Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Политический протест в Олимпийском движении: история вопроса»
Урок 1. Политический протест в Олимпийском движении: история вопроса
Класс: 9, 11
Предмет: Новейшая и современная история + обществознание
Раздел: «Международные отношения во II половине XX века», «Межэтнические отношения и национальная политика»,
«Современный этап мирового развития»
Тип урока - комбинированный: открытие нового знания + интерактивный диалог с учащимися по проблемным заданиям.
Техническое оборудование и иное обеспечение:
1) мультимедийный проектор, компьютер, экран
2) презентация

Структура урока:
1. Организационный этап
2 - 3 Цели и формы политических протестов в Олимпийском движении
4. «За» и «против» политических бойкотов в Олимпийском движении
5. Периоды политических демаршей в Олимпийском движении и их краткая характеристика:
1) довоенный (до 1939 года)
2) период «холодной войны»
3) рубеж XX – XXI вв.
6. Примеры политических бойкотов Олимпийских Игр в начале XX века
7. Подведение итогов
8. Ресурсы
9. Приложение
Вопросы для обсуждения
1. Приведите примеры взаимосвязи спорта и различных сфер общественных отношений.
2. Как вы думаете, с чем связано большое внимание развитию спорта в нашем государстве в 20 – 30 –ые гг. XX в. и сегодня?
3. Как отразилась «холодная война» на развитии олимпийского движения?
4. Какую роль в современных международных отношениях играют Олимпийские Игры?

Домашнее задание – темы для написания эссе.
1. Спорт и глобализация. Может ли олимпийское движение помочь в решении глобальных проблем? (на примере одной или нескольких
проблем)
2. Кто сегодня становится олимпийским чемпионом? (О жизненных ориентирах, ценностях, качествах характера современных атлетов,
об их физической подготовке)
3. Как вы думаете, можно ли считать закономерным возникновение паралимпийского движения во второй половине XX века?
С какими тенденциями развития мирового сообщества после войны это связано?


Этап урока

Содержание

Примечание

1. Организационный

Учитель представляет цель и структуру урока, говорит об актуальности темы накануне Олимпиады в Сочи 2014 г.

Презентация, слайды 1 - 4

2. Цели

политических

протестов

в Олимпийском

движении

Политический протест во время подготовки или проведения Олимпийских игр является одной из мер серьёзного морального давления на страну-организатора игр, международное олимпийское движение и мировое сообщество в целом с целью донесения инициаторами протеста своей точки зрения на современные играм политические процессы и события, представляющиеся критически важными. Это эффектный, но не обязательно эффективный жест, не заметить который в связи с большим международным значением Олимпийских игр становится невозможно. По замыслу организаторов протеста такой жест призван:

* активизировать международную дискуссию;

* возбудить мировое общественное мнение

* и с его помощью воздействовать на власти, руководство страны-объекта воздействия.

Политический протест, связанный с олимпиадами, может быть комбинированным и сопровождаться и другими мерами, такими как экономические санкции, эмбарго, политическое охлаждение отношений с соответствующей страной или странами. Международная изоляция предусмотрена Уставом ООН как мера принуждения без применения вооружённых сил — и спортивные санкции находятся здесь в общем контексте.


слайд 5


Антиглобалисты Северной Америки против Олимпийских Игр в Ванкувере

(2010 г.)



3. Формы политических протестов

в Олимпийском

движении

Политический протест может предполагать:

*демонстративный отказ в ходе подготовки и проведения очередных Олимпийских игр от соблюдения норм, предписанных документами МОК,

*отказ от участия в играх в целом, в отдельных соревнованиях, церемониях;

*отказ от приглашения определённых национальных сборных на игры;

*демонстративный выход страны из международного олимпийского движения.

Главным образом причины протестов в ходе подготовки и проведения игр носят политический характер, хотя иногда случаются и неполитические протесты. Инициатором протеста может выступать:

1) международное сообщество в лице его авторитетных наднациональных структур — ООН, МОК, других международных организаций;

2) группа союзных государств, обычно объединённых в формальный или неформальный военно- политический блок;

3) отдельное государство, обычно представленное в олимпийском движении на уровне Национального олимпийского комитета (НОК);

4) группа спортсменов или отдельный спортсмен в индивидуальном порядке.

