, эмоциональность, артистизм, физическая выносливость, интеллект и неизменное творческое волнение. Ребенок, сумевший донести и показать все, чему он научился, создать образ песни, создать небольшой рассказ о жизни другого человека, о каком-то событии, несомненно, достоин поощрения и поддержки. Развитие творческих способностей детей на этапе формирования личностных качеств очень трудоёмкий и важный процесс и его значение нельзя недооценивать. 4. Музыкально-образовательная деятельность связана с расширением кругозора, поиском информации об авторах песни, о времени ее создания, об особенностях исполнительства. Учащиеся самостоятельно знакомятся с жизнью и творчеством композиторов и поэтов, подбирают интересные иллюстрации в виде стихотворений к знакомым песням, смотрят видеофильмы и делятся впечатлениями о них, читают публикации в прессе и в сети Internet. Кроме того, ребята занимаются сбором интересных фактов из истории создания песни, подготовкой рассказа о самой любимой песне, подготовкой небольших информационных сообщений для своих одноклассников. Подготовка к данному проекту вызовет у детей дополнительный интерес к музыке и таким школьным предметам, как история, литература и русский язык. Знакомство с новыми стихотворениями, поэзией незнакомых ранее авторов, знания об исторических событиях, важных датах в жизни своей страны, её народа, своей семьи, полученные через песню, умение красиво и искренне рассуждать об этом - несомненное приобретение для любого учащегося. Репетиции (промежуточный этап), рекомендации по полученным результатам (4 недели). С выученными песнями учащиеся выходят на звуковые репетиции, где главное внимание уделяется работе с фонограммой и микрофоном. Продолжается работа над чистотой интонации во время пения в унисон и двухголосно, над дикцией, красотой и яркостью звука, динамикой, настроением и образом песни. Запись в студии Запись вокала в студии существенно отличается от концертного выступления. Во-первых, в студии работа идёт в особых акустических условиях (подавление шума с помощью звукоизоляции, маленькое закрытое помещение), обязательно с микрофоном, и слышен свой голос только в наушниках. То есть необходимо приспосабливаться к другим внешним условиям, соответственно, привычная связь голос-ухо-ощущение тоже меняется. Не каждый взрослый музыкант сможет мгновенно освоиться в данной ситуации, не говоря уже о детях. Необходимо время (возможно 2-3 пропевания песни) для того, чтобы исполнитель привык к другой обстановке, новым ощущениям, к своему «новому» голосу, испробовал несколько вариантов работы с микрофоном (наличие обработки, её уровень и т.д.). Во-вторых, есть возможность много раз перепевать мелодию песни, делать несколько вариантов записи. Также можно записывать песню куплетами, фразами и даже отдельными нотами. Конечно, лучше избежать мелкого дробления музыкального материала, так как в этом случае теряется целостная линия исполнения песни, образно-драматургический настрой. Очень важно во время записи обрести внутреннюю уверенность, способность вести за собой оркестр в фонограмме, смело проявлять своё творческое «Я». И работа движется спокойно, и результат будет положительным. Но бывают ситуации, когда вдруг вся работа начинает тормозиться, многократные повторения куплета или фразы не приводят к нужному результату, общее состояние близко к панике. Это значит, что эпизод был недостаточно заучен в классе и теперь слышны все недоработки (интонационные или дикционные) или исполнитель недостаточно адаптировался в новых условиях. В этом случае, прежде всего, необходимо успокоиться, отвлечься, уступить микрофон для записи другому исполнителю, а затем, через некоторое время, вернуться к работе и постараться её достойно завершить. Поэтому записываться в студии лучше уже с готовым к исполнению материалом, когда целью певца становится донести, качественно исполнить задуманное и выученное произведение. В любом случае, записывать свой голос очень полезно, так как во время пения исполнитель слышит себя иначе, чем слушатель. Но как только запись в студии произошла, становятся очевидны все недоработанные, слабые