Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Урок - экскурсия "ЛЕРМОНТОВ В ПЕТЕРБУРГЕ"
Цели: 1. Расширение знаний о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. 2. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи и творческих способностей учащихся. 3. Обучение учащихся последовательному и полному описанию скульптурного произведения с учётом особенностей этого вида и искусства. 4. Воспитание уважения, бережного отношения к духовным ценностям города Санкт-Петербурга. Подготовка к экскурсии: 1. Подготовить рассказ о детстве М.Ю.Лермонтова (по материалам уроков, дополнительной литературы). 2. Подготовить материал о создании памятников М.Ю.Лермонтову. 3. Вспомнить произведения, в которых М.Ю.Лермонтов рассказывает о Санкт-Петербурге. 4. Найти материал о памятных местах города, связанных с именем поэта, рассказать об одном из них. Домашнее задание: (Учащиеся могут выбрать задание.) 1. Написать отзыв об экскурсии. 2. Подготовить вопросы к викторине, кроссворд. 3. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова. Методика проведения экскурсии. В поездке нарушаются стереотипы. Удачное путешествие – это маленькая жизнь, прожитая в семье единомышленников, это исследование. 1. Подготовка, создание эмоциональных и информационных установок. 2. Проведение урока-экскурсии. 3. «Обратная связь»: творческое осмысление пережитого. Творческое домашнее задание. На уроке после экскурсии учащиеся пишут сочинение – описание скульптурного произведения (2 часа). Проведение экскурсии (Маршрут путешествия учитель продумывает перед экскурсией) 1. Набережная реки Мойки (близ Синего моста – Исаакиевская площадь, дом №6; Мойка №12). 2. Лермонтовский проспект (дом №54, угол ул.союза печатников). 3. Невский проспект, дом №30. 4. Садовая улица, дом №61, дом №3. 5. Дворцовая набережная, Адмиралтейский сад. 6. Фонтанка, дом №101, дом №22, летний сад. 7. Музей Института Русской литературы. Вступительное слово учителя Кидала ночь свой странный полусвет, Румяный запад с новою денницей На севере сливались, как привет Свидания с молением разлуки; Над городом таинственные звуки, Как грешных снов нескромные слова, Неясно разливались – и Нева, Меж кораблей, сверкая на просторе, Журча, с волной их уносила в море. ( «Сказка для детей, М.Ю.Лермонтов) Давно наступило время, о котором мечтал В.Г.Белинский, когда имя М.Ю.Лермонтова сделалось «народным именем и гармоничные звуки его поэзии…слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах». Наследие великого поэта стало достоянием не только народов России, - оно известно далеко за пределами нашей Родины. Миллионы читателей на всех континентах изучают русский язык: знакомясь с произведениями русских писателей, они читают Лермонтова как на своём родном языке, так и в подлиннике, по-русски. С годами всё шире становится круг людей, которые хотят больше узнать о Лермонтове, представить себе сложный внутренний мир поэта. Для Лермонтова Петербург – город ранней зрелости и творческого расцвета. Сюда он приезжал 18-им юношей осенью 1832 года. Здесь он связал свою судьбу с военной службой . Тут он создал свою лучшую драму «Маскарад». Когда был убит Пушкин, из этого города на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам – стихотворение «Смерть поэта». Эти стихи сблизили их автора с кругом друзей Пушкина. После возвращения в Петербург из первой ссылки Лермонтов сотрудничал в лучшем журнале тех лет – «Отечественных записках». В этом городе в 1840 году вышли в свет отдельными изданиями роман «Герой нашего времени» и единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Лермонтова». В Петербурге состоялась памятная встреча с В.Г.Белинским. Последнее пребывание Лермонтова в столице в 1841 году – один из самых напряжённых и творческих вдохновенных периодов его жизни. На экскурсии речь пойдёт о лермонтовском Петербурге, о жизни и творчестве Лермонтова в нашем городе, о лермонтовских памятных местах в современном Петербурге. Мы попытаемся воссоздать образ поэта и облик Петербурга 19 века, опираясь на многочисленные работы, посвящённые Лермонтову, и на обширную специальную литературу по истории города. Рассказ ученика М.