Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Выразительные возможности натюрморта»
 Это урок по программе Неменского Б.М. Он является одним из последних уроков по теме «Мир вещей. Натюрморт» 2 четверти. Он обобщает и систематизирует пройденный материал и позволяет сформировать представление о Каслинском литье, знаменитом промысле Челябинской области. Учащиеся расширяют знания о гравюре, эстампе и пробуют работать в непростой технике, создавая картоногравюру.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве, усвоить информацию о гравюре, эстампе и Златоустовской гравюре, напечатать эстамп с помощью картоногравюры.
2. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самостоятельность. Чувство гордости за великих мастеров Родины.
3. Развивать эстетический вкус, чувство меры, воображение, фантазию, речь, память, расширять кругозор.

Оборудование: презентация по теме, учительский образец картоногравюры, материалы для показа последовательности работы, карта Челябинской области, кассета или диск с музыкой, репродукции картин для игры.
Материалы для учащихся: альбом, картон А4, клей ПВА, гуашь, кисть, линейка, тряпка, банка, ножницы.
Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Сообщение темы, целей урока.
- Отгадайте ребус, и поймёте, о чём пойдёт речь на уроке.  (натюрморт)
- Сегодня мы обобщим все знания о натюрморте и узнаем кое-что новое.
- Как это слово переводится с французского языка?  («мёртвая натура»)
- Что такое натюрморт?
(Жанр изобразительного искусства, изображающий неживые предметы)
Игра «Убери лишнее». Нужно убрать лишнюю картину и объяснить, почему она лишняя.
(Среди натюрмортов – пейзаж)
- Натюрморт существует не только в живописи, а и в графике. 
Это гравюра  (с фр. «вырезать») – вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске.

Существуют разновидности гравюры. Это
ксилогравюра
линогравюра
офорт.
Объясняю значения слов.

- У нас в Челябинской области есть замечательный  красивый город славный своей гравюрой на стали. Кто знает, что это за город?                      (Златоуст)
Смотрим по карте.
       
 Сообщения учащихся.
       Ещё в 18 веке в Златоусте построили один из первых на Урале чугунолитейных заводов. А в 1816-1817 годах на базе его была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, шпаги и другое оружие. Тогда и зародилась златоустовская  гравюра на стали.
           Скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Мастера Златоуста знают секреты гравировки, глубокого травления, воронения (синения), золочения и резьбы по металлу. Соединение этих техник придавало изделию особую нарядность. 
        Летящий конь – любимая деталь многих гравюр Ивана Бушуева, известнейшего мастера-гравера Златоуста. Отсюда и прозвище мастера – Иван Крылатко. Так назван и сказ Бажова об уральском умельце.
         Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за её пределами. Журнал «Отечественные записки»писал в 1825 году: «Оружейная фабрика – главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить внимание всей просвещённой Европы».
         В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые предметы – различные шкатулки, ларцы, подносы. А в 19 веке ещё и -столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, портсигары, охотничьи ножи, топор. 
         Златоустовская гравюра неоднократно выставлялась на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Брюсселе и Монреале. 
        Лётчик-космонавт СССР Леонов оставил в книге почётных гостей завода такую запись: « Всё, что сделано в Златоусте раньше и делается сейчас, вызывает необыкновенное восхищение, чувство гордости за наш народ, его яркий талант.
        Я преклоняюсь перед этим талантом и руками великих мастеров, прославивших наше Отечество».
               

- С одной гравюры (её называют доска) печатают большое количество оттисков или эстампов. Мы сегодня создадим образ гравюры. Это будет картоногравюра по теме «Натюрморт». 
- Что такое натюрморт? 
3. Объяснение порядка работы.
- Мы будем создавать картоногравюру из картона или доску, с которой можно печатать много эстампов. 
Разрезаем лист картона на 2 равные части по горизонтали.
- Из одной части будут вырезаться предметы. На этой половине мы их и рисуем. А вторая часть – фон. На него мы и будем приклеивать эти предметы.
 Помним правила:
*Предметы объединяет общая тема.
*В центре  …(крупный предмет).
*На нижнюю часть фона предметы …(не размещаем).
*Друг от друга предметы… (не далеко и не близко).
*По одной линии предметы… (не размещаем).

Последовательность работы на доске.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа под музыку.
Индивидуальная помощь слабым по необходимости.
Показ печати эстампа.
- Эту технику вы можете использовать для печати большого количества одинаковых изображений, например, открыток.
Покрываем доску гуашью мокро и быстро, обычно чёрным цветом, так как графика обычно чёрно-белая. Но можно использовать даже несколько цветов и оттенков на одной доске.
Печать эстампов.
Выставка работ.
- Что запомнилось с урока?
- Чему научились?
(Как вариант учащиеся задают вопросы тому, кто на выставке)

Использованы материалы:
 http://eventcatalog.ru/resident_news/news202/


Автор: Арамасцева Марина Николаевна,  МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральского р-на Челябинской обл.
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 1415
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]