Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Программа работы с одаренными по физике
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль учёного Н. Дубинина о том, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Вообще, одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Стандартный подход учителя к учащимся, игнорирование индивидуальных природных особенностей детей, привело образование к усреднённости учеников, к искусственной задержки развития способных и одарённых учеников. Индивидуализируя работу с одарёнными и «сильными» учениками, можно прийти к выводу, что существует: школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала); творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами); специальная умственная одарённость (например, в физике); Цель программы • Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. • Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации. • Совершенствование системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся через взаимодействие с ТОГУ. • Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей. Задачи программы: • Выявить одаренных учащихся в области физики и изучить факторы развития личности, ее способностей. • Помочь одарённым детям в самораскрытии, самореализации (их творческая направленность, само-презентация в отношениях) и установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями. • Разработать элективный курс по физике «Школа молодых инноваторов: «Моя инициатива – воплощение в реальность». Организовать работу курса средствами доступного цифрового оборудования. • Удовлетворить потребности в новой информации (широкая информационно - коммуникативная адаптация) посредством проведения лекций преподавателями ТОГУ (как одно из средств). • Организовать профориентационную работу с одаренными учащимися совместно со школьным психологом, посещений дней открытых дверей в ВУЗах. • Создать индивидуальные портфолио достижений для одаренных учащихся. Так как наша школа III ступени, то выявление одаренных детей в школе проводится в форме собеседования начиная с августа месяца при приемке документов в 10 класс. Чтобы более точно установить одаренность ребенка, используются всевозможные источники информации. В частности, наблюдения, общение с родителями, стандартные тесты, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, характеристики. Выделим особенности, отличающие способных учеников: 1.Вербальные способности: • Словарь обширный и необычный для этого возраста; • Хорошее понимание написанного или прочитанного материала; • Точность в беседе; • Попытки монополизировать беседу; • Болтливость. 2.Разнообразие интересов: • Интерес к разным вопросам; • Коллекционирование и другие увлечения; • Участие в разных видах деятельности; • Потеря интереса и резкая смена деятельности. 3.Любопытство: • Хочет знать как? Когда? Где? Что? Почему? • Интересуется отношением причинно – следствие; • Любознательный; • Обдумывает ошибки других; • Активен. 4.Память: • Хорошо излагает; • Может выполнить то, что хочет; • Ненавидит рутину и монотонность. 5. Настойчивость, постоянство: • Длительное время интересуется одним вопросом; • Интересуется только одним вопросом; • Решительный; Упрямый. 6. Независимость: • Не нуждается в указаниях учителя; • Ненавидит вмешательство в свою работу. 7. Творческие способности: • Открывает новые способы делать известные вещи; • Предпочитает необычные советы и идеи; • Не любит выполнять работу обычным способом; • Любит искусство, музыку и т.д.; • Любит конструировать изобретать. 8.Чувствительность: • Беспокоится о других; • Обеспокоенность социальными проблемами (экология, порядки, законы); • Сильно реагирует на критику, выговор, отказ в просьбе. 9.Чувство ценности: • Следует нормам, правилам; • Имеет ясное мнение о верном и ошибочном; • Любит рассуждать; • Нетерпим к вмешательству других; • Разговорчив; • Обладает чувством справедливости. 10. Способность к абстрактному мышлению: • Понимает отношения между вещами и людьми; • Делает выводы; • Интересуется числами и символами; • Любит решать задачи; • Может избегать людей, предпочитает вещи. 11. Активность: • Имеет огромную энергию; • Редко бывает спокойным, тихим; • Любит быть занятым, работать. 12. Приятный симпатичный: • Любит людей; • Легко обзаводится друзьями; • Большое чувство юмора; • Обаятелен; • Любит выступать. Основные принципы работы с одаренными детьми: • Принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования. • Принцип осмысленности; • Принцип самодеятельности; • Принцип экспериментальности; • Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся; • Принцип активной деятельности учащихся; • Принцип практической направленности обучения физике. Условия успешной работы с одаренными учащимися • Осознание важности этой работы педагогом и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы по физике с одаренными детьми. • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО. Формы работы с одаренными учащимися • элективные курсы по различным темам (Школа Молодого Инноватора «Моя инициатива – воплощении в реальность», решение задач повышенной сложности, проектно-исследовательская деятельность и т.д.); • конкурсы, викторины и конференции (очные, дистанционные); • участие в олимпиадах (всероссийская олимпиада школьников, Интерент-олимпиады); • спецкурсы (лекции преподавателей ТОГУ г.Хабаровска); • работа по индивидуальным планам; • занятия в классе с углубленным изучением физики (физико-математический класс). Обязанности учителя: • организация и проведение занятий с одаренными детьми через педагогический поиск; • мониторинг результативности занятий; • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям. Поощрение одаренных детей 1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад, внесение фамилий учащихся в Книгу Одаренных детей школы и района. 2. Публичное своевременное поощрение успехов учащихся, награждение учащихся на итоговой линейке. 3. Отправление благодарственных писем родителям. 4. Отметка заслуг родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях. 5. Освобождение от переводных экзаменов в 10 классе по профилю. Работа с родителями одаренных детей - Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка - Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей - Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы. Критерии эффективности программы: • развивает интерес к предмету; • развивает самостоятельность учащихся; • дает возможность одаренным детям самореализоваться; • способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий; • развивает креативное мышление; • формирует практические навыки; • развивает навыки исследовательской деятельности; • ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии. Результативность программы: 1. Повышение качества знаний учащихся профиля и высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе. 2. Рост кадрового потенциала в области методики преподавания физики в школе старшей ступени. 3. Популяризация физико–математического профиля среди будущих старшеклассников (через организацию преемственности). 4. Повышение количества обучающихся-победителей научно-практических конференций разных уровней, всероссийских конкурсов, Всероссийских олимпиад и турниров. 5. Продолжительное сотрудничество с ТОГУ г. Хабаровска, который заинтересован в выпускниках нашей школы. Автор: Молчанова Анна Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ № 6 г.Бикина
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012) | |
Просмотров: 947 |
Всего комментариев: 0 | |