Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Урок-игра «Сокровища капитана Флинта» для 6 класса
Цели урока: Обучающие: Выявить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, знание условных обозначений. Проверить умения пользоваться планом, работать с компасом и определять азимут на местности, измерять расстояния рулеткой и шагами. Развивающие: Продолжить формирование умений анализировать и синтезировать; применять теоретические знания для решения географических задач и выполнения практических работ; развивать логическое мышление. Воспитательные: Продолжить формирование умения работать в коллективе; умения принимать решения и нести за них ответственность; способствовать повышению взаимопомощи. Обоснование целесообразности выбранной формы урока: Проведение урока в игровой форме повышает интерес учащихся к уроку. Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал знаний и умений, а характер игры позволяет участникам раскрепоститься. Кроме этого, учащиеся могут ощутить практическую значимость знаний и их формальные знания превращаются в действенные, что позволяет им на конечном этапе игры обнаружить в условиях реальной местности «сокровища». Поэтапное же прохождение маршрута позволяет выявить уровень знаний и умений по данной теме. Оборудование: Планы пришкольного участка, с нанесенными на них маршрутами; карточки с фрагментами названий команд; карточки с условными знаками; карточки с указанием азимута и расстояния; компасы; рулетки; «сокровища» (как правило, это конфеты или другие сладости и картонные цифры 5) Ход урока 1. Подготовительный этап Класс делится на 3-4 группы-команды. Учителем заранее, в зависимости от количества групп, изготавливается такое же количество планов местности (обычно, планы пришкольного участка) с нанесенными на них маршрутами. Для каждой команды выносится свой маршрут движения. До урока, в определенных точках местности, отмеченных на плане по маршруту, прячутся карточки с фрагментами названий команд и в непомеченном месте – «сокровища». Также до урока от какого-либо конкретного места (место взятия азимута у каждой команды свое) определяется азимут и измеряется расстояние до точки сокрытия «сокровищ». Данные заносятся на карточки, которые будут выданы командам на заключительном этапе игры. 2. Организационный момент Объяснение правил игры, ознакомление с этапами игры: 1 этап - «что это? как это?» 2 этап - «ну, скажи, хотя бы, как тебя зовут?» 3 этап – «гонка за лидером» 4 этап – «пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что…» Подведение итогов, объяснение критериев оценивания 3. Проведение игры Учитель: - Никто не знает, за каким поворотом жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам: были найдены планы местности с изображенными на них маршрутами и сообщением о спрятанных сокровищах капитана Флинта. Но найти их непросто, необходимо преодолеть определенные испытания. Чтобы заполучить план, нужно пройти 1 этап – «что это? как это?». Для этого команды должны поочередно ответить на вопросы: • Что называют планом местности? (Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков) • Что такое «масштаб»? (Дробь, у которой числитель единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности) • Что показывает численный масштаб? (Во сколько раз уменьшено расстояние на плане или карте) • Что показывает именованный масштаб? (Какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на плане или карте) • В 1 см 10м. Это численный или именованный масштаб? Переведите его в численный. (Именованный. 1:1000) • Какой масштаб крупнее 1: 200 или 1: 500? (Крупнее 1:200) • Как изображаются объекты на плане местности? (С помощью условных знаков) • Как на плане местности изображается родник? (Небольшим голубым кружком с хвостиком) • Чем отличается изображение на плане местности деревянного моста от металлического? (Посередине металлического моста проходит зигзагообразная линия) • Чем абсолютная высота отличается от относительной? (Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря, а относительная высота – превышение ее по отвесу над другой точкой) • Горизонталь – это что? (Линия, в каждой точке которой абсолютная высота будет одинаковой) • Что такое бергштрихи? (Мелкие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонтали и указывающие, в каком направлении склон понижается) • Как проводится полярная съемка местности? (Снимается с одной точки, называемой полюсом) • Как проводится маршрутная съемка местности? (Производится при движении по выбранному маршруту) • Назовите данный объект. (показываются карточки с разными условными знаками) - Планы получены, но команды не имеют названий. Чтобы обрести название, следует пройти 2 этап – «ну скажи, хотя бы, как тебя зовут?». Командам надлежит пройти по маршруту, отмеченному на плане, в указанных местах найти карточки-фрагменты и, сложив их в определенном порядке, прочитать название. (Как правило, время, затраченное командами на прохождение 2 этапа, бывает различным, и на 3,4 этапах учитель работает с каждой командой отдельно) - Заветные сокровища уже совсем близко, но для последнего рывка необходимо ответить на вопросы 3 этапа – «гонка за лидером»: • Как называется угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности? (Азимутом) • Назовите основные стороны горизонта (Север, юг, запад, восток) • Чему равен азимут СВ направления? (45о) • Кладоискатели двигались по азимуту 90о. В каком направлении они будут возвращаться обратно? По какому азимуту? (С востока на запад. По азимуту 270о) • Как по стволу сосны определить стороны горизонта? (С северной стороны кора более темная, шероховатая и грубая, также с северной стороны обильнее накапливается смола) • Всегда ли по густоте ветвей дерева можно определить стороны горизонта? (Нет. Например, у одиноко стоящих деревьев на формирование кроны может оказать большое влияние ветер, постоянно дующий в одном направлении) • Как по часам и солнцу можно определить направление на север? (Часовую стрелку горизонтально расположенных часов надо направить к солнцу или ориентиру, который находится под солнцем. Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 разделить пополам. Эта линия будет указывать на юг. Соответственно противоположный конец будет указывать на север. До полудня надо делить угол, который часовая стрелка должна пройти до 13 часов, после полудня тот, который она прошла после 13 ч.) • С помощью какого прибора определяют азимут? (С помощью компаса) - Ну, вот и финишный 4 этап – «пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что…». Вам предстоит с помощью компаса и рулетки отыскать сокровища. (Учитель выдает командам карточки с определенным им ранее азимутом точки клада и измеренным расстоянием; указывает на плане место взятия азимута; раздает компасы и рулетки.) - Итак, сокровища в ваших руках. И, конечно же, главное сокровище – это знание плана. Пусть пока это только маленькая частичка тех сокровищ-знаний, которые дает вам география, но ведь у вас впереди целые моря приключений и океаны труда. Все еще впереди! 4. Подведение итогов Команда, нашедшая сокровища, получает 5. Команда, успешно прошедшая все 4 этапа, правильно выполнившая все задания и ответившая на все вопросы, но работавшая немного медленнее лидирующей, также получает 5. Работа членов команды, в целом справившейся с заданием, но допустившей незначительные ошибки, исправленные самостоятельно, после небольшой подсказки учителя, оценивается на 4. Команда, сделавшая ошибки, в результате которых потребовалась помощь учителя, получает 3. Члены команды, не ответившей на половину вопросов, допустившей грубые ошибки на практических этапах, получают неудовлетворительную оценку или допускаются к переэкзаменовке. Автор: Горячева Виктория Ивановна, учитель географии КГБОШИ «Бийский лицей-интернат | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 762 |
Всего комментариев: 0 | |