Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?");
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Но наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность и проблемное обучение.
Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Игра является ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательной деятельности. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.
Включая в процесс обучения младших школьников игры, игровые моменты, сказочных персонажей, конечно, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов.
Также использую в своей работе и проблемное обучение.
В настоящее время под проблемным обучением понимаю такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует
формированию мотива деятельности учащихся, активизации их
познавательной деятельности.
На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не пугается проблем, а стремится их разрешить.
  Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:
- Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
-  Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-  Предлагаю  классу   рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы
    из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,
    конкретизацию, логику, рассуждения.
-   Определяю проблемные теоретические и практические задания;
- Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными  или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
  Моя задача как  учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.
Таким образом, активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению стараюсь применять на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.


Автор: Мартель Галина Ивановна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г. Муром Владимирская область
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (19.08.2012)
Просмотров: 1357 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2  
Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Спасибо за интересную статью.

1  
Спасибо, готовый доклад на МО, чётко, понятно, интересно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]