Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Мы вместе?!»
Цель занятия: социально-психологическая реабилитация отверженных детей и коррекция межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Ожидаемые результаты занятия:

метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения учащихся
2. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме
предметные:
1. Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней и составление характеристики личности
2. Повышение интереса подростков к чтению художественной литературы
3. Получение новых знаний и умений по работе с бумагой в технике оригами
личностные:
1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему
2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников
3. Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки
Тип занятия: интегрированное занятие

Учащихся в аудитории: по количеству учащихся в классе

Продолжительность занятия: 45 минут 
Используемая методическая литература и ресурсы: А..Железняков "Чучело", М. : Дет. лит., 1988.
                       Б. Слуцкий "Величие души"


Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки
Используемые ЦОР:
Анкета по вывлению уровня взаимоотношений в классе
Презентация "Фильм о фильме "Чучело" 
Слайд "Схема составления портрета героя"
Видео отрывок из фильма Р.Быкова "Чучело" 

Песня "Мальчишки-девчонки"
Поэтический калейдоскоп "Эпиграф к занятию":


Мозаика из слов.

Слайд "Оригами"


Предварительная работа:
- Просмотр фильма Р. Быкова "Чучело".
-    Анкетирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в классе (цель:выявить представления учащихся о своем классе, возможных проблемах взаимодействия с одноклассниками, а также определить актуальность и целесообразность проведения коррекции в данном классе).По результатам анкетирования, наличие таких проблем, как: отверженность, игнорирование подростков сверстниками, конфликтность класса, разрозненность послужит сигналом педагогу к проведению представленного мероприятия.
- Изготовление символа-поддержки «Сердечько», в технике аригами.


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В
КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
«МЫ ВМЕСТЕ?!»
План-конспект занятия:

Ход занятия:

I. Начало занятия.Эмоциональный и мотивационный настрой на предстоящую деятельность.

1. Педагог вводит учащихся в аудиторию, где на экране размещен Поэтический калейдоскоп "Эпиграф" (отрывок из стихотворения БорисаСлуцкого) 
2. Педагог предлагает подросткам прослушать стихотворение Б. Слуцкого "Величие души" полностью:
Калугина Е.А.
А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?

А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.
Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ?

ИТОГИ     АНКЕТИРОВАНИЯ – Калугина Е.А.
Ребята! Мы с вами 23 апреля провели анкетирование на тему: 
«Ты и твой класс». На слайде представлено диаграмма, где мы можем УВИДЕТЬ КАКИЕ У НАС С ВАМИ ПРООБЛЕМЫ.
60% из вас считают, что мой класс дружный, но иногда существуют конфликты. А 50% считают, что наш класс недружный, каждый существует сам по себе.
А теперь я вам хочу задать вам несколько вопросов, на которые вы будите отвечать сигнальными карточками двух цветов красные и зеленые. Красные – это ответ «да», а зеленые – это ответ «нет».
Возьмине из конверта сигнальные карточки разных цветов – красные, с ответом «нет» и зелёные с ответом «да» и покажите знаком ответ на следующие вопросы.
Вопросы:

Можно ли сказать, что  наш класс дружный?
Можно сказать, что в нашем классе всем уютно, хорошо, комфортно жить?
Хотел бы ты, чтобы изменилось поведение кого-то в классе?
Хотел бы ты измениться сам?
Сможем ли мы вместе изменить ситуацию так, чтобы в классе каждому из вас было уютно и комфортно.

****
Ребята! Только при желании и усилии над собой всех и каждого возможно прийти к желаемому результату.
А сейчас я вас попрошу всех встать в круг. Давайте по кругу скажем добрые или вежливые слова. (Добрый день, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, будьте так любезны, я благодарен вам, будьте добры, будьте справедливы, будьте внимательны, осторожно и т.д.. Спасибо! Эти слова которые мы с вами произнесли не просто слова, они символизируют наше отношение в классе, создают атмосферу гармонии и уюта. Я думаю благодаря этим словам  мы действительно можем сказать МЫ ВМЕСТЕ
Калугина Е.А.
Два дня назад вы  просмотрели фильм «Чучело». 
Сегодня мы о нём поговорим…


II.Основной этап. Коррекционная часть занятия.
1.Презентация "Фильм о фильме"Чучело" , включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев, их поведение.
Презентация завершается показом видеоролика - отрывка из фильма, в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.
Примечание: Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. Потому как данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению, то есть к рефлексии увиденного в презентации и видеоролике.
2.Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма"

Подростки делятся (по желанию) на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по схеме, которая лежит у вас в конверте жёлтого цвета.



После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.

Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.

Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети через примеры поступков и поведения персонажей фильма "ЧУЧЕЛО" учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений. Таким образом, рассматриваемое задание выстроено по принципу "параллельного действия" А.С.Макаренко. В его основе - воздействие на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.
Также в предыдущих 2х упражнениях происходит обучение игнорируемых и отвергаемых детей адекватному поведению в среде сверстников. Это происходит непосредственно через понимание ошибок собственного поведения (заискивания, терпение издевок, насмешек сверстников) и вырабатываемые самими детьми советами для героини Л.Бессольцевой.
Итак, 1 команда даёт характеристику гланому герою……..И ребята из других команд могут дополнять, обсуждать главного героя фильма.
          2 команда……
          3 команда…….
          4 команда…….
          5 команда…….
          6 команда…….
А сейчас я попрошу вас встать и поиграть со мной в игру «Ассоциация»

3.Двигательная разминка 
( Возможен  такой вариант игры: «Ассоциация»
Все встают в круг. Один человек отворачивается и  закрывает глаза. Мы загадываем одного человека и говорим тебе с каким цветком можно сравнить его, с каким временем года, на какого животного похож этот человек (связанный с характером, а не с внешностью этого животного и т.д.)

4.Методика "Правила общения в нашем классе"

    Я сейчас вам зачитаю  фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои.
Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, педагог обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой, нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил КЛАССного общения". 
Вам предоставляются готовые, но зашифрованные, например, ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ ДРУГ с ДРУГОМ в КЛАССЕ: эти правила лежать у вас в конвертах. Вы должны сделать запись.
1. Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
2. Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
3. Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
4. Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
5. Не критикуй другого при всех. Выскажи ему своё мнение наедине!
6. Будь доброжелателен, приветлив. Улыбайся и проявляй интерес к другому!


Автор: Калугина Елена Александровна – педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»  г. Мичуринска Тамбовской области
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 828
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]