Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Опыт работы «Познание объектов природы через экспериментальную деятельность»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Детское экспериментирование - это эффективный метод исследовательской активности дошкольников.
Научиться видеть, понимать и воспроизводить природные явления – дело совсем непростое. Для этого ребёнку нужно быть внимательным ко всему окружающему и настойчивым в своих делах.
Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Я старалась помочь ребёнку овладеть этими качествами и убедилась, что открытия секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребёнка устойчивого интереса к познанию. Проводя исследования природных явлений с помощью экспериментальной деятельности, я развивала в ребёнке наблюдательность, самостоятельность, умение мыслить креативно, анализировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулировала развитие речи.
У ребёнка образное и эмоциональное мышление развивается независимо от внимания или невнимания взрослого. В своей методике я пыталась укрепить способность к интеллектуальным усилиям, исследовательским умениям, логику и смекалку. Давала знания детям не только через глаза и уши, но и через руки, через деятельность.

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами природы.

Задачи:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Учить объяснять, фиксировать опыты и их результаты в своих дневниках «Мои открытия», пользоваться рисунками – схемами.


Опыт «Куда пропадают лужи?»
Для опыта понадобится: свеча со спичками на металлическом противне, ложка, стакан с водой, почва в миске.
Набрать в ложку воды и поднести к пламени свечи. Держать ложку до тех пор, пока вода не испарится из неё. Снова набрать воды в ложку и вылить её в миску с почвой (несколько ложек влить в почву). Отмечаем, что вода проникает в почву.
Пояснение к опыту
В природе одна часть лужи испаряется (капельки воды поднимаются в небо), а другая часть впитывается в землю, глину, песок и т.д.
Заполнение дневника «Мои открытия»



- горячий воздух - холодная вода - крупинки почвы
пар
Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность действий в опыте:
Если воду к свече поднесём
Или на почву воду нальём,
То обратно её уже не вернём.
Опыт «Облако в банке»
Для опыта понадобится: трёхлитровая банка, горячая вода, лёд на блюдце (металлической пластине), плакат «Круговорот воды в природе».
Налить в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см) Положить на пластинку несколько кубиков льда и поставить её на банку. Вверху банки будет образовываться облако.
Пояснение к опыту
Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
По плакату объясняется круговорот воды в природе.
Заполнение дневника «Мои открытия»




- лёд - горячая вода

Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность действий в опыте:
Большую банку мы возьмём,
Горяченькой воды нальём,
Закроем быстро банку льдом
И облако увидим мы потом.

Опыт «Волшебные пуховики»
Для опыта понадобится: два кусочка льда, две горячей кружки (они лежат в кастрюле с горячей водой), два пуховика, четыре блюдца, два полотенца.
Один лёд положить на блюдечко, второй - завернуть в чистое полотенце и хорошенько укутать пуховиком. То же самое сделать с горячими кружками.
Минут через 20 достать из пуховиков лёд и кружку, выложить их на разные блюдца. Сравнить две кружки друг с другом и два кусочка льда.
Оказывается, кусок льда под пуховиком, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаял. И кружка, лежащая в пуховике, не остыла, в отличие от другой.
Пояснение к опыту
Комнатная температура растопила лёд и остудила кружку, которые лежали на блюдцах. Пуховики не пропускали эту комнатную температуру к своим предметам, также они не отдавали холод льда и температуру горячей кружки.
Когда человек дома надевает пуховик или шубу, ему тепло. А эти вещи не выпускают тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Рассмотреть термос, объяснить его строение и принцип работы.
Заполнение дневника «Мои открытия»


- лёд - холодная вода, кружка - горячая кружка

Стихотворение, которое поможет запомнить опыт:
Один кусочек льда на блюдечке так быстро таит,
Другой – в пуховичке совсем не хочет таить,
И кружечка горячая в пуховике не остывает.
Вот такие чудеса нас с тобою окружают.
Опыт «Что такое ветер?»
1. Для опыта понадобится: веер, бумажная салфетка.
Взять веер и помахать им над салфеткой. Почему салфетка движется?
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.
2. Для опыта понадобится: свеча со спичками на металлическом противне, змейка – круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить.
Зажечь свечу, слегка подуть на неё. Пламя свечи начинает отклоняться. Затем рассматривается змейка. Расположить змейку над пламенем. Змейка начинает вращаться и не опускается вниз. Воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух.
Пояснение к опыту
Наши опыты показывают, что ветер – это движение воздуха.
Когда воздух движется, он называется ветром. Сильные ветры могут перенести тяжелые предметы без особых усилий.
Заполнение дневника «Мои открытия»



Стихотворение, которое поможет запомнить опыт:
Змейка над свечой извивается,
От тёплого воздуха уклоняется.


Опыт «Что такое хлорофилл?»
Для опыта понадобится: свежие зелёные листья, тонкостенный стакан, вода и спирт, кастрюлька с кипятком, пинцет.
Взять листья, положить их в стакан и залить небольшим количеством воды и спирта (1:1). Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а раствор станет изумрудно-зеленым.
Пояснение к опыту
Раствор стал зелёным, потому что из листьев выделился хлорофилл - зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.
Заполнение дневника «Мои открытия»



- горячая вода - холодная вода - спирт - хлорофилл


Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность опыта:
В стакан зелёную листву кладём,
Немного спирта и воды нальём,
В горячую водицу всё поставим
И выделиться хлорофилл заставим.

Опыт «Какие цвета любят солнышко?»
Для опыта понадобится: Солнечный день, листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета).
Разложить листы бумаги разных цветов на том окне, где ярко светит солнышко. Пусть они греются на солнышке. Попросить детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, а какой - самым холодным? Отмечается, что темные листы бумаги нагрелись больше.
Пояснение к опыту
Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему лучше всего носить в жару светлую одежду и светлые головные уборы. Благодаря такой одежде человек не получит солнечного удара.
Заполнение дневника «Мои открытия»



Стихотворение, помогающее запомнить опыт:
Солнышко лучами своими сияет,
Тёмные цвета крепко обнимает.
Только белый цвет с солнцем не играет,
Он лучи солнца от себя отгоняет.
Опыт «Комнатная радуга»
Для опыта понадобится: Ясный солнечный день (это необходимое условие). Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Угол между зеркалом и поверхностью воды должен составлять приблизительно 25 градусов. Этот угол можно установить, подставив под верхний край зеркала какой-либо предмет, высота которого примерно равна половине диаметра зеркала. Затем перемещая картон перед миской, найти такое положение, при котором на нем появится отраженная «радуга».
Пояснения к опыту
Солнечный свет состоит из разных цветов. Вода разлагает свет на составляющие его цвета, а зеркало отражает эти цвета на картон.
Заполнение дневника «Мои открытия»



Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность в опыте:
Чтобы радугу создать,
Нужно тазик с водой взять.
Зеркальце в него поставь,
Ты сможешь лучик им поймать.
Лучиком поуправляй
И радугу ты наблюдай.

Заключение

В результате у детей повысился интеллект: они научились устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию, использовать мерки, модели, схемы. Расширился кругозор, развилась наблюдательность. Усовершенствовались разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности обогатился словарь за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.



Автор: Звягинцева Светлана Сергеевна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей №21 «Искорка»
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 1076
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]