места, потому что музыкант себя слышит со стороны и реально может оценить качественный уровень своей работы. Если уровень исполнения его и педагога удовлетворяет – это замечательно. Если нет – есть повод задуматься и определить задачи для дальнейшей работы. Иногда полезно и важно через некоторое время вернуться к уже записанному материалу, когда произведение многократно будет напето или, наоборот, «отлежится» в голове и в сердце. Часто бывает, что при перезаписи песня зазвучит по-другому, более зрело и осознанно, с более глубоким пониманием и отношением. Главное, чему постоянно учится исполнитель, как на сцене, так и в студии – это воспитанию исполнительской воли, умению творить, вложив в неё часть своей души, создать Песню, а не формально пропеть ноты и четко произнести слова. Оформление диска (1-2 недели) Внешний вид записанного диска, результат большой работы многих людей – важная составляющая проекта. Даже сверхсовременная запись известных песен популярными исполнителями не произведёт впечатления, если её представить в неподобающем виде. Необходимо заранее со всеми участниками совместной деятельности: обсудить макет оформления обложки (фон, фотографии индивидуальные или групповые, детали декора и т.д.), сделать качественные снимки или заказать их в профессиональной фотостудии, уже готовый, напечатанный сигнальный экземпляр обложки обсудить ещё раз. Каждый участник проекта должен быть доволен! Результат кропотливой, трудоёмкой работы - диск с записанными тобой песнями в руках. Концерт-презентация диска Презентация диска – важный этап в создании проекта. Важно чтобы больше людей узнало о завершении проекта, так как это потенциальные зрители и слушатели, публика, для которой мы работаем, поём, выступаем. Целесообразнее презентацию устроить в виде концерта, о чём заранее оповестить всех заинтересованных лиц, объявив о нём по школьному радио и развесив афиши. Перед концертом печатаются и раздаются пригласительные билеты. На концерт приглашаются родители, родственники, учителя, учащиеся школы, знакомые, друзья. Оборудование: музыкальный центр, радиомикрофоны, мультимедийный проектор, сопровождающий концерт презентацией, состоящей из слайдов-иллюстраций к звучащему материалу, а также с некоторых этапов подготовки проекта. Концерт может быть записан на видео. После концерта идет вручение дисков исполнителям, представление создателей и участников проекта, руководителей студии, технических помощников, а также обмен впечатлениями, выступление зрителей, фотографирование. Результативность Успешным результатом создания проекта (записи диска) можно считать: отзывы профессионалов, педагогов-вокалистов, певцов, зрителей, родителей, друзей; продвижение записанных песен на радио, на Internet-конкурсы; обмен дисками с детскими эстрадными коллективами с целью знакомства с интересными исполнителями и новым репертуаром, знакомство и разучивание песен младшими учениками во время прослушивания записей песен старших учеников; выступления учащихся с подготовленными номерами на различных конкурсах и фестивалях, получение грамот и дипломов различных степеней. Комментарии участников проекта: Солист студии, Лауреат конкурса «Марьинская весна» Петров Александр: Студийная запись является неотъемлемой частью любой вокальной деятельности. Очень важно, что можно услышать себя со стороны: сделать определённые выводы, найти изъяны и недостатки, получить возможность создать лучший звук. Запись на студии - это необходимый опыт, стремление к новому звучанию, вместе с тем, интересный и увлекательный процесс. Роман Персанов и Азимов Азим Солисты студии, авторы и исполнители рэп-композиций, Лауреаты Городского конкурса «Мой первый диск» в рамках конкурса «ЮТМ» Роман Персанов: ..