Ю.Лермонтов впервые приехал в Петербург в августе 1832 года. Молодому поэту было тогда 18 лет. Пасмурной, холодной и непривлекательной показалась ему столица: Увы! Как скучен этот город. Своим туманом и водой!.. Лермонтов поселился со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой на наб. реки Мойки в доме графа Ланского (дом не сохранился). В своё время это большое здание, выходившее фасадом на Глухой переулок (ныне переулок Пирогова). Перед домом был разбит сад, тянувшийся вдоль Мойки и отделенный от набережной оградой на каменных столбах. Окна комнаты Лермонтова выходили на Мойку. Однажды в лунную ночь поэт наблюдал небольшое наводнение, о котором сообщал в Москву М.А.Лопухиной, описывая это необычное для него зрелище. Романтически настроенному Лермонтову хотелось побыстрее увидеть море, которое он воспринимал преимущественно через призму поэзии Байрона и Пушкина. Рассказ ученика Однако первые впечатления, полученные поэтом, не оправдали его надежд: И наконец я видел море, Но кто поэта обманул? Я в роковом его просторе Великих дум не почерпнул: Нет! Как оно я не был волен; Болезнью жизни, скукой болен, (Назло былым и новым дням) Я не завидовал, как прежде, Его серебряной одежде, Его бунтующим волнам. Но во время пребывания Лермонтова на взморье его взору представился широко раскинувшийся Финский залив. Белеющий «в тумане моря голубом» «парус одинокий» вдохновил его на создание стихотворения «Парус» (учащиеся читают это стихотворение) Рассказ учителя (остановка) В Петербурге Лермонтов мечтал поступить в университет, но ему отказали зачесть 2 года, проведенные в Московском университете. Огорченный этой неудачей, после недолгих, но мучительных колебаний, поэт неожиданно для многих близких ему людей поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «Я до сих пор предназначал себя для литературного поприща и принес столько жертв своему неблагодарному кумиру и вдруг становлюсь воином»,- сообщал Лермонтов в одном из своих писем к М.А.Лопухиной. Рассказ ученика Школа, в которую зачислили поэта 10 ноября 1832 года, помещалась на наб. реки Мойки, около Синего моста, в доме Чернышева, построенном архитектором Ж.-Б.Валлен-Деламотом. В 1844 году на месте этого здания был построен Мариинский дворец. Жизнь в школе была однообразной и суровой. Каждый день начинался барабанным боем и проходил в маршировках, верховой езде в Манеже, военных парадах и караульной службе. Среда, окружавшая поэта, была далека от тех интеллектуальных интересов, которыми привык жить Лермонтов. В это учебное заведение поступала большей частью молодежь из аристократических семей, материально хорошо обеспеченная. Все свободное время проводилось в кутежах и светских развлечениях. И хотя Лермонтов принимал участие в шалостях и затеях, все же взгляды и понятия юнкеров-аристократов были ему чужды. Пребывание Лермонтова в школе в течение «двух страшных лет» отразилось на его творческой продуктивности. Он писал меньше, тайком от начальства, урывками, по вечерам, спрятавшись в одном из самых отдаленных классов юнкерской школы. В таких условиях продолжал он работу над поэмой «Демон» и романом о пугачевском восстании («Вадим»). По справедливому замечанию А.Блока, в этом произведении «содержатся глубочайшие мысли о русском народе и революции». Тогда же Лермонтов написал «Хаджи Арбека» - поэму из жизни кавказких горцев. Его родственник и товарищ по юнкерской школе Е.Д.Юрьев позднее без ведома поэта отнес рукопись поэмы в редакцию журнала «Библиотека для чтения», где она и была напечатана в 1835 году. Рассказ учителя В конце 1834 года Лермонтов окончил юнкерскую школу и был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, который квартировал в Царском Селе. Поэт часто бывал в Петербурге, где обычно останавливался у родного брата своего деда Н.