Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Лингвистические сказки
В одной квартире жила-была большая полка с книгами. Сначала книг на ней было мало, но со временем их становилось все больше и больше. Стояли здесь важные и толстые энциклопедии и словари, яркие и веселые детские книжки, вкусно пахнущие кулинарные книги, таинственные детективы, томные и вздыхающие любовные романы. Дружной жизнью книг заправлял Энциклопедический Словарь. Он был большой и умный, потому что держал в себе очень много знаний о мире. Словарь и другие книги, стоящие на полке, без работы не сидели, вернее, не стояли: их часто доставали с полки члены дружной и веселой семьи: папа, мама и их дочка Маруся. Папа любил после работы посидеть отдохнуть часок-другой с каким-нибудь детективом в руках. Мама очень вкусно готовила и поэтому часто свои кулинарные шедевры добывала из книг по кулинарии, которые только и ждали, что будут распахивать свои яркие картинки-объятия и щедро делиться своими кулинарными рецептами. И веселые детские книжки находили своего читателя. Им была звонкоголосая девочка Маруся, для которой сначала книжки читали родители, а когда она пошла в первый класс, то стала читать их сама. В первом классе Маруся осваивала новенькую книжку-азбуку, а потом, когда хорошо научилась читать, то с удовольствием бралась за детские книжки, воображая себя то прекрасной принцессой, то отважным разбойником, то забавным зайчонком.
Каждый вечер, когда жизнь в квартире постепенно затихала и все укладывались спать, на книжной полке происходило оживление. Прочитанные книги шелестели страницами и делились впечатлениями о прожитом дне, проведенном в руках своих читателей. После того как все новости были рассказаны, книги смолкали и с удовольствием слушали интересные истории, которые рассказывали те книги, которые целый день простояли на полке. Чтобы им было нескучно, днем они сочиняли сказочные истории, а ночью рассказывали их другим книгам. Прислушаемся и мы к этим удивительным историям.

История первая, рассказанная Сводом правил русской орфографии

Дорогой друг! Ты любишь сказки? Ну, конечно, любишь. И я, сказочник, расскажу тебе историю, в которой ты познакомишься со старичком-значком Разделительным Твердым Знаком. Итак, история начинается!

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил значок в одном селе.

И был он старенький - престаренький, поэтому молоденькие звонкоголосые гласные Е, Ё, Ю, Я всегда уступали ему дорогу, пропускали старичка вперед. И привык он стоять впереди этих резвых поскакушек.

Но вот отдали в учение Разделительному Твердому Знаку внучков – приставок, которые оканчиваются на согласную. А внуки шаловливые да непоседливые, и поэтому должен был старичок Твердый Знак их все время впереди себя держать, чтобы видеть их и не растерять.

Да тут еще иностранцы – иноязычные приставки понаехали учиться у старичка Твердого Знака ремеслу. А так много-то их: АБ-, АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР-, КОН-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, КОНТР-! И пришлось деду их тоже вперед пропускать, чтобы видели они все тонкости его работы.

А к ним присоединились числительные ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ в родительном падеже и закричали: «И мы, дедушка, хотим ремесло твое освоить!» Согласился старичок Твердый Знак и на это, поставил их тоже вперед себя.

А учение тяжелое, трудное, много времени требует, поэтому и находится Разделительный Твердый Знак позади учеников долго и нескончаемо, а хохотушки гласные Е, Ё, Ю, Я по-прежнему пропускают старичка вперед. Так и живут и работают все по сей день.

Тут и сказки конец! А кто слушал да вникал – будет грамотный молодец!




История вторая, рассказанная Сводом правил русской орфографии


Мягкий Знак был добрым, веселым и дружелюбным мальчиком. Он очень любил гулять по школьным тетрадкам, цепляясь за концы слов. Вот написано слово «мел», а к нему присоединяется Мягкий Знак, и уже не «мел», а «мель» какая-то. Поэтому не все слова подпускали Мягкий Знак к себе, а только те, которые заканчивались на мягкий согласный.

Особую любовь питал Мягкий Знак к словам с шипящим согласным, стоящим в конце. Ну, нравились ему эти слова, а, как известно, на вкус и цвет товарища нет. И вот стал он проситься поиграть с крепкими существительными второго склонения Муж, Багаж, Гараж. А те не пускают его в свою мужскую компанию, говорят, что не нужно им никакой мягкости, потому что их призвание – быть твердыми как скала. Тогда пошел знакомиться Мягкий Знак с существительными первого склонения, стоящими во множественном числе и родительном падеже Туч, Рощ, Дач, да дружить с ними неудобно: они все время от родителей не отрываются и общаться ни с кем не хотят.

Вот идет Мягкий Знак по улице, грустит потихонечку, а навстречу ему существительные третьего склонения Дочь, Мышь, Молодежь.

- Какой хорошенький! – воскликнула Дочь.

- Какой мягонький! – пискнула Мышь.

- Давай дружить с нами, нам так не хватает теплоты и дружеского участия, - предложила Молодежь.

Мягкий Знак с радостью согласился. И с тех пор из всех существительных Мягкий Знак дружит только с существительными третьего склонения.




История, рассказанная Словообразовательным словарем

Сказка о том, как грустный суффикс стал веселым




Жил-был суффикс ИЩ. Жилось ему на белом свете плохо. И все потому, что с какими бы словами он не дружил, радости ему эта дружба не приносила. Придет, бывало, он в гости к слову ГЛАЗ (а ГЛАЗ – милый такой, приятный) – и вот уже не глаз перед ним, а ГЛАЗИЩЕ – милое, приятное, но такое большое! Или заведет знакомство со словом РУКА, глядь – нежная мягкая рука становится РУЧИЩЕМ да так и норовит загрести тебя в свои объятия!

Вот идет как-то ИЩ по лесной тропинке, и встречается ему суффикс ОНОК. Суффикс маленький, неказистый, но веселый и довольный жизнью. ОНОК увидел суффикс ИЩ и спрашивает его:

- Что ты такой грустный? Посмотри, какой сегодня день чудесный: солнышко светит, лесные птички поют-заливаются. Вон зайчОНОК из-за пенька выглядывает, а бельчОНОК лесные орешки собирает, лягушОНОК на камне греется в теплых солнечных лучах. Здорово!

- Как же здорово, когда я, с кем бы ни общался, всех увеличиваю до огромных размеров и так мне становится неуютно, что хоть плачь.

- Что ты, ИЩ, говоришь такое! Представь, если бы не было нас, таких разных суффиксов, мир не был бы таким интересным, разнообразным и ярким! И большой гостеприимный дом оставался бы просто домом и не смог бы принять много гостей, как это бы сделал домИЩе. А папа-заяц разве смог бы дать отпор голодному волчИЩу и защитить своего зайчОНКа, если бы был просто зайцем, а не зайчИЩем, большим и сильным! Все суффиксы необходимы в словах!

Понял суффикс ИЩ, что и он нужен словам. Обрадовался он и уже больше не грустил, а ходил в гости к друзьям и заводил новые знакомства.


Автор: Шевченко Эльвира Анатольевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120» г.Перми
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 934
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]