Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Формирование информационно-коммуникативных компетенций в процессе обучения устному ответу на уроке
В последние годы задачи обучения определяются с позиций компетентностного подхода. Государственный стандарт начального общего образования предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников и основной целью определяет формирование у учащихся ключевых компетенций, которые рассматриваются как показатели качества образования.
В МБОУ «СОШ №55» города Новоуральска ведущим направлением деятельности стала тема «Мониторинг сформированности информационной культуры как средство реализации компетентностного подхода в образовании». Эту деятельность мы осуществляем в процессе обучения устному ответу на уроке, так как данная работа способствует формированию общеучебных умений и навыков, являющихся базовыми для дальнейшего образования.
Мы делаем акцент на развитии двух информационно-коммуникативных компетенций:
- готовности получать необходимую информацию из различных информационных источников, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении;
- умении делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
На начальном этапе обучения нами были выявлены следующие проблемы:
1. Недостаточное использование первоклассниками средств контакта с аудиторией.
2. Отсутствие логичности и композиционной связности устного ответа.
3. Недостаточная информационная полнота ответа.
Их наличие во многом определяется особенностями развития связной монологической речи первоклассников, то есть возрастными особенностями. У некоторых учеников есть дефекты произношения, они допускают ошибки при составлении предложений, не умеют давать полный ответ на вопрос. Порой ученик обладает достаточной информацией, а грамотно сформулировать свои мысли не может, поэтому формирование информационно-коммуникативных компетенций началось с развития речевых умений.
С первого класса работа строится по таким направлениям:
- развитие речевого аппарата;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- освоение грамматических норм русского литературного языка;
- развитие связной речи.
Одним из эффективных приёмов, используемых учителем, является составление текста с опорой на рисунок, сделанный учениками на уроке ИЗО. Это способствует повышению заинтересованности, творческой и речевой активности. Во время работы дети подключают своё воображение, память, мышление. В процессе создания конкретного образа уточняются, закрепляются знания, возникают новые вопросы. Это мотивирует на дальнейшую речевую деятельность. Рисунки позволяют создать хороший эмоциональный настрой на уроке, познакомить учащихся с особенностями построения текста.
Например, создавая художественный образ животного, учащиеся работают по плану:
1. Внимательно послушай рассказ о животном.
2. Представь то, о чём услышал.
3. Нарисуй то, что представил.
4. Расскажи о том, что нарисовал.
5. Послушай рассказы других учеников.
6. Проверь себя: расскажи всё, что узнал о животном.
Все детские рисунки мы объединяем в книгу и дополняем одним учебно-научным текстом, который был составлен на уроке.

Это позволяет первоклассникам, которые по какой-то причине не смогли дать развёрнутый устный ответ на уроке, выполнить это задание позже. Детям предлагается поиграть в игру «Путешествие»
                   а) Представьте, что оказались на месте событий, отраженных в рисунке, и расскажите, что услышали, почувствовали.
                    в) Придумайте, что могло произойти с героями рисунка до и после момента их запечатления.
Так формируется умение давать развёрнутый устный ответ с опорой на рисунок.
Мониторинг в конце первого класса показал, что использование данных приёмов и форм работы усиливает положительное отношение первоклассников к учёбе. Они стремятся получать необходимую информацию из различных информационных источников, представлять и культурно отстаивать свою точку зрения в диалоге, хотя эта деятельность ещё вызывает затруднение. Иногда наблюдаются проблемы в умении делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления дальнейшей деятельности. Поэтому, не оставляя работу по развитию связной монологической речи, со второго класса отдаём предпочтение методу проектов, который даёт большие возможности для развития информационно-коммуникативной компетенции у учащихся. Многие учителя организуют такую деятельность, ставя перед собой цель – научить ребёнка самостоятельно добывать информацию и использовать её для получения новых знаний, а новые знания использовать в конкретных коммуникативных ситуациях.
Ученики знают, что большой объём информации о слове можно получить из словарей, а информацию об окружающем мире найти в энциклопедиях. На уроках дети учатся представлять полученную информацию в виде схемы, пересказа, суждения, установления причинно-следственных связей. Вместе с детьми мы отрабатываем приёмы сохранения информации в виде плана, цитат, схем, таблиц. Полученную информацию учащиеся используют в сообщениях, докладах, при написании сочинений, в творческих проектах.
Последний этап проекта — защита — всегда самый эмоциональный и зрелищный. На защиту можно пригласить гостей. Именно на этом этапе дети могут продемонстрировать своё умение использовать найденную информацию. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы показать вклад каждого ребенка, родителя, учителя.
Основными стимулами в развитии информационно-коммуникативной компетенции учащихся являются мотивация, увлечённость в работе. Второй фактор – информационно-коммуникативная активность самого ребёнка. Третий фактор - постоянная практика такой работы.
Проектную деятельность организуем в виде двух взаимосвязанных направлений: сбора сведений по теме проектной деятельности и работы над детскими проектами, включенными в содержание темы.
Однако учет возрастных возможностей младших школьников потребовал внести ряд уточнений в методику организации проектной деятельности:
- проектная деятельность носит обучающий характер;
- тема проектной в большей степени подсказана взрослыми;
- по объему - это мини-проекты;
- по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна только на уровне выполнения отдельных действий.
Приведённые выше приёмы работы должны быть комплексными. Мы рекомендуем их использовать на различных уроках, чтобы научить ребенка видеть, думать, сопоставлять, рассуждать, а в дальнейшем, давать развёрнутые ответы.


Литература:

1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ, 2005.- 112
3. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство "Учебная литература”, 2007



Автор: Поспелова Лия Владимировна, МБОУ "СОШ №55" г.Новоуральска
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 712
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]