Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Права потребителей
Цель: разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты. Основные понятия: потребители, защита прав потребителя. Оборудование: Закон "Защита прав потребителя", раздаточный материал: продовольственные и промышленные товары; компьютер с предустановленной системой для просмотра экранных приложений (в ПО - MS PowerPoint 2007); презентационный материал на CD. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Знакомство с новой темой. 1.Беседа -Кто такой потребитель? -Как вы себе его представляете? Учащиеся высказывают свои предположения. -Потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, работы, услуги для личных целей (запись учащимися в тетрадь определения) -С какого возраста человек становится потребителем? Учащиеся высказывают свои предположения. -С рождения и в течение всей жизни. В качестве потребителя человек постоянно пользуется товарами и услугам. Какими? Учащиеся высказывают свои предположения. -Что называется товаром? А услугой? Учащиеся высказывают свои предположения. -Посмотрите презентацию, подготовленную вашим одноклассником и определите, какими услугами мы пользуемся в поселке Алмазный и какие товары потребляем. Просмотр презентации «Товары и услуги» -А кто производит эти товары и предоставляет нам услуги? Учащиеся высказывают свои предположения. -Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, производящие товары. -Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, оказывающие услуги. -Продавец - предприятие, организация, учреждение или частное лицо - предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи. (запись учащимися в тетрадь определений) -Каким нормам должны соответствовать производимые товары и предоставляемые услуги? Учащиеся высказывают свои предположения. - Стандарт - Государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг. Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара, работы или услуги обязательным требованиям стандарта. (запись учащимися в тетрадь определений). 2. Выступление обучающегося с презентацией «История потребительского законодательства". Знакомство с четырьмя основными правами потребителей, которые сформулировал президент США Джон Кеннеди в 1962 году, выступая перед Конгрессом. Это право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным. Еще четыре права потребителей вошли в социальный документ ООН в 1985 году. Это право на компенсацию причиненного ущерба, на просвещение, на здоровую окружающую среду и на удовлетворение базовых потребностей человека. Каков же процесс создания российского потребительского законодательства? В 1992 году был принят Закон "О защите прав потребителей". Интересно, что во время голосования один из депутатов сказал: - Этот закон - мечта, но он никогда не будет действовать. К счастью, слова этого депутата не оправдались. В довольно короткие сроки закон стал реально работать, сделался действенным средством защиты интересов потребителей. В 1996 году была принята его новая редакция. Это основной правовой акт, стоящий на страже законных интересов потребителей. Он должен стать настольной книгой каждого гражданина. Существуют и другие законы в этой области. Например, Гражданский кодекс, Закон о сертификации, Закон о рекламе, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Они также призваны обеспечивать справедливость в потребительских отношениях. Закон "О защите прав потребителей" достаточно строг, он возлагает на продавцов и исполнителей значительную меру ответственности. В настоящее время это оправдано: ведь, если в других странах отношения между продавцом и потребителем регулируются и этническими нормами, и нормами морали, и традициями, и обычаями, то у нас пока нет таких традиций. Приходится компенсировать их отсутствие суровостью закона. Торговые и прочие фирмы опасаются быть неуважительными к клиенту; в противном случае их репутация окажется подорванной, в результате чего они вряд ли удержатся на рынке. 3.Беседа по просмотренной презентации и статьям Закона «Права потребителей» -Почему существует специальный закон, защищающий интересы потребителей, но нет закона, защищающего права исполнителей, изготовителей, продавцов? Учащиеся высказывают свои предположения -Потребитель почти всегда одинок и непрофессионален. На рынке ему противостоят мощные организации: армии юристов, экспертов, психологов по маркетингу, товароведы, "рекламщики"… Рынок создает ситуацию неравных возможностей, с одной стороны - потребителей, а с другой - изготовителей, продавцов. -Чтобы уравновесить ситуацию в этой области, в большинстве стран мира государство берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства. Каждому ученику раздается текст одной из статей Закона «О защите прав потребителей», необходимо прочитать статью и выполнить задание: Задание: -Найдите в тексте сведения, которые вы уже знали, и отметьте их знаком "+", не знали - "-"; озвучьте новые положения о правах потребителей. Учащиеся читают новые для них положения статей. По Закону потребитель имеет право на: • безопасность товара (работ, услуг); • предупреждение о сроке службы (годности) товара (результата работы); • заведомую осведомленность об особых правилах хранения, транспортировки, эксплуатации, утилизации товаров (работ, услуг) с целью безопасного их использования; • свободный выбор товаров (работ, услуг), т.е. покупка товара без "нагрузки". Потребитель также имеет право: • возвратить товар с недостатком; • требовать, чтобы режим работы продавца (исполнителя работ, услуг) соответствовал объявленному; • на обмен товара надлежащего качества, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, либо по иным причинам не может быть использован по назначению. • потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах), которая должна содержать: Правила выполнения работ, оказания услуг; • адрес изготовителя (исполнителя, продавца); • гарантийные обязательства эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); • перечень основных потребительских свойств товаров; • цену и условия приобретения товаров; • срок службы (годности товаров); • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров. 4. Встреча с продавцом Гайнулиной Андже Миннемулловной – продавцом- победителем конкурса среди продовольственных магазинов, проводимым Роспотребнадзором. Выступление гостьи. -Общие правила потребителей: • покупая товар, сохраняйте соответствующие документы - чеки, квитанции, договоры и т.