Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Программа работы с одаренными по физике
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль учёного Н. Дубинина о том, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Вообще, одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. 
Стандартный подход учителя к учащимся, игнорирование индивидуальных природных особенностей детей, привело образование к усреднённости учеников, к искусственной задержки развития способных и одарённых учеников.
Индивидуализируя работу с одарёнными и «сильными» учениками, можно прийти к выводу, что существует:
школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала);
творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами);
специальная умственная одарённость (например, в физике);

       Цель программы 
Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
Совершенствование системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся через взаимодействие с ТОГУ.
Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
 Задачи программы: 
Выявить одаренных учащихся в области физики и изучить факторы развития личности, ее способностей. 
Помочь одарённым детям в самораскрытии, самореализации (их творческая направленность, само-презентация в отношениях) и установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
Разработать элективный курс по физике «Школа молодых инноваторов: «Моя инициатива – воплощение в реальность». Организовать работу курса средствами доступного цифрового оборудования.
Удовлетворить потребности в новой информации (широкая информационно - коммуникативная адаптация) посредством проведения лекций преподавателями ТОГУ (как одно из средств).
Организовать профориентационную работу с одаренными учащимися совместно со школьным психологом, посещений дней открытых дверей в ВУЗах. 
Создать индивидуальные портфолио достижений для одаренных учащихся.
Так как наша школа III ступени, то  выявление одаренных детей в школе проводится в форме собеседования начиная с августа месяца при приемке документов в 10 класс.  Чтобы более точно установить одаренность ребенка, используются всевозможные источники информации. В частности, наблюдения, общение с родителями, стандартные тесты, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, характеристики.
           Выделим особенности, отличающие способных учеников:
1.Вербальные способности:
Словарь обширный и необычный для этого возраста;
Хорошее понимание написанного или прочитанного материала;
Точность в беседе;
Попытки монополизировать беседу;
Болтливость.
2.Разнообразие интересов:
Интерес к разным вопросам;
Коллекционирование и другие увлечения;
Участие в разных видах деятельности;
Потеря интереса и резкая смена деятельности.
3.Любопытство:
Хочет знать как? Когда? Где? Что? Почему?
Интересуется отношением причинно – следствие;
Любознательный;
Обдумывает ошибки других;
Активен.
4.Память:
Хорошо излагает;
Может выполнить то, что хочет;
Ненавидит рутину и монотонность.
5. Настойчивость, постоянство:
Длительное время интересуется одним вопросом;
Интересуется только одним вопросом;
Решительный;
Упрямый.
6. Независимость:
Не нуждается в указаниях учителя;
Ненавидит вмешательство в свою работу.
7. Творческие способности:
Открывает новые способы делать известные вещи;
Предпочитает необычные советы и идеи;
Не любит выполнять работу обычным способом;
Любит искусство, музыку и т.д.;
Любит конструировать изобретать.
8.Чувствительность:
Беспокоится о других;
Обеспокоенность социальными проблемами (экология, порядки, законы);
Сильно реагирует на критику, выговор, отказ в просьбе.
9.Чувство ценности:
Следует нормам, правилам;
Имеет ясное мнение о верном и ошибочном;
Любит рассуждать;
Нетерпим к вмешательству других;
Разговорчив;
Обладает чувством справедливости.
10. Способность к абстрактному мышлению:
Понимает отношения между вещами и людьми;
Делает выводы;
Интересуется числами и символами;
Любит решать задачи;
Может избегать людей, предпочитает вещи.
11. Активность:
Имеет огромную энергию;
Редко бывает спокойным, тихим;
Любит быть занятым, работать.
12. Приятный симпатичный:
Любит людей;
Легко обзаводится друзьями;
Большое чувство юмора;
Обаятелен;
Любит выступать.

                 Основные принципы работы с одаренными детьми: 
Принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования.
Принцип осмысленности; 
Принцип самодеятельности;
Принцип экспериментальности;
Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся;  
Принцип активной деятельности учащихся; 
Принцип практической направленности обучения физике. 
  Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы педагогом и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы по физике с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися
элективные курсы по различным темам (Школа Молодого Инноватора «Моя инициатива – воплощении в реальность», решение задач повышенной сложности, проектно-исследовательская деятельность и т.д.);
конкурсы, викторины и конференции (очные, дистанционные);
участие в олимпиадах (всероссийская олимпиада школьников, Интерент-олимпиады);
спецкурсы (лекции преподавателей ТОГУ г.Хабаровска);
работа по индивидуальным планам;
занятия в классе с углубленным изучением физики (физико-математический класс).
Обязанности учителя: 
организация и проведение занятий с одаренными детьми через педагогический поиск; 
мониторинг результативности занятий; 
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям. 
Поощрение одаренных детей
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад, внесение фамилий учащихся в Книгу Одаренных детей школы и района.
2. Публичное своевременное поощрение успехов учащихся, награждение учащихся на итоговой линейке.
3. Отправление благодарственных писем родителям.
4. Отметка заслуг родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
5. Освобождение от переводных экзаменов в 10 классе по профилю.
Работа с родителями одаренных детей
-  Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка
-  Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
-  Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.


Критерии эффективности программы:

развивает интерес к предмету;
развивает самостоятельность учащихся; 
дает возможность одаренным детям самореализоваться; 
способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
развивает креативное мышление; 
формирует практические навыки; 
развивает навыки исследовательской деятельности; 
ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии. 
Результативность программы:
1. Повышение качества знаний учащихся профиля и высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе.
2. Рост кадрового потенциала в области методики преподавания физики в школе старшей ступени.
3. Популяризация физико–математического профиля среди будущих старшеклассников (через организацию преемственности).
4. Повышение количества обучающихся-победителей научно-практических конференций разных уровней, всероссийских конкурсов, Всероссийских олимпиад и турниров.
5. Продолжительное сотрудничество с ТОГУ г. Хабаровска, который заинтересован в выпускниках нашей школы.



Автор: Молчанова Анна Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ № 6 г.Бикина
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 947
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]