Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Конспект урока- путешествия в 6 классе по биологии. Тема: «Лишайники».
Цели урока: изучение особенностей строения лишайников, приспособленности к симбиотическому образу жизни и определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

образовательные-
продолжать развивать представление о многообразии живых организмов;
познакомить учащихся с особенностями строения, комплексной приспособленностью к симбиозу и практическим значением лишайников;
продолжать формирование умения работать с учебником;
развивающие-
развивать умение обобщать и делать выводы, логическое мышление учащихся путём организации их умственной работы на уроке;
развивать навыки общения учащихся;
воспитательные-
продолжать формирование навыков самостоятельной работы;
воспитывать бережное отношение к объектам растительного мира.
Приёмы деятельности учителя: постановка проблемы; организация повторения; выступлений учащихся, с сообщениями;
Организация деятельности учащихся: слушают сообщения, обсуждают проблему, отвечают на вопросы, заполняют кроссворд, делают выводы, изучают гербарный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Форма урока: урок – путешествие;
Методы обучения: самостоятельная работа с книгой, беседа, рассказ проблемный вопрос, демонстрация, использование иллюстраций,
Оборудование и материалы:
таблица «Лишайники», гербарный материал различных видов лишайников (пармелия, ксантория, кладония) на каждую парту, лупы, сменный стенд «Использование лишайников». Возможно использование компакт диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Растения 6 класс»
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
строение слоевища лишайников;
о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба;
способы размножения лишайников;
значение лишайников в природе и их использование человеком;
Учащиеся должны уметь:
различать типы лишайников;
объяснять явление симбиоза;
Девиз урока: «…загадочное существо, подобное сфинксу… встречается решительно на каждом шагу» К.А.Тимирязев,1885 год.
Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

«…загадочное существо, подобное сфинксу… встречается решительно на каждом шагу» К.А.Тимирязев,1885 год. (Запись на доске).
Учитель: Прочитайте девиз урока. Подумайте, о чём может идти речь? Что это за организм? Что собой представляет «сфинкс»?
Ознакомление с целью урока, ходом урока - путешествием, станциями, где предстоит сделать остановки, с формой отчёта о проделанной работе.
Запись темы урока в тетради (бортовом журнале) «Лишайники»

3.Усвоение новых знаний.
Станция « Историческая»
а) сообщения учащегося: «Манна небесная» (легенда о съедобном лишайнике)
б) информация учителя о распространении лишайников (повсюду: в пустынях Африки и за Полярным кругом, в лесах средней полосы, на берегу Ледовитого океана. Этот организм выдерживает температуру от -50 0С до + 70 0 С. Лишайник может высохнуть и снова ожить, впитав в себя воду из воздуха. Поселяется там, где нет никакой растительности и земли, за что и получил название «Пионер растительного мира»).
Что же способствует уникальной приспособленности этого организма?
Станция «Исследовательская»
а) самостоятельная работа учащихся (чтение текста учебника, рассматривание рисунка, рассматривание гербарных образцов кустистых и листоватых лишайников)
б) ответить на вопросы:
Чем внешне отличаются лишайники? Привести примеры.
Чем питаются лишайники?
Как они размножаются?
в) запись в тетрадях (бортовых журналах), Обсуждение ответов, запись следующих схем «Лишайники», «Питание», способы размножения.

Станция «Промышленная»
а) беседа о значении ягеля, как основном корме оленей. «Благосостояние Лапландии зиждется на лишайнике» XVII в. Карл Линней.
б) сообщения учителя об использовании других видов лишайников
антибиотик БИНАН на основе усниновой кислоты
народная медицина, (американские индейцы, китайцы использовали лишайники от болезней почек и печени).
сырьё для химической промышленности для получения лакмуса.
кислоты, полученные из различных видов пармелий, обладают способностью фиксировать запахи, их используют в парфюмерии; экстракт из лишайников - резиноид добавляют в духи, одеколон, мыла.
в Швеции получают сахар и патоку.
можно использовать как добавку в хлеб, предварительно вымочив в растворе соды, для удаления горечи.
Станция « Экологическая» (лаборатория охраны окружающей среды)
а) беседа о значении лишайников в природе. (Очень древние организмы, на Земле они появились около 100 млн. лет назад, когда образовалась меловая толща планеты).
б) Выветривание (беседа о роли лишайников в процессе разрушения горных пород)
Выветривание
химическое
физическое
лишайники содержат до 230 кислот;
накипные лишайники меняют свой объём

в) Индикаторы загрязнения окружающей среды (в основном накипные, т. к. живут достаточно долго).
Лишайники, по отношению к загрязнениям окружающей среды, разделяют наследующие группы:
устойчивые,
среднеустойчивые,
неустойчивые.
На основе расселения видов лишайников составляют карту заселения района лишайниками, соответственно определяют уровень загрязнения местности.
г)«Служанки у природы» - беседа об охране лишайников вследствие их маленького прироста (1-3 мм в год).
Станция «Любознательная»
Сообщения учащихся- экспертов.
а) «Как определили возраст статуй»
б) «Дополнительные органы прикрепления».
в) «Лишайники место существования других организмов».

4.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Где растут лишайники?
Как питаются лишайники?
Почему лишайники названы «пионерами формирования растительного покрова»?
5.Закрепление и обобщение знаний учащихся. Для того чтобы «вернутся домой» необходимо разгадать кроссворд. Ключевое слово – название науки изучающей лишайники. Возникла в конце XVIII- начале XIX вв.


Вопросы к кроссворду по теме "Лишайники"
1.Особое вещество, получаемое из лишайников, используется в химической промышленности.
2.Взаимовыгодное сотрудничество двух организмов.
3.Неправильное, но распространённое название лишайников
4."Исландский мох"
5.Изучаемый организм.
6.Один из организмов, образующий лишайник, способный существовать самостоятельно.
7.Корм для оленей.
8.Название тела лишайника.
9.Один из организмов образующих тело лишайника.
10.Съедобный лишайник.
11.Фамилия учёного давшего название: "Растение- сфинкс".


6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание. Параграф § 13, придумать загадки о лишайниках.

Литература.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Научно – художественная книга. Репринтное издание с сокращением.- Л.: Детская литература, 1974.
Рохлов В.С., Теремов А. В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы, Растения. / Авт.- сост. О.Н. Дронова. – Саратов: Лицей, 2002.
Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника.- М.: Агропромиздат, 1988.
Шапиро И.А. Загадки растения - сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

Приложения.

Русским учёным А.Н.Бекетовым в 1860 г. для обозначения этих организмов был предложен термин « лишайник».
В 1867г. российские ботаники А.С.Фаминцын, И.В. Баранецкий, открыли, что зелёные клетки в лишайнике – не что иное, как одноклеточные водоросли.
Замечательный русский учёный К.А. Тимирязев в 1885 году посвятил лишайникам одну из своих блестящих публичных лекций, которую назвал « Растение – сфинкс»
Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Ещё древние египтяне за 200 лет до н. э использовали их в медицинских целях.

В 1947г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием «эвозин»..Получают его, главным образом, из эвернии сливовой. Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков и стрептококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

Ягель – основное растение тундры и корм северных оленей. Растёт очень медленно – 1-3 мм в год. Сейчас особо остро стоит вопрос об охране этих лишайников. Необходимо упорядоченное передвижение транспорта, регулируемый выпас оленей.


Автор: Миначетдинова Дания Мансуровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарска Чувашской республики
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 1198
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]