д.; • в случае их отсутствия продавцы имеют право не реагировать на ваши претензии. Однако Закон предоставляет потребителю возможность предъявить показания свидетелей, что товар приобретен на данной торговой точке. Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену на аналогичный товар: • изделия из драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней; • ткани из всех видов волокон; • бельевой трикотаж для взрослых и детей; • купальники, плавки, нижнее белье; • ткани из всех видов волокон; • чулочно-носочные изделия; • белье для новорожденных; • белье постельное; • предметы женского туалета; • предметы личной гигиены; • товары бытовой химии; • парфюмерно-косметические товары; • штучно-текстильные изделия (скатерти, полотенца, носовые платки и т.д.). Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара: • мебель; • электрофены, электрощипцы; • электробритвы; • медицинское оборудование; • электрогрелки, электробинты, электропледы; Перечень товаров и услуг постоянно дополняется и корректируется. 5. Работа учащихся по информации на продовольственных и промышленных товарах - определение срока годности предметов потребления, по инструкциям к товарам – правила эксплуатации. ( Разбор выполненного задания). - Что же необходимо делать, если возникли проблемы с качеством товара? Учащиеся высказывают свои предположения -Прежде всего, надо сохранять спокойствие. Если у вас возникли претензии к продавцу, то надо вежливо указать на ошибку. Если тот не реагирует, то нужно вызвать руководителя (администратора) или пройти к нему и высказать свои претензии по поводу обслуживания, также следует поинтересоваться, где находится Книга жалоб и предложений, так как любая контролирующая организация непременно проверяет эти записи. Поинтересуйтесь, где вывешены извлечения из Закона и Правила. Покажите руководителю, какие именно статьи Закона были нарушены. Если руководитель не намерен удовлетворить претензии, запишите адреса и телефоны вышестоящих контролирующих организаций - они также должны быть вывешены в торговом зале или в приемной. -Как подавать письменную претензию? Учащиеся высказывают свои предположения Вы должны написать претензию в двух экземплярах, одну предъявить в магазине, другую оставить себе. На вашем экземпляре должна быть запись о том, кто и когда принял претензию и (желательно) печать или штамп. Если сотрудники магазина отказываются принимать ваше заявление или претензию, то идите на почту и отправляйте один экземпляр на адрес магазина заказным письмом с уведомлением о доставке и описью вложения. Опись вложения - это документ, который подтвердит, что вы отправили в письме претензию в магазин такого-то числа и месяца, года. Подлинник товарного чека не прилагайте, а только его копию. Это - доказательство заключения договора купли-продажи. -Как проводится проверка качества товара? Учащиеся высказывают свои предположения Если у работников магазина возникли сомнения, то они могут сделать проверку в течение 20 дней с момента подачи претензии. Если выяснится, что дефект возник вследствие неправильной эксплуатации или хранения покупки, права на обмен не возникает. Если вы не согласны с выводами магазина, можете потребовать в судебном порядке провести независимую экспертизу. Обычно магазины идут навстречу покупателям, так как в противном случае дело передается в суд, который обязывает нерадивого продавца выплатить материальную и моральную неустойку, а также взыскивает штраф в доход государства за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Неустойка начисляется с того самого дня, когда вам отказали обменять товар - 1% от стоимости товара за каждый день. Если магазин согласится на ваши требования, сдайте товар и получите расписку от магазина о его принятии. Эта расписка является документом, который подтвердит, что магазин обменяет товар в течение 1 месяца. Далее учащимся раздаются образцы заполнения претензий для ознакомления. Предлагается составить по этим образцам свою претензию. Претензию принял ____________________________________ (Ф.И.О., должность) "______" ___________ 20 ______ г. Директору магазина (полное наименование и юридический адрес продавца) От ____________________________________ (указать свои Ф.И.О.), проживающего по адресу ________________________________________ ________________________________________ Претензия. "___" 20 ___ г. в Вашем магазине я купил холодильник марки _____________ стоимостью _________ рублей в течение гарантийного срока (через ___ месяцев после покупки) холодильник вышел из строя. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", требую: А). Заменить неисправный холодильник на новый и исправный. Б). В случае отсутствия в продаже аналогичного холодильника, прошу, на основании ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", предоставить мне во временное пользование другой, вплоть до замены. В случае отказа я оставляю за собой право обратиться в судебные органы с исковым заявлением о принудительной замене холодильника, о взыскании неустойки в размере 1% от стоимости холодильника за каждый день просрочки, а также о взыскании морального вреда, причиненного мне Вашими незаконными действиями, в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей". В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона, я буду также просить суд взыскать с Вашего магазина штраф в доход государства в размере цены иска за несоблюдение правил добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. О принятом решении прошу уведомить меня письменно в установленный срок. Приложение: копия товарного чека. (Дата) (Подпись) 6. Работа в Интернете: сайт potrebitel.net Учащиеся знакомятся с новостями, проблемами на потребительском рынке. Автор: Хлыстова Наталья Григорьевна, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» МО «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия)
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 631 |
Всего комментариев: 0 | |