Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Итогово-обобщающий урок- «По страницам русской истории»
Предмет–история

Класс – 10

Тема:  «По страницам русской истории»

Задачи занятия:

- Образовательная: повторить, обобщить изученный материал.
- развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода: комплексный анализ, историческое мышление.
- воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Время реализации занятия– 45 минут

Тип урока: Повторительно- обобщающий урок.

Метод обучения: словесный, работа в командах

Авторский медиапродукт:
1. презентация 22 слайда (операционная среда редактор MicrosoftPowerPoint, WindowsMovieMaker, MicrosoftWord)

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Повышение эффективности усвоения учебного материала.
2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
3. Развитие понятийного мышления за счет систематизации знаний уже изученного материала.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран.


Сценарий урока.
      « По страницам русской истории».
( Повторительно – обобщающий урок - игра по теме « История Отечества с древнейших времен до конца XIXвека», 10 класс).

Цель урока: систематизировать знания  по изученному материалу,
 обратив особое внимание на роль личности в истории Отечества.

Задачи:    

- Образовательная: повторить, обобщить изученный материал.
- развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода: комплексный анализ, историческое мышление.
- воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Организационный момент.
Учитель. Уважаемые ребята и члены жюри! Сегодня в нашей интеллектуальной игре примут участие учащиеся 10 «а» класса.
Тема нашей сегодняшней игры – « История Отечества с древнейших времен до конца XIXвека.».

Правила игры таковы: класс делится на 2 команды, задача команд выбрать себе капитана, название команды, соответствующее теме сегодняшней игры, девиз команды. Вся игра состоит из 5 туров.
1 тур позволяет командам набрать наибольшее количество баллов за счет правильных и быстрых ответов на общие исторические вопросы. Быстроту и качество ответов на вопросы отмечают члены жюри, состоящие из учителей историков.

2 тур представляет перед командами бунтовщиков и заговорщиков всех времен Российской истории.  Каждая команда, заслушав текст с фактами биографии, должны назвать «свое» имя. Подсказку вы можете найти, посмотрев на представленный портрет.  Если команда отвечает неверно, то команда соперник имеет право на ответ. Право первым начать 2 тур отдается той команде, кто набрал наименьшее количество баллов в результате 1 тура.

3 тур. Тема 3 тура - « Развитие культуры и образования в России до конца XIXвека. Перед учащимися представлены иллюстрации и вопросы к данным иллюстрациям в хаотичном порядке. Задача команд, ответив на вопрос, найти подходящий портрет.

4 тур. «Слово Императору».
Внимание, капитаны команд! 
Перед вами – государи – императоры государства Российского! Ваши Величества!
Каждый из императоров находился в той или иной ситуации и по этому поводу высказывался, изрекался. Вам будет зачитана та или иная ситуация, ваша задача вспомнить, что было сказано  по этому поводу.

5 тур. « Вопрос сопернику».
У команды набравших наименьшее количество очков есть шанс реабилитироваться в последнем туре. Командам задается ряд вопросов, команда, набравшая наибольшее количество баллов за игру при неправильном ответе на вопрос передает данный вопрос команде соперников. Если команда с наименьшим количеством очков, набранных за игру, отвечает неверно, то соперники теряют шанс заполучить данный вопрос. Таким  образом, у отстающей команды есть шанс догнать соперника.
На  протяжении всей игры строгое жюри подводит итоги каждого раунда, которые фиксируются на доске.

Вопросы пяти туров.
Вопросы 1 тура  позволяют командам набрать наибольшее количество баллов за счет правильных и быстрых ответов на общие исторические вопросы. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Вопросы:
1. Укажите два названия древнерусского памятника архитектуры, созданного в Москве в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1552г. (Покровский собор или храм Василя Блаженного).
2. Кого из русских царей называли «европейским жандармом»? Почему? (НиколайI,так как он считал, что имеет право подавлять революционные движения в Европе).
3. Кого на Руси в XI веке называли  «гостями»? (Богатых купцов, ведущих иноземную торговлю).
4. Кого из русских князей  можно назвать Александром Македонским Восточной Европы? (Святослава).
5. Назовите автора произведения «Поучения детям» (Владимир Мономах).
6. Назовите автора теории «оригинальной народности».Назовите каждый из 3 пунктов. (С.С Уваров.Самодержавие, православие, народность).
7. Назовите фамилию ПетраI? (Романов).
8. Кто является главным организатором убийства Александра Освободителя? (Софья Перовская).
9. Назовите город на Руси, который монголы назвали «злым городом»?  (Козельск).
10. Как  в истории называется период времени от Бориса Годунова  до Михаила Романова?   («Смута»).

Вопросы 2 тура. Перед командами представлены бунтовщики и заговорщики всех времен Российской истории.  Каждая команда, заслушав текст с фактами биографии, должны назвать «свое» имя. Подсказку вы можете найти, посмотрев на представленный портрет. Если команда отвечает неверно, то команда-соперник имеет право на  ответ.( 10 баллов каждый верный ответ).