Какой-то единой организационной формы как таковой у политических протестов не существует и каждый раз Олимпийская Хартия, которая запрещает любую политическую, религиозную или расовую пропаганду, и другие регламентирующие документы МОК «испытываются на прочность» различными способами.

слайды 6 - 7


Олимпиада 1968 года



Чернокожие американские спортсмены Томми Смит и Джон Карлос, золотой и бронзовый призеры по легкой атлетике, во время исполнения гимна США демонстративно опустили головы и подняли сжатые кулаки в черных перчатках. Так они выразили свой протест против расизма и расовой сегрегации в США.


4. «За» и «против» политических бойкотов в Олимпийском движении


Каждый случай столкновения идеологий и цивилизаций, по мнению противников смешения олимпийского спорта и политики, неизбежно наносит заметный урон самой идее олимпийского движения, заложенным в него принципам международной кооперации, открытости, глобализации.

Сторонники же политических протестов на олимпиадах отмечают, что бо́льший урон олимпийскому движению наносят не протесты, а, напротив, как раз участие в играх, проводимых при игнорировании очевидных для значимой части мирового сообщества политических проблем. В качестве последних обычно называются тоталитаризм, ограничение свободы слова и других прав человека, различные формы дискриминации, международный терроризм и проч. По мнению сторонников политических протестов проведение Олимпийских игр в подобных случаях де-факто становится формой поддержки таких стран, что недопустимо.

слайд 8

Китайцы отстаивают свое право на проведение Олимпийских Игр

(2008 г.) перед международным сообществом, защищающим Тибет

5. Периоды политических демаршей в Олимпийском движении и их краткая характеристика


Периоды

Сущность политических протестов

слайд 9


1) довоенный

(до 1939 г.)

1) бойкот на Олимпиадах 1920 и 1924 гг.

Германии и ее союзниц по Первой мировой войне за развязывание мирового конфликта;

2) Капиталистический МОК не может примириться с созданием Советского Социалистического государства;

3) Олимпиада 1936 г. в Берлине: спорт против расизма

2) период «холодной войны»

(послевоенный период

до 1991 г.)

1) противостояние СССР и США;

2) выступления стран социалистического блока против СССР (Венгрия, Чехословакия и др.);

3) арабо – израильское противостояние;

4) борьба афроамериканцев за свои права, борьба МОК против апартеида;

5) проблема Китая и Тайваня

6) проблема двух Корей

3) рубеж XX – XXI вв.

1) вопросы об участии в Олимпиадах распавшихся в конце 80-начале 90-ых годов государств;

2) арабо – израильское противостояние;

3)Афганский фундаментализм против Олимпийских Игр;

4) Китай и сепаратистское движение в Тибете



6. Примеры политических бойкотов Олимпийских Игр в начале XX века


год

Олимпиада,

место проведения


Выражение политического протеста


Примечание

1908

IV, Лондон, Великобритания

1) Сборная Великого княжества Финлядского отказалась участвовать в церемонии открытия под российским триколором, спортсмены шли без какого-либо флага.











2) Спортсмены США, не увидев флага своей страны на стадионе Уайт – Сити, где проходило открытие Игр, в нарушение международной традиции не стали приспускать флаг перед британской королевской ложей, где находился король Эдуард VII. Капитан команды США Мартин Шеридан заявил: «Этот флаг не опускается ни перед одним земным монархом!»


Впервые в Олимпиаде участвовали 8 российских спортсменов, они завоевали 1 золотую и 2 серебряные медали. Первым в истории отечественного спорта олимпийским чемпионом стал фигурист Н.А. Панин - Коломенкин. (Приложение «Век золотого блеска»), слайды 10 - 12




1920


1924

VII, Антверпен, Бельгия

VIII, Париж, Франция

I, зимние Игры

в Шамони, Франция


Первый случай сознательно организованного бойкота государств по инициативе МОК: в наказание за развязывание Первой мировой войны на Олимпиады в 1920 и 1924 гг. не были приглашены спортсмены Германии и её стран – союзниц.

По политическим причинам не принимали участие в Олимпийских Играх и атлеты Советского социалистического государства.

