Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Программа кружка "Речевичек"
Подготовка детей раннего возраста к обучению грамоте

(программа кружка «Речевичек»)

«Период созревания соответствующих функций

является самым благоприятным, или оптимальным,

периодом для соответствующего вида обучения»

Л.С. Выготский

Как считает большинство современных исследователей детского развития самый важный сензитивный период развития речи ребенка от рождения до 3-х лет. Именно в этом возрасте у ребенка формируется речевой слух, происходит формирование звуков, идет самый интенсивный этап накопления словаря. Поэтому наша программа рассчитана именно на данный возраст.

Данная программа составлена на основе интеграции программы «Учимся говорить» Дидюхиной Г.В., Кириловой Е.В. и материалов методик:

Методика раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых;
Методика «Кубики Зайцева» Зайцев Н.А.

Цель кружка «Речевичек»: подготовка детей, начиная с раннего возраста, к обучению грамоте.

Задачи:

Обогатить пассивный словарь, способствовать формированию и пополнению активного словаря.

Развивать слуховое восприятие.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Способствовать формированию грамматического строя речи

Способствовать формированию правильного речевого дыхания.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать чувство ритма.

Структура занятия:

Приветствие (организационный момент);

Разминка;

Работа по методике Н. А. Зайцева;

Прощание.

На этапах приветствия и прощания используется методика раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых.


Работу по методике Зайцева условно можно разделить на три этапа:

Подготовительный этап

Основной этап

Итоговый этап

На каждом этапе реализуются определенные задачи.

Задачи подготовительного этапа:

- привлечь внимание детей к кубикам и таблицам;

- развивать умение манипулировать кубиками;

- научить следить за действиями взрослого и выполнять его инструкцию.

Данные задачи реализуются через следующие виды работ:

- Упражнение «Какую песенку мы с тобой споём?» (озвучить выбранный кубик)

Описание: ребенок подает взрослому кубик, держа его в обеих руках. Называем (пропеваем) склады, поворачивая кубик в руках ребенка в следующем порядке: бу-бо-ба-бэ-бы.

- Упражнение «Поезд»

Описание: Ставим на левый край стола кубик со складом и предлагаем детям справа от него расположить кубики со складами, содержавшими такую же букву. После взрослый ставит поочередно кубик со значком ударения над каждым из складов, и озвучиваются «вагончики».

- Упражнение «Сардельки и сосиски»:

Описание: разберем «поезд» из больших кубиков на «сардельки», а поезд из маленьких на «сосиски» по три – четыре кубика. С помощью бело-зеленого кубика прочитаем «Сардельки» и «сосиски» с ударением на первом, втором, третьем или на четвертом складе.

- Упражнение «Попевки»

Описание: все склады в таблицах разделены на столбцы, которые поются сверху вниз или слева на право. На мотивы различных мелодий детских песенок.


Задачи основного этапа:

- учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их;

- чувствовать слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов;

- оперировать понятиями «ударение», «большая буква»;

- работать по складовым картинкам

Данные задачи реализуются через следующие виды работ:

- «Подвижная игра с кубиками»

Описание: кубики закладываются в прозрачные пластиковые бутылки с прорезанными дверцами и размещаются на полу, играющие делятся на команды. Задача: бросками мяча повалить как можно больше бутылок, извлечь кубики и составить из них побольше слов.

- Упражнение «Живое слово»

Описание: кубики распределяются в равных количествах на несколько команд. Взрослый называет определенный склад, дети отыскивают его и ставят на полку (стол), таким образом составляется слово. Взрослый ставит бело-зеленый кубик со знаком ударения на ударный склад и прочитывается, то что получилось.

- работа по складовым картинкам.

Описание: дети читают надпись на карточке с изображением предмета, затем карточка переворачивается, на ту сторону, где находится только надпись. Прочитывается надпись с выделением ударного склада.

Задачи итогового этапа:

- научить детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы;

- дать представления о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, запятой.

Данные задачи реализуются через следующие виды работ:

- «Счет слов в написанном предложении, расстановка заглавных букв и знаков препинания».

- «Неоформленное предложение».

- «Распространение предложения».


Конспект занятия.


Цель:- Обучение детей чтению слогов.

Задачи:

Обучающие:
- привлечь внимание детей к кубикам и таблицам;

- развивать умение манипулировать кубиками;

- научить следить за действиями взрослого и выполнять его инструкцию.

Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память.

- развивать слуховое восприятие, внимание и память.

- развивать тактильное восприятие, память.

Воспитывающие:
- воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (уважительное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к оборудованию).

оборудование:

- таблица со складами, указка.

- муз.центр, диск с треками для попевок.

- кубики.

- поезд.


Ход занятия: - Приветствие детей.

1. Игра "Начинаем заниматься"(автор Е. Железнова)

(1)Ну-ка, все - встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять - ручками качать

(2)Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Повторять, не зевать, всё запоминать.


Вариант проведения:

1- идём по кругу, качаем руками в такт.

2- останавливаемся, отпустив руки, хлопаем друг другу.

При повторном проведении хоровод идёт в противоположную сторону.

2. ПОПЕВКА №3.

3. Игра "Классификация - 2"

55 кубиков лежат на столе. Предложить детям вспомнить название кубиков и их признаки. (Желтые - "деревянные", глухие; серые - "железные", звонкие; "золотые" - гласные.) Затем разделить детей на 2 команды. Команда №1 должна перенести на другой стол все "деревянные" кубики, а команда №2 все "железные".

4. Игра "Озвучь выбранный кубик"

Дети выбирают себе по одному кубику, обследуют его (запоминают глазами, ушами, руками). Затем по очереди подходят к педагогу, держа кубик двумя руками и педагог поворачивая кубик в его руках называет (пропевает) склады в следующем порядке (н/р: БУ,БО,БА,БЫ,Б).

5. Динамическая пауза "Автобус" (по методике Железновых)

(1)Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

(2)И из окошечка глядим – все глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот

(4)Ну что ж автобус не везет – не везет?

(5)Колеса закружились – вот так вот, вот так вот

Вперед мы покатились – вот так вот!

(6)А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик

Все капельки смести хотят - вжик, вжик, вжик!

(7)И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би

Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

(8)Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем все вперед – вот так вот!

(9) проигрыш

(10)Мы громко-громко все гудим - би, би, би!

Вариант проведения:

Дети садятся на пол, ножки подгибают под себя.

1 - качаемся

2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него.

3 - оборачиваясь то влево, то вправо, смотрим из «окошечка».

4 - пожимаем плечами

5 - выполняем вращательные движения руками перед собой

6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом («дворники»).

7 - крутим руль и бибикаем

8 - подпрыгиваем

9 - во время проигрыша можно бегать по комнате

10 – крутим руль и бибикаем.

6. Игра "Поезд".

На левый край стола выставляется игрушка - Поезд, который везет "золотой" кубик со складом А. Детям предлагается найти и расположить, с права от поезда, кубики ("вагончики") со складом, содержащие такую же букву. Ребенок, принося кубик к поезду проговаривает склад на кубике, вместе с педагогом. Когда все кубики ("вагончики"), содержащие склад А построены, можно предложить детям прочитать (пропеть) все "вагончики" большого поезда, который у них получился. Сначала совместно с педагогом, а затем, по цепочке, каждый из детей самостоятельно.

7. Похвалить детей за работу, выяснить, что понравилось на занятии.



Автор: Жирнова Наталья Владимировна, учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 18 "Сказка" г. Зеленогорск Красноярский край
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (18.08.2012)
Просмотров: 1167 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
Всё замечательно, но !!! -"речевичок", а не "речевичёк".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]