В.Арсеньева в его 2 этажном особняке. Сейчас это 6этажный дом под №10\8 на углу ул. Союза печатников(Торговая) и Лермонтовского пр. Здесь встречал Лермонтова его дальний родственник М.Н.Логвинов, в воспоминаниях которого читаем: «Однажды, после обеда, Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил…трубкой, сел за фортепиано и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант). Как только я подошел к окну и увидел на нем тетрадь in folio и очень толстую; на заглавном листе крупными буквами было написано: «Маскарад, драма». Я взял и спросил у Лермонтова: его ли это сочинение? Он обернулся и сказал: «Оставь, оставь, это секрет». Но потом подошел, взял рукопись и сказал, улыбаясь: «Впрочем, я прочту что-нибудь, это сочинение одного молодого человека»,- и действительно прочел мне несколько стихов…» Рассказ ученика При создании «Маскарада» Лермонтов использовал свои наблюдения над жизнью петербургского «света». В частности, поэт описал в этой драме один из традиционных маскарадов, устраивавшихся в доме Энгельгарда. Ныне это дом №30 по Невскому проспекту (в нем расположен Малый зал имени Глинки Петербургской филармонии), восстановленный по старым планам после Великой Отечественной войны (в здание попала бомба). На маскарадах у Энгельгарда, пользовавшихся огромным успехом в петербургском светском обществе 1 половины 30-х годов 19 века, бывали Николай Первый и члены царской семьи. Лермонтова нельзя назвать певцом Петербурга в полном смысле этого слова, тем не менее события петербургской жизни 30 годов 19 века, быт и нравы жителей столицы нашли отражение во многих его произведениях. Кроме «Маскарада» к ним относятся «Княгиня Лиговская», «Смерть поэта», «Сказка для детей» и др. Рассказ учителя (Остановка, выходим из автобуса. Рассматриваем дом, улицу, доходим до Никольского собора) Садовая улица, дом№61. Позже дом был надстроен еще двумя этажами и в таком виде сохранился до сих пор. Сейчас это дом №61 по Садовой улице, отмеченной мемориальной доской. Здесь Лермонтов написал роман «Княгиня Лиговская». Поэт рисует и ярко освещенные подъезды богатого особняка на Миллионной улице, и толпу, которая тут же с завистью разглядывает нарядные кареты. В романе Лермонтов довольно точно указывает места, связанные с жизнью героев. В последних числах января 1837 года огромная толпа народа осаждала дом Волконской на наб. реки Мойки №12. Здесь от тяжелой раны, полученной на дуэли, умирал А.С.Пушкин. Взволнованные горестным известием, «люди всех состояний, знакомые и незнакомые» стремились узнать о здоровье великого русского поэта. Когда нанимали извозчиков, говорили только: «К Пушкину», и последние везли на Мойку. У Певческого моста не было ни прохода, ни проезда. 29 января 1837 года, в 2 часа 45 минут Пушкин умер. Чтение стихотворения «Смерть поэта» (отрывок) В это время Лермонтов был болен. Доктор Арендт, приглашенный к больному (Садовая ул., дом №61), сообщил ему подробности о дуэли и смерти Пушкина. П.П.Семенов-Тян-Шанский рассказывает в своих воспоминаниях о том, что видел Лермонтова у гроба Пушкина… глубоко потрясенный печальным событием, Лермонтов написал стихотворение «смерть поэта», в котором с огромной силой и страстью выразил не только свою личную скорбь, но и то, что думал и чувствовал. Чтение стихотворения Через несколько дней после создания этого стихотворения к Лермонтову заехал его родственник – камер-юнкер Столыпин. В споре, возникшем между Столыпиным и Лермонтовым, Столыпин встал на сторону убийц Пушкина. Острые чувства возмущения и гнева, охватившие Лермонтова, подсказали ему 16 новых заключительных строк: А вы, надменные потомки… (Чтение строк) В них Лермонтов прямо сказал, что истинные убийцы Пушкина – великосветская знать, которую поддерживает сам царь. В этом стихотворении Лермонтов не только разоблачил тайный заговор вокруг Пушкина, не только сказал правду, о которой молчали даже самые близкие друзья Пушкина. От имени передовой мыслящей России он грозил убийцам судом истории, судом народа. Стихотворение сразу стало широко известным. Оно переписывалось современниками друг у друга, читалось вслух в модной кондитерской Вольфа и Беранже. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова»,- писал впоследствии А.И.Герцен, а другой современник – В.А.Соллогуб - отмечал: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова». Рассказ ученика (Выходим на Дворцовой площади) Списки стихотворения Лермонтова попали в руки жандармов. 20 февраля поэт был арестован и посажен «в одну из комнат верхнего этажа Главного штаба». К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. «Лермонтов велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес»,- рассказывал А.П.Шан – Гирей. Это были стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «сосед». Кроме того, поэт переделал ранее написанное им стихотворение «Желание», теперь оно получило название «Узник». Лермонтов выразил в нем чувство одиночества и грусти, охватившие его в заключении. Чтение стихотворений «Узник» и «Когда волнуется желтеющая нива» Рассказ учителя 25 февраля 1837 военный министр Чернышев передал шефу жандармов Бекендорфу «высочайшее повеление»: перевести Лермонтова в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии. Поэт отправился в первую ссылку на Кавказ. Через год благодаря хлопотам бабушки Лермонтов был возвращен из ссылки. Поэт служил в Новгороде, на Сергиевской улице, в доме Хвостовой (дом сохранился в перестроенном виде, ныне ул.Чайковского, дом №20). Его сразу принял так называемый большой свет. Лермонтова звали на балы и вечера, искали с ним знакомства, даже заискивали, осыпали лестью, выпрашивали стихи. И.И.Панаев, не раз встречавшийся тогда с поэтом, отмечал выразительную наружность Лермонтова. Он был «небольшого роста,- указывает Панаев, - имел…широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел». Период между первой и второй ссылками (1838-1840) явился временем творческого расцвета поэта. Он написал тогда роман «Герой нашего времени», стихотворение «Дума», закончил работу над поэмами «Демон» и «Мцыри». А.Н.Муравьев вспоминал: « В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?- спросил я. «Сядьте и слушайте»,- сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца всю свою великолепную поэму «Мцыри» («Послушник»), которая вылилась только что из-под его вдохновенного пера…». Слова поэта росла. Все понимали, что Лермонтов поднял выпавшее из рук Пушкина поэтическое знамя. «Право, в нем таится что-то великое»,- с восторгом писал Белинский. В ночь с 31 декабря 1839 года на 1 января 1840 года в столице состоялся публичный бал-маскарад. Однако новогодний праздник происходил не в Дворянском собрании, как вспоминал впоследствии почти через 30 лет И.С.Тургенев, а в Большом Каменном театре. Быть может, именно здесь И.С.Тургенев видел, как Лермонтову « не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменяла другую, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза». Тургеневу показалось, что он уловил на лице Лермонтова «прекрасное выражение поэтического творчества». Быть может, Лермонтову приходили в голову строки: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки… В январской книжке журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение поэта «Как часто пестрою толпою окружен» с демонстративно поставленной датой «1 января». В нем поэт дал блестящий по сатирической выразительности образ аристократического Петербурга и в неприкрытой форме выразил чувство негодующего презрения к нему. (Чтение стихотворения) (Следующая остановка на наб. реки Фонтанки) В то время Лермонтов увлекался княгиней М.А.