Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Сценарий внеурочного мероприятия «Путешествие по страницам истории»
Предмет: история

Возрастная группа (класс): 7-8 классы

Название сценария: «Путешествие по страницам истории»

Цель: Обобщение  знаний по истории Древнего мира, Нового времени и истории Российского государства. 

Задачи: 

Образовательные: 
овладение новыми знаниями по культуре и истории Древнего мира  и оперирование этими знаниями;
повторение раннее изученного материала.
 Развивающие
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
развитие способности к самообучению;
развитие наблюдательности, обоснованности суждений.
  Воспитательные:
воспитать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры;
воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками;
воспитать уважительное отношение к чужому мнению;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
 Ведущие, выступающие и помощники: учителя истории, старшеклассники
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: презентация из 34 слайдов (среда PowerPoint)
I.
1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала 28 слайдов). 
II. Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.


Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
2. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, авторский медиапродукт, листы с заданиями: «Неотосланные депеши»,; бумага, ручки, карты для рефлексии.
                                                             
Ход занятия

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть. 
Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие, которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за 5-7 класс, но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Путешествие по страницам истории». 
В начале игры класс делится на команды (выбирают одного из исторических деятелей Российского государства). Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана. Обязательное условие: связать название команды со своим  историческим деятелем.
После того как обучающиеся представили свои команды, учитель знакомит их с этапами и правилами игры.
 Учитель: 
Игра «Колесо истории» состоит из шести туров:
I. Разминка  «Что это? »
II.Тур «Поймай дату»
III. «Противники или союзники? »
IV. Конкурс капитанов «Неотосланные депеши»
V. «Кто лучше знает?»
VI. «Экскурсоводы»
     За каждый тур команда сможет получить от 2 до 5баллов. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет жюри, состоящее из учителей и обучающихся старших классов. 

                                           Первый тур «Что это?» (слайды № 4-5)
Я думаю, мы все любим вкусно покушать. А любите ли вы разгадывать загадки? 
Я предлагаю вам разгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о продуктах питания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.Красненькие сапожки                                           5. Промеж грядок 
   В земле и лукошке.     (свекла)                                Лежит гусь гладок.   (огурец)
2. Красна, да не девка,                                             6. Красненька матрешка,
    Хвостата, да не мышь. (морковь)                           Беленько сердечко.   (малина) 
3.Спит на кургане                                                     7. Чиста, да не вода;
   Курочка с серьгами.  (овес)                                      Клейка, да не смола;  
4. На тычинке городок,                                                Бела, да не снег;
    В нем 700 воевод.                                                    Сладка, да не мед,
     (коробочка мака)                                                     От рогатого берут
                                                                                       И  живулькам дают. (молоко)
  8. Поставлю – попарю,
      Выну – поправлю,
      Этот сдеру, другой положу.  (блин)
   9. Заплата на заплате-
       Иголка не была.   (кочан капусты) 

Второй тур  «Поймай дату» (слайды № 6-12)
Каждая команда по очереди выбирает правителей Российского государства VIII в. Задача: прочитать стихотворение из жизни Русского государства и определить, о каком событии идет речь и когда это произошло. Если команда затрудняется, то ответить может другая команда.  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Петр Первый:
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла, 
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том, 
Как люди начали селиться, 
За тыном-тын, за домом-дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первой стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.             1147 г.

Екатерина Первая:
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана, 
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города. 1237 г.

Петр Второй:
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той, 
Что не было еще такой.
И, хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью, 
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех  пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет. 1380 г.

Анна Ивановна:
Хан Ахмат собирался на угре-реке
С Казимировой силою славиться.
И осеннею ночью, туманной густой, 
На прибрежье, под город Калугу,
Он привел все остатки Орды Золотой,
Чтобы встретить вельможного друга.
А когда на востоке забрезжил рассвет.
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидал Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и,
спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: «Дань платить мы не будем!» 1480 г.

Елизавета Петровна:
Объединились города, 
Был на Руси Иваном Третьим
Введен судебник для суда,
И властью княжеской, исконной,
В нем на двенадцати листах
В порядке собрались законы,
В стране единым правом став…
Служил «Судебник» тот немало.
Права хоть были неравны,
Все ж произвола меньше стало, -
Один закон для всей страны. 1497 г.

Екатерина Вторая:
И созывается Земский собор:
Думные дьяки явились во двор.
Сердятся, спорят, бранятся, кричат, 
Перья писцов на бумаге строчат,
Роются думные в сборниках разных, 
В старых судебника, в книгах указных,
В древних приказах, 
в законах все рыщут
Да подходящих порядков все ищут.
То, что им выгодно, то и берут.
Книга огромная выросла тут;
В ней все законы господского права
Были статьями уложены в главы.
То Уложенье, увидевши свет, 
Прожило 200 без малого лет. 1649 г.

