Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме:«Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать».
Цели урока: Формировать общие представления о нашей стране – России. Познакомить детей с физической картой России, формировать первоначальные умения, связанные с
«чтением» карты.
Знать наиболее распространённые условные обозначения карты.
Уметь работать с физической картой, то есть «читать» её.
Оборудование:
1.Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, 2 часть. Плешаков А.А.
2. Физическая карта России.
3. Фишки от 1 до 7 (9 наборов)
4. Карточки-таблички со словами для схемы; карточки с изображением реки, горы, равнины.
5. Условные знаки: река, равнина, горы, море.
6. Прямоугольники из цветной бумаги синего, зелёного, жёлтого и коричневого цветов, тетрадь, цветные карандаши, карточки с именами учеников – для каждого ученика.


Ход урока
1.Организационный момент. (1 мин.)
2. Проверочная работа.(3 мин.)
- Прежде, чем мы начнём изучение новой темы, я хочу проверить, как вы усвоили материал, прошлых уроков. У каждого на парте лежат листочки с тестом. Вам надо выбрать правильный вариант ответа и обвести его.

1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется:
а) горизонт;
б) линия горизонта;
в) стороны горизонта.
2. Прибор для определения сторон горизонта называется:
а) термометр;
б) телескоп;
в) компас.
3. Сторона горизонта противоположная северу, - это:
а) восток;
б) юг;
в) запад.
4. Место, где река берёт своё начало, называют:
а) притоком;
б) устьем;
в) истоком.
5. Ровные, или почти ровные участки земной поверхности, - это:
а) горы;
б) равнины;
в) холмы.
3. Введение в тему урока. (5 мин.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша страна? (Россия).
- А как ещё называют нашу страну? (Русь, матушка, Отечество, Родина, мать).
- Наша родина Россия в древности называлась Русью. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- Так какие же другие имена есть у нашей страны? (ответы детей).
- А кто сможет показать Россию на глобусе?
- Наша страна занимает огромную территорию. Каждый её уголок прекрасен по-своему. (Рассматривание картинок на доске). И мы можем совершить путешествие в любой её уголок, не выходя из класса. В этом нам поможет.. ,а с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ходить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
(Карта)
- Правильно, это карта. (Учитель вывешивает карту России).
- И сейчас мы рассмотрим Россию крупным планом на карте. Вот она.
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Ответы детей).
- Молодцы! И тема урока: «Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать». (Учитель вывешивает на доску название темы урока).
- Сейчас откройте свои тетради и кратко запишите тему нашего урока – Карта.
4. Изучение нового. (15 мин.)
- А что такое карта? (Ответы детей).
- Давайте сравним эти ответы с правильным определением. (Учитель вывешивает на доску плакат с определением).
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
- То есть специальные учёные, измерили землю и уменьшили её в несколько раз.
- Существует много различных специальных карт (показ карт учителем), с которыми вы познакомитесь позднее.
- А сейчас, откройте учебники на с.86. Ребята, для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать её. Сегодня мы научимся читать карту. Как вы понимаете слова «читать карту». (Ответы детей).
«Читать карту» - это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. «Читать карту» - это находить сушу, реки, моря, озёра, океаны, города. Определять по карте стороны горизонта.
Далее учитель работает с настенной картой, дети – с картой на с.86-87 в учебнике.
- Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта. (Север, запад, юг, восток)
- Север на картах – всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. (Учитель показывает на настенной карте, дети – на картах в учебнике.)
- К Северному или Южному полюсу Россия расположена ближе? (К Северному полюсу).
- Чтобы не спутать с другими странами территорию нашей страны существует граница. Где она находится? (Один ученик выходит к доске и показывает).
- Если граница проходит по морю, то она называется – морской, а если по суше – сухопутной.
- Давайте, вместе определим границы России. (Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полюса и называя моря и участки суши, по которым она проходит.)
- Покажите границы России в учебнике соседу по парте. (Работа в парах).
- Найдите на карте в учебнике столицу нашего государства и город, в котором мы живём. (Находят сначала в учебнике, а затем на настенной карте).
- Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом – уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней.
- Назовите моря, омывающие нашу страну с севера. (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.)
- …с востока. (Берингово, Охотское)
- Моря, находящиеся на юге нашей страны. (Чёрное, Каспийское.)
- А на западе? (Балтийское)
5. Физкультминутка.

Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри!

Продолжение работы.
- У каждого на парте лежат цветные прямоугольники. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? Голубым цветом – вода (моря, реки, озёра). Зелёным, жёлтым и коричневым - суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы. (Учитель вывешивает на доску карточки со словами и показывает на настенной карте, например, Восточно – Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Уральские горы, Кавказские горы.)
- Почему же равнины обозначены разными цветами? (Ответы детей)
- Дело в том, что на равнине есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на картах зелёным цветом, а возвышенности – жёлтым. (Учитель показывает на настенной карте низменности и возвышенности на Восточно-Европейской равнине.)
- Запишем в тетрадь новые для вас слова (Равнины – низменности – возвышенности).

6. Закрепление пройденного. ( 5 мин.)
1) Самостоятельная работа.
- А теперь проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте различные цвета. Я буду показывать картинки с изображением рек, гор и равнин, а вы будете показывать прямоугольники из цветной бумаги того цвета, который соответствует данной картинке.
Физкультминутка
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

2) Работа в парах.
- На каждой парте есть наборы фишек с номерами от 1до 7. Рассмотрите фотографии в учебнике на с.88-89. Они сделаны в разных местах нашей страны. Найдите эти места на карте в учебнике и обозначьте их фишками с номерами. У 1 варианта учебник открыт на с. 86-87, а у 2 варианта на с. 88-89. (После того, как задание полностью выполнено, осуществляется проверка. Учитель показывает места, где должны располагаться фишки на настенной карте.)
7. Закрепление изученного. (5 мин.)
- А теперь посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, что запомнили?
- Что такое карта?
- Что значит «читать карту»?
- Как определить по карте стороны горизонта?
- Что обозначают на карте различные цвета? А как думаете, почему есть светлые цвета, есть тёмные? Спросите дома у родителей.
8. Итог урока и выставление оценок. (5мин.)
- Что интересного было для вас на уроке?
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
- Прочитаете про главную реку нашей страны с. 90-91 и найдёте её на карте.
- А кто сможет, найдёт информацию о главной реке нашего города.
- А сейчас я предлагаю вам взять карточку с вашим именем, выйти к доске и с помощью карты России оценить себя так, как вы сегодня работали на уроке. Если вы считаете, что вы сегодня работали на «5» - приклейте свои карточки на горы, если на «4» - на равнины, а если считаете, что вы сегодня плохо потрудились, то на моря.
- Молодцы! Урок окончен.



Автор: Еске Наталья Юрьевна, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени А.С.Пушкина» 
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 2179
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]