Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ (доклад на педагогических чтениях)Автор: Демина Елена Владимировна, МБДОУ «Детский
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым богажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья. ПРИНЦИПЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» - принцип «Не навреди!»; - принцип сознательности и активности; - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуальности; - принцип всестороннего и гармоничного развития личности; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий; - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ - дыхательная гимнастика; - упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения; - развитие мелкой моторики; - артикуляционная гимнастика; - физминутки; - логоритмические занятия; - элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок терапии, аурикулотерапия (массаж ушных раковин); - массаж и самомассаж; - кинезеологические упражнения. Для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них очень часто поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. В своей работе я использую несколько видов здоровьесберегающих технологий (как традиционных, так и нетрадиционных): 1.Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В работе использую упражнения: «Футбол», «Буря в стакане», «Снегопад» и др. 2. Зрительная гимнастика. Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз. Использую упражнения: «Слоненок» (М.Ю. Картушина) Громко муха зажужжала Над слоненком виться стала, Муха, муха полетела, И на нос слоненку села. Снова муха полетела и на ухо она села. Муха вверх, муха вниз, А ну, слоненок, берегись! Слоненок наш закрыл глаза- Улетела Егоза. 3.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, учавствующих в речевом процессе. Использую упражнения для постановки звуков: «Лягушка», «Слоненок», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Горка»и др. 4.Развитие мелкой моторики. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующем речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В комплексе упражнений на сопротивление использую резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной массы, формированию ритма движений. 5.Физминутки. Основные задачи физминутки – это: - снятие усталости и напряжения; -внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Физминутки подбираются в соответствии с темой занятия. 6.Мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата. Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперед – Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на. А теперь посмотрим вниз- Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на! 7. Кинезеологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Использую упражнения: «Кулак - ребро - ладонь», «Лягушки», «Колечки» и др. Ладошки вверх, Ладошки вниз, А потом на бочок И зажали в кулачок. Две веселые лягушки Ни минутки не сидят. Ловко прыгают подружки Только брызги вверх летят. Пальчики соединяем И кольцо мы получаем: 1/2 1/3 1/4 1/5 Поздоровались пальцы опять! 1/5 1/4 1/3 1/2 Закрепили кольца слова! 8. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус мышц (неконтролируемая мышечная вялость). Детям очень нравятся упражнения «Снеговик», «Кукла тряпичная и солдат». 9.Самомассаж. Используем массажные мячики. Упражнение «Ёжик», «Наше тело» Ёжик,Ёжик – чудачок, Сшил колючий пиджачок. По ладошке прокачу, Погладить Ёжика хочу. По ладошке покатаю К себе его я прижимаю Есть на пальцах наших ногти. На руках запястья, локти, Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой Вот, что знаем мы с тобой. Дети показывают на себе все, что названо. К чему прикасаются нужно погладить и помассировать. 10. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут. Как правило, это только одно музыкальное произведение. Во время слушания музыкального произведения предлагаю выполнить упражнения, которые показываю. Затем называю имя ребенка, и уже он показывает любое движение в такт музыки, а дети за ним повторяют. 11. Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Она может оказать большое влияние на развитие детской речи. Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно важных органов человека. На своих занятиях стараюсь использовать этот метод в сочетании со зрительной гимнастикой. Предлагаю детям посмотреть на голубое (тормозящее действие при возбуждении) облако. Вот из-за облака выглянуло желтое (цвет радости и покоя) солнышко. А вот, радуясь солнышку порхает с зеленого (успокаивает) листка на листок яркая оранжевая бабочка. Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова - М:2009.(библиотека журнала «Логопед» вып.6) 13 с. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83. Добрынина Э.Г. Мастер – класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А.Яньшина Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие. Москва. Издательство «Гном и Д» 2003 М.А. Поваляева Справочник логопеда «Феникс» Ростов-на-Дону 2001 Автор: Демина Елена Владимировна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей №21 «Искорка» | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 1544 |
Всего комментариев: 0 | |