                           Третий тур  «Противники или союзники?»  (слайды № 13-24)  
Каждой команде поочередно зачитываются имена исторических деятелей Средневековья и истории Нового времени, а обучающиеся должны определить, противниками они были  или союзниками, объяснив  свой выбор.
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
1. Мартин Лютер и участники Крестьянской войны в Германии (слайд №8).
2. Иннокентий III и крестоносцы (слайд №9).
3. Ришелье и французские крестьяне (слайд №10).
4. Ян Гус и римский папа (слайд №12).
5. Английская королева Елизавета I и король Испании Филипп II(слайд №13).
6. Жанна д Арк и английские феодалы (слайд №14).
7. Княгиня Ольга и древляне(слайд №16).
8. Английский король Карл I и Кромвель (слайд №17).
9. Алексей Михайлович и Степан Разин (слайд №18).
10. Иван IV и опричники (слайд №19).
11. Никон и старообрядцы (раскольники) (слайд №20).
12. Александр Невский и шведы(слайд №22).

Четвертый тур-
конкурс капитанов «Неотосланные депеши» (слайд № 25)
Капитанов прошу выйти вперед. Каждый из вас получает депешу.
 Задание: Вы должны ответить «Кто, когда,  в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?»  Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.   
Если капитаны не могут справиться, то на помощь может прийти команда.  Для выполнения задания – 4 минуты. Максимальное количество баллов - 6.

1. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса.
             Ответ: Батый в 1240 г. перед осадой Киева.
 2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.
              Ответ: Александр Невский, отправившейся в поход против шведов в июле 1240 г.
3. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши.
              Ответ: Иван Грозный в 1552г. после успешного подкопа под стены Казанского                Кремля. 
 
                          Пятый тур  «Кто лучше знает?» (слайды № 26-31)
Обучающимся предлагается показать свои знания в области культуры позднего средневековья. Участники команд с помощью подсказок должны определить, о ком идет речь. 
1. Портрет. Картина «Джоконда». Был гениальным художником, скульптором, архитектором, поэтом. Ему принадлежат   изречения: «Счастье приходит к тому, кто много трудится»;        «Мудрость – дочь опыта».
Ответ: Леонардо да Винчи.
2. Портрет. Статуя «Давида». В скульптурах и картинах    художника отразилась его мечта о человеке борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины.
Ответ: Микеланджело.
3. Портрет. Картина «Сикстинская мадонна». Художник стремился изобразить человека, в котором все прекрасно: стремление, ум, внешность.
Ответ: Рафаэль.
4.. Портрет. Книга «Об обращении небесных сфер». Открытие ученого произвело целый переворот в науке: был нанесен удар по учению церкви о том, что Земля и люди созданы богом. Это подрывало авторитет религии.
Ответ: Николай Коперник. 
5. Портрет. Картина, где сжигали ученого. Высказывал мысль о том, что Вселенная – это бесчисленное множество звезд, каждая из которых – далекое от солнце. Вокруг этих солнц движутся свои планеты.
Ответ: Джордано Бруно.
6. Портрет. Картина с печатным станком. Появление печатных станков имело большое значение для развития образования, науки и литературы.
Ответ: Иоганн Гуттенберг.
             
Шестой тур  «Экскурсоводы» (слайды №32-33)
Обучающимся предлагается показать свои знания в области архитектуры,  выступив в роли экскурсоводов. 
Участники команд должны внимательно рассмотреть предлагаемые архитектурные памятники и ответить на следующие вопросы:
- название архитектурного памятника;
- место сооружения;
- судьба памятника в наши дни.
Ответы пишутся на листах, а потом передаются жюри. Для выполнения задания – 7 минут.
Перечень архитектурных памятников:
1. Колизей
2. Египетские пирамиды
3. Великая Китайская стена
4. Галикарнасский мавзолей 
5. Храм Артемиды Эфесской
6. Фаросский маяк
7. Пантеон 
                                            
В конце занятия, пока жюри подводит итоги,  учитель просит ребят оценить свою работу и работу своих одноклассников путем заполнения карты:
На занятие :
Я приобрел….
Я понял что….
Было трудно….
Было интересно….
Хочу похвалить…..
 
Учитель благодарит всех присутствующих за участие в конкурсе и предоставляет слово жюри для награждения. 
Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Победители получают ордена «Интеллектуалы современности».  Жюри может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты – «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшие 100 лет.


Литература:


1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. - Москва.: Просвещение,1983.
2. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные  игры для школьников - Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Федорчук И.А. история. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006.




Автор: Анисимова Ирина Борисовна, учитель истории МБОУ «СОШ №7» г. Колпашева Томской области
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 1567
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]