Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме:«Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать».
Цели урока: Формировать общие представления о нашей стране – России. Познакомить детей с физической картой России, формировать первоначальные умения, связанные с «чтением» карты. Знать наиболее распространённые условные обозначения карты. Уметь работать с физической картой, то есть «читать» её. Оборудование: 1.Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, 2 часть. Плешаков А.А. 2. Физическая карта России. 3. Фишки от 1 до 7 (9 наборов) 4. Карточки-таблички со словами для схемы; карточки с изображением реки, горы, равнины. 5. Условные знаки: река, равнина, горы, море. 6. Прямоугольники из цветной бумаги синего, зелёного, жёлтого и коричневого цветов, тетрадь, цветные карандаши, карточки с именами учеников – для каждого ученика. Ход урока 1.Организационный момент. (1 мин.) 2. Проверочная работа.(3 мин.) - Прежде, чем мы начнём изучение новой темы, я хочу проверить, как вы усвоили материал, прошлых уроков. У каждого на парте лежат листочки с тестом. Вам надо выбрать правильный вариант ответа и обвести его. 1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется: а) горизонт; б) линия горизонта; в) стороны горизонта. 2. Прибор для определения сторон горизонта называется: а) термометр; б) телескоп; в) компас. 3. Сторона горизонта противоположная северу, - это: а) восток; б) юг; в) запад. 4. Место, где река берёт своё начало, называют: а) притоком; б) устьем; в) истоком. 5. Ровные, или почти ровные участки земной поверхности, - это: а) горы; б) равнины; в) холмы. 3. Введение в тему урока. (5 мин.) - Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша страна? (Россия). - А как ещё называют нашу страну? (Русь, матушка, Отечество, Родина, мать). - Наша родина Россия в древности называлась Русью. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. - Так какие же другие имена есть у нашей страны? (ответы детей). - А кто сможет показать Россию на глобусе? - Наша страна занимает огромную территорию. Каждый её уголок прекрасен по-своему. (Рассматривание картинок на доске). И мы можем совершить путешествие в любой её уголок, не выходя из класса. В этом нам поможет.. ,а с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ходить нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта) - Правильно, это карта. (Учитель вывешивает карту России). - И сейчас мы рассмотрим Россию крупным планом на карте. Вот она. - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Ответы детей). - Молодцы! И тема урока: «Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать». (Учитель вывешивает на доску название темы урока). - Сейчас откройте свои тетради и кратко запишите тему нашего урока – Карта. 4. Изучение нового. (15 мин.) - А что такое карта? (Ответы детей). - Давайте сравним эти ответы с правильным определением. (Учитель вывешивает на доску плакат с определением). Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. - То есть специальные учёные, измерили землю и уменьшили её в несколько раз. - Существует много различных специальных карт (показ карт учителем), с которыми вы познакомитесь позднее. - А сейчас, откройте учебники на с.86. Ребята, для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её. Сегодня мы научимся читать карту. Как вы понимаете слова «читать карту». (Ответы детей). «Читать карту» - это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. «Читать карту» - это находить сушу, реки, моря, озёра, океаны, города. Определять по карте стороны горизонта. Далее учитель работает с настенной картой, дети – с картой на с.86-87 в учебнике. - Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта. (Север, запад, юг, восток) - Север на картах – всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. (Учитель показывает на настенной карте, дети – на картах в учебнике.) - К Северному или Южному полюсу Россия расположена ближе? (К Северному полюсу). - Чтобы не спутать с другими странами территорию нашей страны существует граница. Где она находится? (Один ученик выходит к доске и показывает). - Если граница проходит по морю, то она называется – морской, а если по суше – сухопутной. - Давайте, вместе определим границы России. (Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полюса и называя моря и участки суши, по которым она проходит.) - Покажите границы России в учебнике соседу по парте. (Работа в парах). - Найдите на карте в учебнике столицу нашего государства и город, в котором мы живём. (Находят сначала в учебнике, а затем на настенной карте). - Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом – уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней. - Назовите моря, омывающие нашу страну с севера. (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.) - …с востока. (Берингово, Охотское) - Моря, находящиеся на юге нашей страны. (Чёрное, Каспийское.) - А на западе? (Балтийское) 5. Физкультминутка. Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, замри! Продолжение работы. - У каждого на парте лежат цветные прямоугольники. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? Голубым цветом – вода (моря, реки, озёра). Зелёным, жёлтым и коричневым - суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы. (Учитель вывешивает на доску карточки со словами и показывает на настенной карте, например, Восточно – Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Уральские горы, Кавказские горы.) - Почему же равнины обозначены разными цветами? (Ответы детей) - Дело в том, что на равнине есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на картах зелёным цветом, а возвышенности – жёлтым. (Учитель показывает на настенной карте низменности и возвышенности на Восточно-Европейской равнине.) - Запишем в тетрадь новые для вас слова (Равнины – низменности – возвышенности). 6. Закрепление пройденного. ( 5 мин.) 1) Самостоятельная работа. - А теперь проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте различные цвета. Я буду показывать картинки с изображением рек, гор и равнин, а вы будете показывать прямоугольники из цветной бумаги того цвета, который соответствует данной картинке. Физкультминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. 2) Работа в парах. - На каждой парте есть наборы фишек с номерами от 1до 7. Рассмотрите фотографии в учебнике на с.88-89. Они сделаны в разных местах нашей страны. Найдите эти места на карте в учебнике и обозначьте их фишками с номерами. У 1 варианта учебник открыт на с. 86-87, а у 2 варианта на с. 88-89. (После того, как задание полностью выполнено, осуществляется проверка. Учитель показывает места, где должны располагаться фишки на настенной карте.) 7. Закрепление изученного. (5 мин.) - А теперь посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, что запомнили? - Что такое карта? - Что значит «читать карту»? - Как определить по карте стороны горизонта? - Что обозначают на карте различные цвета? А как думаете, почему есть светлые цвета, есть тёмные? Спросите дома у родителей. 8. Итог урока и выставление оценок. (5мин.) - Что интересного было для вас на уроке? - Что нового узнали? Домашнее задание. - Прочитаете про главную реку нашей страны с. 90-91 и найдёте её на карте. - А кто сможет, найдёт информацию о главной реке нашего города. - А сейчас я предлагаю вам взять карточку с вашим именем, выйти к доске и с помощью карты России оценить себя так, как вы сегодня работали на уроке. Если вы считаете, что вы сегодня работали на «5» - приклейте свои карточки на горы, если на «4» - на равнины, а если считаете, что вы сегодня плохо потрудились, то на моря. - Молодцы! Урок окончен. Автор: Еске Наталья Юрьевна, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени А.С.Пушкина»
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 2179 |
Всего комментариев: 0 | |