Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
«Проектно – исследовательская деятельность педагога и обучающегося как условие выявления и развития одаренных детей»
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Детский возраст- период становления способностей и личности. Одни говорят о том, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка. Для других – одаренность - уникальное явление и необходимое внимание уделяют поиску одаренных детей. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, что создает условия для формирования различных видов одаренности. Но даже в одном виде деятельности разные дети могут проявить своеобразие своего дарования. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть определен по следующим признакам: - повышенная избирательная чувствительность к предметам окружающего мира ( знакам, звукам, цвету, техническим устройствам и т. д.) - определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной и т. д. Психологические особенности ребенка, проявляющего одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не факторы, ее порождающие. О наличии одаренности не всегда свидетельствует блестящая память, способности в математике, счете и т. д., но может служить основанием для предположения об одаренности. Существует несколько видов одаренности в зависимости от предметного содержания деятельности детейв Д. О. У. Каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности. Если ребенок, к примеру, музыкально одарен, то, созданные для него условия, предполагают развитие: - на уровне сенсомоторных качеств ( уникальное исполнение); - коммуникации ( контакт со зрителем); -в духовно- эстетическом плане ( осмысление своей деятельности). Такой теоретический подход имеет практическое следствие в работе педагога Д. О. У, а именно: Не ограничивать работу лишь составлением программ Создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности. Отсюда возникает вопрос, какова же степень сформированности одаренности и ее дифференциация: - актуальная - потенциальная Актуальная одаренность – это психологическая оценка ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками. Потенциальная одаренность- это психологическая характеристика ребенка, который обладает лишь определенными возможностями( потенциалом) для более высоких достижений. Только благоприятные условия обеспечивают определенное влияние на возможности ребенка. Яркая одаренность проявляется в деятельности наиболее выразительно. И , если успехи ребенка очевидны, его одаренность не вызывает подозрений, то педагог адекватно оценивает « зону ближайшего развития» и составляет программу работы с, так называемым, перспективным ребенком. Педагогу принадлежит основная роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности обучающихся. Необходима перестройка в стиле взаимодействия, приветствуется демократический стиль. Воспитатель Д. О.У. демонстрирует: Владение дидактическим проектированием образовательного процесса, умение выбрать целесообразную, сообразную с психологическими особенностями одаренного ребенка, форму познания. Способность понимать, что такое развивающее образование. Чему учить, как учить, зачем учить. Чтобы развить человека, главное знать, насколько будет востребовано то, что предлагается человеку, которого обучают, воспитывают и развивают. Каковы же принципы педагогической деятельности в Д.О.У., используемые в работе с одаренными детьми: - принцип большого набора представленных возможностей для развития непохожести на других; - принцип создания оптимальных условий для выявления и поддержки одаренных детей; - содействия развития индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса; - создание банка данных « Одаренные дети» ; - организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых детей; - проведение конкурсов, викторин среди одаренных ребят; - разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми в разных видах деятельности, отработка методов и приемов работы, мониторинг результативности. - Формы работы с одаренными детьми в детском саду: 1. Н.О.Д. 2.театрализованные праздники, продуктивная деятельность; 3.спортивные праздники Проведение декад научных знаний направлены на раскрытие творческого потенциала детей, где у них появляется возможность проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Ребята вместе с педагогом отправлялись в путешествие в « Вообразилию», играли в игру « Сказки в картинках». Дошкольники старших групп выступали с кукольным театром у малышей, участвовали в различных театрализованных представлениях к праздникам. Увлеченность детей творческой деятельностью не рождается сама собой, она программируется воспитателем. Занятия в различных кружках, посещение выставок художников, участие в творческих конкурсах – формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству. В области спорта способствуют выявлению одаренных детей « Здравиады» Методы и приемы, используемые в процессе исследовательской работы: - наблюдение; - эксперимент; - описание; - анкетирование; - интервьюирование. Целью организации данной работы является формирование у детей познавательной активности. Цель будет достигнута, если будут решены следующие проблемы: развитие творческих способностей, коммуникативных умений, умение анализировать и синтезировать, формирования наблюдательности и внимания. Таким образом, глобальные социально – экономические преобразования в современном обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных на основе собственной одаренности, преобразовывать общественную жизнь, формулировать новые перспективные задачи. Получается, что все должны стать творцами? Да, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но обязательно все! Проблема раннего выявления и обучения талантливого ребенка - немаловажная делема в сфере образования. От ее успешного решения зависит интеллектуальный и личностный потенциал нашего Отечества. Автор: Буровик Надежда Михайловна, воспитатель МАДОУ детский сад №47 «Лесовичок», Центр развития ребёнка.
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 588 |
Всего комментариев: 0 | |