Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Эссе на тему: «Типичные ошибки у изучающих русский язык как неродной и способы их предупреждения»
Обучение в образовательных учреждениях ведется на русском языке, который для многих учеников, нерусских по национальности, стал родным. Но в любой параллели оказываются обучающиеся разных национальностей, владеющие русским языком на бытовом уровне. В нашем лицее чаще всего это дети по национальности мари, разговаривающие дома на родном, марийском, языке. Таких учеников, как правило, бывает немного, поэтому с ними проводится индивидуальная и дифференцированная работа как на уроках, так и после уроков. Как показывает практика, обучающиеся, для которых русский язык преподается как неродной, допускают типичные ошибки, связанные с особенностями грамматики родного языка. Во-первых, в марийском языке нет категории рода, поэтому в устной и письменной речи существительные неправильно согласуются с прилагательными и местоимениями, неверно употребляются в сочетаниях с глаголами, например: новая лодка плыл по реке; мой сестра подготовил реферат; в домашней задании я не выполнил разбор предложения и др. Как правило, обучение различению категории рода проводится поэтапно, в сопоставлении с личными местоимениями он, она, оно. Сначала отрабатывается умение определять род существительного, затем согласовывать с ним прилагательное, притяжательное местоимение, правильно употреблять глагольные формы. Успешно усваивается категория рода при составлении словосочетаний. Во-вторых, у обучающихся русскому языку как неродному в устной речи происходит замена звуков [в] вместо [б], [п] вместо [ф], например: овраг – о[б]раг, ворона – [б]орона, фабрика – [п]абрика, шарф – шар[п] и другие. Уместно при исправлении таких ошибок проводить фонетическую разминку, анализировать слова по звуковому составу, сопоставлять правильный и ошибочный варианты, объясняя смыслоразличительную роль звуков. В-третьих, большую трудность вызывает у обучающихся конструирование предложений. Ошибки в построении фразы встречаются практически у всех, кто с детства говорил только на марийском языке и связаны с особенностями синтаксиса марийского языка. Чтобы выразить какую-то мысль, ребенок сначала оформляет ее на родном языке, затем переводит на русский. Предикативная основа оказывается в конце предложения, что часто не соответствует структуре предложения в русском языке. Для формирования умения правильно конструировать высказывание целесообразно использовать задания: придумай предложение по схеме…, найди основу предложения…, добавь к основе второстепенные члены предложения. При обучении русскому языку учеников, для которых этот язык является неродным, большую роль играет комплексный анализ текста, что дает возможность в системе формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, отрабатывать умение конструировать предложения, правильно расставлять интонационное (логическое) ударение в высказывании. При изучении теоретических сведений активно используется мультимедиа-комплекс по русскому языку фирмы 1 С под редакцией О.И. Руденко-Моргун, который представляет серию электронных пособий для 5, 6, 7, 8, 9 классов с тщательно продуманной системой представления учебного материала, соответствующей современным требованиям модернизации образования. Применению продуктивных методов обучения способствуют интерактивные таблицы в разделе «Таблицы», интерактивные схемы, озвученные тексты в разделе «Обучающие материалы». Развивают мышление и образное восприятие анимационные задания в «Иллюстрациях», например «Нажимая «вперед», наблюдайте за изменениями», «Сделайте вывод о том…». Для того чтобы обучающиеся осознанно запомнили теорию, представленную в электронных пособиях, можно использовать логические ассоциации, например: выделите основное…, найдите признаки…, назовите…, сгруппируйте… Использование электронных пособий фирмы 1 С под редакцией О.И. Руденко-Моргун позволяет реализовать такие дидактические принципы как наглядность, доступность, систематичность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Как показывает практика, обучающиеся на слух лучше определяют речевые ошибки, в связи с этим одним из важных в работе является требование проговаривать вслух все выполняемые задания. Если сам говорящий не понимает собственную мысль, то не поймут ее и окружающие, поэтому проговаривание вслух позволяет вовремя заметить и исправить ошибки, вызванные неправильным словообразованием и словоупотреблением. Большую роль в формировании грамотной речи играют аудиокниги, из которых берутся для анализа отрывки из прозаических и стихотворных текстов известных русских писателей и поэтов, прочитанные мастерами художественного слова. Хороший результат в овладении русской лексикой дает составление тематических диалогов, создание речевых ситуаций, проведение ролевых игр. При организации работы в парах в коллективе воспитывается толерантность, формируются коммуникативные навыки. Обучение русскому языку как неродному – сложный процесс, требующий от учителя систематической, целенаправленной, творческой работы. Его закономерным положительным результатом можно считать не только уверенное владение русским языком и хорошие отметки, но и повышение мотивации к изучению предмета, психологическую и практическую готовность к активной самостоятельной деятельности. Автор: Старикова Тамара Леонидовна, МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012) | |
Просмотров: 650 |
Всего комментариев: 0 | |