Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Преемственность семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников (опыт работы)»
С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности.
Перед школой, которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.
Одна из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста - податливость и внушаемость. Их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок будет складываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок может приобрести только в семье.
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.
Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
Закон культивирования в семье положительных привычек.
Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1) Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
2) Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
3) Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
4) Психолого-педагогическая диагностика
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
5) Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
6) Коррекционная работа.
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям.
Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.
Педагогическое просвещение я планирую в соответствии с возрастными особенностями детей, целей учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Включаю в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обмен опытом воспитания детей в семье; день открытых дверей. Так в 2008-2009 учебном году наиболее удачными считаю родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным», родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я - читающая семья». В 2009-2010 учебном году родители с интересом восприняли деловую игру «Развитие личности младшего школьника», а также в рамках проекта по гражданскому образованию – анкетирование и беседу «Ваш ребёнок выбирает друзей».
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН, посещение театров, выставок; походы, поездки; дни здоровья; помощь в ремонте и эстетическом оформлении классной комнаты; изготовление наглядных пособий; выпуске газет. Все родители по желанию делятся на четыре группы. Каждая творческая группа работает одну четверть. Помогая учителю в организации и проведении мероприятий. В конце четверти группа отчитывается о проделанной работе. Такая система активизирует родителей. Они включаются в работу практически все, при том каждый привносит свою лепту. Большая часть родителей инициативна, мобильна, легко идут на контакт и очень ответственна.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому я включаю в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив развития ученика, педагогические консультации.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания осуществляется с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневника наблюдений за процессом развития ребенка, направление родителям благодарственных открыток.


Автор: Еске Наталья Юрьевна, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени А.С.Пушкина» 
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 798
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]