Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Сценарий урока с использованием компьютера
Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.
Повернулись друг к другу,
Улыбнулись друг другу.
У всех хорошее настроение
Всем хочется узнать что-то новое.
2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.
Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)
Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)
(слайд) 
Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)
нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд) 
Ученица (слайд)   
Каравай земли и неба на твоём столе 
Ничего сильнее хлеба нету на земле.        
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок.
3. Актуализация знаний по теме          
Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем хлеб подносим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Ученик:                    
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше
Хлеб-кормилец пища наша.
Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд)           (Ответы детей)
«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)
4. Сообщение нового материала
Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).
Я предлагаю вам послушать одну легенду 
Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.
А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.
Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)
Игра: «Каравай»
Как на богатый урожай
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины   
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай
Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех. 
Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)
Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
Практическая работа. Игра: «Знатоки»
На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?
Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных. 
Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?
О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?
Работа по теме урока
В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины 
Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.
Как вспахивали землю в старину? 
(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)
(слайд)
А сейчас? 
Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист. 
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять. 
А как сеяли раньше?
К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.
Покажите (слайд) 
А сейчас?
К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)
Что необходимо для жизни и роста растений?
(Солнце, дождь.)
Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:      
-пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.
Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)
Пшеница созрела. 
А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)
А сейчас?
На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.
Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)
Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)
А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)
Мука готова. Что дальше?
С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин
(слайд)
5. Упражнения по закреплению материала
Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)
Ученица                    
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)
-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Как нужно относиться к хлебу?
6. Подведение итогов
(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке. 

Использованная литература

1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.



Автор: Типсина Вера Валентиновна, Томская область, город Колпашево, МБОУ «СОШ №7»
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 750
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]