До середины 1930-ых годов российскими представителями в МОК считались эмигранты прежнего царского режима – в частности, князь Лев Урусов. Известно, что Урусов разрабатывал проект параллельного и равноправного участия в Играх сразу двух сборных России – советской и эмигрантской.

В январе 1924 г. оргкомитет парижской Олимпиады передал Советской стороне официальное приглашение на Игры, но наша страна сочла невозможной форму отношений с олимпийским движением через посредника, официально отказ был обоснован так: «В знак протеста против отлучения от Игр спортсменов Германии»

В 1921 г. Советской Россией был создан Красный спортивный Интернационал, устав которого запрещал встречи с «буржуазными» спортсменами. Однако в 1937г. Советский Союз направил свою делегацию в Антверпен (Бельгия) для участия в III Всемирной олимпиаде рабочих-спортсменов.

В 1928 г. в СССР впервые была проведена Всесоюзная спартакиада, на старты в которой вышли 3,5 млн. физкультурников! (слайды 13 – 14)



7. Заключительное слово учителя о консолидирующей роли Олимпийских игр в современном мире.
Олимпийские игры могут и должны помогать разрешению международных конфликтов. По мнению Президента МОК Жака Роге спорт «не может сам по себе останавливать войны или поддерживать мир, но его жизненно важная роль заключается в том, чтобы помогать построению лучшего и более мирного мира». С этим связана древняя традиция олимпийского перемирия, уходящая корнями в Игры античности и возрожденная МОК в 1992 году. Цели олимпийского перемирия:
• обеспечить прекращение военных действий на период Олимпийских игр;
• наладить контакты между враждующими сторонами через спорт;
• оказать гуманитарную помощь странам, охваченным войной;
• создать «окно возможностей» для заключения мира.
Символ олимпийского перемирия – голубка, традиционный образ мира, на фоне пяти голубых колец и стилизованного олимпийского огня. Олимпийский огонь призван нести дружбу и чувство духовного единства в сердца людей во всем мире, а разноцветные точки на языках пламени символизируют людей (или представителей) разных рас и культур.
Урок завершается кратким комментарием к высказыванию Д. Голсуорси (1867 – 1933 гг.) – английского прозаика и драматурга (слайды 15 - 17 презентации)

8. Ресурсы:
1. Олимпийское движение и политический протест
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бойкот_Олимпийских_игр
2. Олимпийская хартия
http://www.olympic.ru/ru/OlympChart.asp?p=1
3. Рабочие олимпиады
http://slovari.yandex.ru/~книги/Олимпийская%20энциклопедия/Рабочие%20Олимпиады/
4. Участие Финляндии в Олимпийских Играх
http://olympic2008.lenta.ru/countries
5. Пьер де Кубертен
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/164301/Кубертен
6. Афоризмы о спорте
http://aphorism-list.com/tema.php?page=sport&tktema=sport
7. О первом российском олимпийском чемпионе Н.А. Панине – Коломенкине
http://www.olympic.ru/ru/n_news.asp?id=11820&rub=1
8. http://sochi2014.com/games/education/


http://nogames.wordpress.com/campaign/september_29/


http://www.bbc.co.uk/russian/sport/2010/02/100212_olympic_opening.shtml


http://runews.radeant.com/source/1135/2008/04/page/2/

9. Приложение

Финские спортсмены участвовали во всех Олимпиадах начиная с 1908 года. Несмотря на то, что Финляндия в начале прошлого века входила в состав Российской империи, на Олимпийских играх в 1908 и 1912 годах она выступала отдельной командой. За все время финские спортсмены выиграли 294 награды, включая 99 золотых. Наиболее успешными для Финляндии были Олимпиады до 1956 года, где она выигрывала в среднем по 20-30 медалей, а вот на Играх-2004 в Афинах финны показали свой самый скромный результат, завоевав всего две серебряные награды.

ВЕК ЗОЛОТОГО БЛЕСКА (по материалам 2008 г.) Источник: http://www.olympic.ru/ru/n_news.asp?id=11820&rub=1


Автор: Никорук Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» город Новочебоксарск Чувашской Республики
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 1086
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]