1. Вы проживали во времена русского царя  Алексея Михайловича, ярко выступали против церковных нововведений, требуя смерти своим противникам. В конечном итоге Церковный собор 1666-1667 г. проклял вас и ваших сторонников, и все вы были  сожжены на костре 1681 г.  Ваше имя?  (Протопоп Аввакум).
2. Вас можно назвать одним из самых страшных преступников России. Вы являлись убийцей- камикадзе, погибли в результате своего теракта, новы этим же взрывом убили русского царя, прозванного в народе «царем освободителем». Кто вы?(Гриневицкий).
3. Вас нельзя назвать ни заговорщиком, ни бунтовщиком. Но вы являлись фаворитом одной из русских цариц, имели большое значение для нашей истории. Вас неоднократно обсуждали, в том числе и в Сенате за политический террор. Кто вы?(Бирон).
4. Большую часть своей жизни вы провели в походах, но некоторое время заседали в Боярской думе. Будучи высокообразованным человеком, написали несколько произведений, в которых говорилось о деспотии Ивана Грозного. Вы были вынуждены бежать из России, и закончили свою жизнь в Ковеле. Назовите свое имя? (Андрей Курбский).
5. Ваша биография не вызывает никакого уважения. Точного вашего имени не знают до сих пор. Вы прошлись по Руси с огнем и мечом. На  Руси вас называли «тушинским вором». Какое имя вы получили в Российской истории? (ЛжедмитрийII).
6. Вы принадлежали к домовитому казачеству. Отряд донцов под вашим предводительством боролся против крымских татар. Затем вы возглавили ватагу разбойников и решили отправитьсяс ней на разгром московских бояр. Вас поймали и после жестоких пыток казнили в Москве на Красной площади. Назовите свое имя?(Степан Разин).

Тема 3 тура такова «Развитие культуры и образования в России до конца XIXвека». Перед учащимися представлены иллюстрации и вопросы к данным иллюстрациям в хаотичном порядке. Задача команд, ответив на вопрос найти подходящий портрет соответствующий  ответу.(15 баллов каждый верный ответ).

Вопросы:
- Назовите автора произведения «История Государства Российского»? (Н.М Карамзин). 
- Назовите имя самого известного иконописца Руси, автора произведения «Троица». (Андрей Рублев).
- Назовите царя, при котором  в России впервые возник театр.
(Алексей Михайлович).
- Назовите имя русского путешественника, который исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки. Основатель русского географического общества. (Ф.П. Литке).
- Назовите имя архитектора, по приказу которого были построены Казанский собор и Горный институт в Петербурге.(А.Н. Воронихин). 

4 тур. «Слово Императору».
Внимание, капитаны команд! 
Перед вами – государи – императоры государства Российского! Ваши Величества!
Каждый из императоров находился в той или иной ситуации и по этому поводу высказывался, изрекался. Вам будет зачитана та или иная ситуация, ваша задача вспомнить, что было сказано  по этому поводу.
Перед вами 2 высказывания. По одному изречению на капитана. Вынимают заготовленные изречения капитаны самостоятельно.(25 баллов каждый верный ответ).
Высказывания!
1. Петр Алексеевич, довольно часто переписывался со своей супругой Екатериной Алексеевной. В одном из писем он сообщил, что слава Богу, жив и здоров, но как государственному деятелю очень тяжело жить. О чем он поведал Екатерине? В чем причина печали?                    («…либо я левшою не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать и шпагу и перо».) 
2. Дом НиколаяI. Февраль 1854 г. Император при смерти. Что он сказал в прощальном обращение к семье своей, в частности к своему сыну Александру?(« мне хотелось оставить после себя государство мирное, приняв на себя все тяжелое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас»).


5 тур. « Вопрос сопернику».
У команды, набравших наименьшее количество очков, есть шанс реабилитироваться в последнем туре. Командам задается ряд вопросов.  Команда, набравшая наибольшее количество баллов за игру при неправильном ответе на вопрос, передает данный вопрос команде соперников. Если команда с наименьшим количеством очков, набранных за игру, отвечает неверно, то соперники теряют шанс заполучить данный вопрос. Таким  образом, у отстающей команды есть шанс догнать соперника.(10 баллов каждый верный ответ).
Вопросы 5 тур. Кто есть кто?
- Назовите прозвище ИванаI, говорящее о его богатстве. (Калита).
- Назовите прозвище удельного князя Василия, который вместе с братом Дмитрием Шемякой вел борьбу против ВасилияII. (Косой).
- Какое прозвище носила Княгиня Ольга, управляющая Русью после смерти своего мужа Игоря. (Святая).
- Какой император носил прозвище «освободитель».(АлександрII)
- Какая императрица  России носила прозвище «просветительница» (ЕкатеринаII).
-Какой Российский император получил прозвище «миротворец».                   ( АлександрIII).

Подведение итогов игры. Выступление жюри. Награждение победителей.

Список использованной литературы:

1. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М.Н. 
Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624 с.

2. Соловьев В. М.  История России для детей и взрослых. / М.,2003.

3. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-составитель: Гукова В.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.



Автор: Уразова Анастасия Борисовна, преподаватель истории, обществознания МБОУ СОШ №2 г. Стрежевой. Томской области
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 783 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Очень интересная работа. Можно использовать во внеурочной деятельности для 8-9 классов. Очень жалко, что нет презентации.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]