Запись на студии, если она первичная - это, для начала, возможность проявить себя как профессионального вокалиста или музыканта. Услышав себя со стороны, человек может вообще отказаться от музыки, или, наоборот, погрузиться в мир фонограмм и «а capell» на всю свою жизнь. Как правило, люди, желающие достичь высоких результатов, никогда не останавливаются на достигнутом. Человек постоянно развивается, соответственно, и его способности тоже. Поэтому, малоизвестная песня сегодня, может с легкостью сменится через полгода каким-нибудь мировым хитом. Не без плодотворной работы, конечно же. Правильно использованная возможность стать хорошим артистом может сыграть большую роль в жизни. Так что, запись в студии - это не только новые знакомства, связи и эмоции, но еще и открытие в себе таланта, бесценный опыт, совершенствование полученных умений и навыков. Шаг в новый, неизведанный, интересный мир. Несколько лет назад, переборов себя, я шагнул в этот мир и остался в нем. И сейчас ни капли о том не жалею! Азимов Азим: Что для меня запись в профессиональной студии? Во-первых, работа в студии – это тяжелый труд и нужно иметь терпение, чтобы добиться желаемого результата, но и перенапрягаться и волноваться тоже не стоит, нужно быть собранным и знать, что ты делаешь. Во-вторых, запись на студии - это часть моей жизни. Написав новую песню, мы с коллегой по группе обязательно едем ее записывать. Сразу возникает вопрос: «зачем это нужно?». Записав песню, мы слушаем ее, работаем над ошибками, чтобы материал становился качественнее. И еще, записанную песню слушают другие люди, которые интересуются нашим творчеством, записывают на электронные носители и наслаждаться их прослушиванием. И чтобы привлечь к себе такой интерес, в первую очередь, нужно иметь качественно записанный материал, чтобы сделать его таковым, нужно записать материал в профессиональной студии – вот такой круговорот. Запись на студии – это буря эмоций: радость, грусть, отчаяние, злость, риск и многое другое, это опыт и рост музыканта. Я совсем не жалею, что стал записывать песни на студии. Солистка студии, Лауреат Всероссийских, Городских и Областных конкурсов, студентка РАМ им.Гнесиных Саттарова София: Я считаю, что запись в студии - это замечательная возможность следить за ростом вокальных навыков. Начав работать в студии в 15 лет, я старалась каждую выученную мною песню записать. Для меня это было важно, так как уже в этом возрасте я знала, что свяжу свою будущую жизнь с пением и сценой. Мой первый сольный диск был для меня огромным шагом вперёд. Конечно, сейчас я слышу и понимаю, что мои первые записи не идеальны, но они дали мне огромный стимул для дальнейшего музыкального развития. Постепенно я начала находить удобный звук в микрофоне, для меня важно, чтобы была свобода, полет, легкость в голосе. Мне нравилось петь и добавлять что-то новое в песню, варьировать ритм, мелодию. Ведь искать свой звук и по-своему спеть известную песню – это и есть творчество! Мне было 16 лет, когда я первый раз записала известный джазовый стандарт «Summertime». Спустя 2 года я решила записать его снова, потому что очень люблю и дорожу этой музыкой. Получились две совершенно разные записи одной песни. За два года я получила колоссальный опыт работы над джазовой музыкой и научилась более точно и грамотно ее исполнять. Для каждого начинающего певца очень важна запись в студии, для меня – это неотъемлемая часть моей творческой жизни! Список литературы: Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2. М., 1958. Карягина А.Г. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих. 2008. Поем вместе с Эллой Фитцджеральд. 2003. Риггс. Как стать звездой. Техника пения в речевой позиции. 2004. Романова Л. Школа эстрадного вокала. Для начинающих и профессионалов. Учебное пособие. 2008. Сафронова О. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. 2009. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. Теплов Б.М. Психологические основы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР, 1947, №11, с. 19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. Трояновская А. 100 вокальных упражнений.1934. Ховард Э, Х.Остин. Вокал для всех. Техника пения. 2007. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы. ДМШ. 2002. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. Автор: Хрусталёва Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №1934 Российско-Словацкой дружбы
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 686 |
Всего комментариев: 0 | |