Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Эссе «Новая школа глазами современного учителя»
Твердят: «Вначале было Слово….» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви- И озаренье, и работа. Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви…. Р.Рождественский. Президентом РФ Д.А.Медведевым утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , где определены качества, которыми должна обладать школа в XXI веке: 1.Новая школа - это институт , соответствующий целям опережающего развития. 2.Новая школа-это школа для всех. 3.Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. 4.Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями, местным сообществом, так и с учреждениями культуры и здравоохранения, спорта, досуга , другими организациями социальной сферы. 5.Новая школа - это современная инфраструктура. 6.Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают отдельные образовательные учреждения и система образования в целом. Модернизация и инновационное развитие – вот стратегический путь России. Этому и подчинена образовательная реформа. Важно, что обозначенные президентом направления развития новой российской школы, уходя от узкого прагматизма, направлены не только на создание эффективного человека-профессионала, но и на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриота и просто порядочного человека, ведущего здоровый образ жизни и ответственного перед собой и собственной страной. Страна возвращается к пониманию того, что обучение и воспитание – правая и левая руки системы образования, из которых каждая выполняет свою специфическую задачу и потому важна. Инициатива «Наша новая школа» отличается от предшествующих проектов тем, что предусматривает объединение не только органов управления образованием, но и учреждений Министерства культуры, общественных и религиозных структур и всего общества в целом. Это все понятно на словах, а что же в жизни? Для кого- то «Новая школа»- это только проект. Для кого-то «Новая школа» - это новые предметы для изучения. Для кого-то «Новая школа» - это школа , где есть бассейн, интерактивные доски и т.д. Для меня Новая школа – это УЧИТЕЛЬ . Как бы банально ни звучало, все начинается с любви. С любви к ученикам, с любви к профессии. Л.Н. Толстой писал « Не тот учитель , кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным..Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель…. Если учитель имеет любовь к ученику ,как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу , ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» К сожалению, моя любовь к профессии и к ученикам омрачается по некоторым причинам. В обществе в последнее время у учителя нет такого авторитета, какой был испокон веков. Понятно, что общество меняется, и демократический стиль общения, который пропагандируют , вполне оправдан в эпоху информационных отношений, проблема личности учителя , его роли в обществе сегодня является одной из центральных в различных телепередачах, в публикациях газет и журналов, спорах родителей. Мнение об учителях совсем не однозначное. Чиновники пишут и переписывают программы и стандарты, а также контролируют и регулируют работу учителя безумным количеством бумаг. Данное положение усугубляется переходом на новую систему оплаты труда, при которой учитель вынужден фиксировать и документировать каждый свой шаг. В современной школе информационно – коммуникационные технологии выходят на первый план, но организовать на уроке индивидуальную деятельность учащихся с использованием компьютера невозможно. В большинстве школ в компьютерном классе всего15 компьютеров, а учеников значительно больше. Учитель вынужден учить детей разного интеллектуального уровня одинаковыми средствами по одной программе, что негативно сказывается на результате всех категорий учащихся. Каждый учитель вынужден сам изобретать. Парадоксально: чем дольше работаю ( а работаю 17 лет), тем больше готовлюсь к урокам. Для подготовки одного урока по методике личностно-ориентированного обучения требуется не менее 2-3 часов только для написания конспекта, изготовления дидактических материалов и т.д. Подготовка к ЕГЭ превращается в отдельный предмет со своей спецификой, вытесняя из учебного процесса другие аспекты предмета(развивающий, воспитательный и т.д.) Приравнивание работы учителя к деятельности в сфере услуг не только сильно понизило статус учителя и его значимость, но и привело к опасной деформации между учащимися и учителями. Немало примеров того, что школьники и их родители уже привыкли считать себя изначально правыми как потребители образовательных услуг. В средствах массовой информации уже обсуждаются меры защиты учителей от агрессии учащихся!!! Вновь процитирую Л.Толстого: « Когда я вхожу школу и вижу эту толпу оборванных, грязных ,худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей…И тонет тут самое дорогое ,именно духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях, я хочу образовании для народа только для того , чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе.» Когда же я вхожу в школу, то вижу «толпу» совсем не «оборванных» , ничуть не «грязных», далеко не «худых»детей, но на меня тоже «находит тревога»,поскольку в этой толпе нет ни Пушкиных, ни Ломоносовых, зато встречаются дети, не знающие ни Пушкина, ни Ломоносова!!! Несмотря на все эти вышеуказанные негативные стороны учительской деятельности, я ни на минуту не пожалела , что стала учителем. Уверена: ключевой фигурой Новой школы является УЧИТЕЛЬ , именно поэтому важны личностные качества учителя, качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Считаю, что профессиональная компетентность учителя должна включать следующие черты мастера-педагога: постоянное самосовершенствование, мобильность, самокритичность, эрудицию , высокую культуру, умение видеть перспективу и определить стратегию своей деятельности. В профессиональном развитии современного учителя первостепенное место должно занимать самообразование. Учитель должен не просто загружать ребенка знаниями, а подсказать, какие данные могут ему жизни пригодиться. Новый учитель- это творческая, разносторонняя , культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек , любящий свою работу и своих воспитанников. Думаю, именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных . Понятно, что идеальным учитель не может быть , и все же: Новую школу представляет прежде всего Новый учитель. Учитель должен быть честным, ответственным ,умеющим ориентироваться в море информации, подбирать для каждого ученика доступную планку, помогать реализоваться, указывать на промахи, но не унижать, давать возможность исправить ошибки. Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу , выпускники осознали свое место в обществе, могли работать и были готовы к участию в решении повседневных задач общества. В моей Новой школе нет места непрофессионализму. Здесь царят любовь, душевная теплота . Я верю М Горькому, который писал: «Надо любить то, что ты делаешь, и тогда любой тяжкий труд возвысится до уровня творчества» Новая школа – это школа, в центре которой личность ребенка, его способности, его интересы. В моей Новой школе учитель должен уметь прививать обучающимся интерес предмету, развивать у них стремление к знаниям , учить их самостоятельно мыслить, находить способы решения познавательных задач, поощрять дарования, создавать условия для развития творчества. Трудно? А как же иначе? Самонадеянно? Быть может. Тем не менее, вот такой в моем представлении должна быть Новая школа. Но на бумаге легко представить все это , а хочется , чтобы хватило мне сил быть именно таким УЧИТЕЛЕМ НОВОЙ ШКОЛЫ! Автор: Антонова Жанна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №18 г.Пятигорска
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012) | |
Просмотров: 1757 |
Всего комментариев: 0 | |