Щербаковой, часто бывал у нее в доме (теперь дом №101 по наб. реки Фонтанки). Ей он посвятил известное стихотворение (читают дети): На светские цепи, На блеск утомительный бала Цветущие степи Украйны она променяла. Но юга родного На ней сохранилась примета Среди ледяного, Среди беспощадного света. Рассказ ученика За М.А.Щербаковой ухаживал также сын французского посла Эрнест де Барант. 16 февраля 1840 года на балу в доме графа Лаваля на Английской наб. как будто случайно вспыхнула ссора Лермонтова с де Барантом. Эрнест де Барант вызвал поэта на дуэль. Они встретились 18 февраля на Парголовской дороге, за Черной речкой. Едва началась дуэль, как у Лермонтова переломился конец шпаги, а де Барант слегка оцарапал ему грудь. Противники взялись за пистолеты. Они должны были стрелять одновременно, но поэт немног8о опоздал, и, после того, как де Барант промахнулся , Лермонтов выстрелил в сторону. Слухи о дуэли быстро распространились по столице. Лермонтова арестовали и посадили в Ордонанс-гауз (комендантское управление, Садовая улица, дом 33). 17 марта 1840 года его перевели на Арсенальную гауптвахту (ныне Литейный пр. №3, угол ул. Чайковского). Вскоре Лермонтова перевели обратно, и тогда произошло знаменательное свидание его с Белинским. «Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!... Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть его в рассудочном, охлажденном и излюбленном взгляде на жизнь и людей, семена глубокой веры в достоинство того и другого»,- писал В.Г.Белинский В.П.Боткину 16-21 апреля 1840 года. После окончания военно–судного дела (в середине апреля) появился приказ, подписанный Николаем Первым. В нем значилось: «поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк, тем же чином». Рассказ ученика В день отъезда на Кавказ Лермонтов был у Карамзиных (Фурманова №16). На этот раз друзья и знакомые собрались здесь, чтобы проститься с поэтом. Лермонтов стоял у окна и задумчиво смотрел на Фонтанку. Над летним садом, тянувшемся вдоль противоположной стороны набережной, по весеннему небу быстро двигались тучи…Вдохновленный этим пейзажем, Лермонтов тут же написал стихотворение «Тучки». (Учащиеся читают стихотворение) Пока Лермонтов находился на Кавказе, в Петербурге вышла книга его стихотворений (1840). Покупали ее нарасхват. Рассказ учителя Одним из последних петербургских произведений Лермонтова является поэма «Сказка для детей», в которой нарисован замечательный облик Петербурга с такими присущими ему неповторимыми особенностями, как белые ночи, корабли на Неве и дворцы на набережных, хранящие память о больших событиях прошлого ( в частности, о восстании 14 декабря 1825 года): Задумчиво столбы дворцов немых По берегам теснимся, как тени, И в пене вод гранитных крылец их Купалися широкие ступени; Минувших лет событий роковых Волна следы смывала роковые… В свой последний приезд в столицу Лермонтов хлопотал о том, чтобы ему разрешили выйти в отставку. Он хотел заняться исключительно литературой, думая о возможности издавать свой журнал. Но его мечтам не суждено было сбыться. Появление ссыльного поэта на балу у графини А.К.Воронцовой – Дашковой (Дворцовая наб., №30), где присутствовали члены царской семьи, нашли «неприличным и дерзким». Это обстоятельство оказалось удобным поводом для того, чтобы придраться к Лермонтову и предложить ему в 48 часов покинуть Петербург. Остановка (Фонтанка) Рассказ ученика Вечером 13 апреля Лермонтов зашел проститься к В.Ф.Одоевскому, который жил в доме на набережной реки Фонтанки а Аничкова моста. Тот всячески старался утешить поэта и подарил ему на прощание альбом с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он вернул мне ее сам и всю исписанную». Исполняя пожелание друга, поэт начал с обеих сторон заполнять ее своими стихотворениями. Но возвратилась эта книжка к владельцу уже после смерти Лермонтова…(Теперь она храниться в рукописном отделении Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова – Щедрина в Петербурге). С тяжелым чувством уезжал Лермонтов из столицы в конце апреля 1841 года. Вероятно, именно тогда вырвались у него полные гнева и горечи 8 строк: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Лермонтовский пр. №45 (остановка) Рассказ учителя На Лермонтовском проспекте, перед зданием (ныне дом №54), в которое была переведена в начале 1840 года Школа Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, стоит памятник М.Ю.Лермонтову, работы скульптора Б.М.Микешина (1914г.) Беседа - Что известно об истории создания памятника и авторе? - Местоположение памятника. Удачно ли? - Что входит в общую композицию памятника? - Поза, в которой изображен поэт. Характерна ли она для памятников? Почему выбрана скульптором? - Каково выражение лица Лермонтова, его душевное состояние? - Как удалось передать общее (узнаваемое) в личности поэта и индивидуальное (авторское)? (Рассказы учащихся) М.Ю.Лермонтов не мог учиться в новом здании и, по-видимому, никогда в нем не бывал. Однако в Николаевском кавалерийском училище бережно относились к памяти поэта. В 1883 году здесь открыли первый в России лермонтовский музей, куда стекались все материалы, связанные с памятью поэта: рукописи, картины, рисунки, личные вещи. В 1917 году, в связи с упразднением училища, экспонаты музея переданы в Пушкинский дом, в Институт русской литературы. В канун 100-летней годовщины со дня рождения М.Ю.Лермонтова возникла мысль соорудить в Петербурге памятник поэту, и было решено поставить его перед зданием училища. В конкурсе проектов будущего памятника победил проект Б.М.Микешина. Композиция, предложенная этим скульптором, было простой и выразительной. М.Ю.Лермонтов в гусарском мундире, с накинутой на плечо шинелью, сидит на невысокой скамье, положив руку на закрытую книгу, лежащую на его колене. В сосредоточенном взгляде глубокая душа. Поэт словно смотрит в далекое будущее. На пьедестале из красного гранита – изображение лиры, окруженной венком. На тыльной стороне пьедестала перечислены произведения Лермонтова. Памятник предполагалось открыть в октябре 1914 года – к столетию поэта, но 1-я империалистическая война нарушила планы. Официально памятник был открыт 9-го мая 1916 года. Проспект, на котором установлен памятник, в 1914 году, к 100-летию со дня рождения поэта, назван Лермонтовским. Адмиралтейский сад (остановка) Рассказы учащихся 2-ой памятник Лермонтову находится в саду против здания Адмиралтейства. Это бюст на четырехугольном пьедестале работы скульптора В.П.Крейтана. На лицевой грани постамента надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову, город Санкт-Петербург, 2-ого октября 1814-15 июля 1841 г.» На левой грани строки поэта: Свершит блистательную тризну Потомок поздний над тобой И с непритворною слезой Промолвит: он любил Отчизну. На правой грани читаем: Твой стих, как Божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол, на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. На тыльной стороне – дата основания памятника- 1869 г. Поэт изображен в офицерском мундире с эполетами. На правом плече у него ремень шашки, на левое накинута шинель. Экскурсия в музей (Пушкинский дом) В музее Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук есть отдел, посвященный Лермонтову. Здесь экспонированы его рукописи, издания сочинений (в том числе прижизненные), портреты, иллюстрации к произведениям и, наконец, большое количество картин и рисунков, выполненных поэтом в красках и карандаше. Заключительное слово Минуло свыше 100 лет с того времени, как на Кавказе, близ Пятигорска, так преждевременно и трагически оборвалась жизнь Лермонтова. Подобно Пушкину он был убит на дуэли, на 27-м году жизни. Творчество великого русского поэта близко и дорого нам – его далеким потомкам. Автор: Красавцева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 513 г. Санкт- Петербурга | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 904 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |