Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО ДШИ
Основная задача пианиста-педагога ДШИ – подготовить не только будущих исполнителей–профессионалов, но в большинстве своём музыкантов – любителей, которые должны обладать определёнными пианистическими навыками, которые могли бы самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, могли свободно читать с листа и играть в ансамбле, т.е. педагог должен заложить основу для дальнейшего самостоятельного музицирования. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват всё более протяжённых музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие, аппликатурная находчивость - являются непременным условием успешного овладения навыком чтения с листа. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх. Чтение с листа происходит по формуле: «Вижу, слышу, играю». Поэтому нужно приучать ученика видеть строение мелодии, интервалы, скачки, средства выразительности, штрихи, чувствовать характер произведения. При чтении с листа недопустимы остановки, возвраты, «топтания на месте», возможны аппликатурные изменения с последующим разбором. При чтении с листа в первом классе всё оговаривается, произносится вслух. Называются ключи, знаки, размер, определяется тональность и тоника, штрихи, как считать, как движется мелодия поступенно или через клавишу, вверх или вниз, какой характер мелодии, темп (оговаривается – возьмём спокойнее) и т.д.. Со временем, с каждым последующим классом, важно воспитывать навык: а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами) на любом участке нотного стана, включая добавочные линейки. б) мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал, на основе элементарных, «типовых», аппликатурных формул: «секунда» - соседние пальцы, «терция» - через палец, «кварта» - через два пальца, «квинта, секста, септима, октава» - крайние пальцы (Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста). Приступая непосредственно к игре, следует учить ученика смотреть и слышать вперед на один-два шага, затем – желательно на целый такт, с тем, чтобы внутреннее музыкальное представление - «предслышание» нотного текста, мысленное предвосхищение всегда было впереди реального звучания, как бы внутренним слухом следить за развитием. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок. Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д..(Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста: Методические материалы – М. 1971., с. 10). Ко всему этому мы должны приучать ребёнка с первых уроков. Необходимо, чтобы ученик хорошо запомнил, что гаммы – это аппликатурные формулы. Нужно добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были прочно усвоены ребёнком, чтобы он уверенно владел аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио (как таблицей умножения). Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать, что это гаммообразные пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д.. Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы. Замечательный игровой курс, способствующий учащемуся хорошо научиться читать с листа и освоить нотную графику, представлен в сборнике «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Авторы Т.Камаева и А.Камаев – М.: Классика – XXI, 2007. Первая часть игрового курса состоит из заданий, где максимально понятно формулируется определённая задача, которую ребёнок может решить самостоятельно: точно следовать ключевым знакам, выполнить динамические оттенки, выдержать единый темп пьесы и т.д.. В первую очередь активизируется внимание ребёнка, затем развивается его нотный глазомер и закладываются основы целостного восприятия текста. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог. Оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребёнка (все ученики любят получать «пятёрки»). Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно, чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Необходимым условием применения пособия является его систематичное использование на каждом уроке (5-7 минут). Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в которой подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой части. Для того чтобы ребёнок не терял уже сформированные навыки, произведения в хрестоматии выстроены с учётом пройденного материала. Пособие может быть использовано в ДМШ и ДШИ (2 - 7 классы). Хороший учебный материал на последовательность развития игровых навыков начинающего ученика представлен в сборнике Е.Гнесиной «Фортепианная азбука»–М.: Сов. композитор, 1981. Здесь учимся точной пальцовке, штрихам, учимся отличать длительности одну от другой, знакомимся с интервалами (вернее учимся видеть их сразу, особенно б3 и ч5). Педагогу необходимо добиваться от ученика максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения. Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, с другой стороны – даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться ученику. В этом отношении просто замечательны сборники «Фортепианная техника» в удовольствие в 7 частях, редактор-составитель О.Катаргина – Челябинск: MPI, 2006. Сборники состоят из собрания этюдов и пьес русских и зарубежных композиторов XVIII – XX столетий. Этюды и пьесы расположены в порядке возрастания сложности. Музыкальный материал отражает разные виды техники: позиционная игра, подкладывание пальцев, гаммообразные пассажи, репетиции, двойные ноты, подготовка к трели, аккорды, арпеджио и т.д.. Образные заголовки и краткие примечания к пьесам помогут в освоении технических и художественных задач, факты о жизни и творчестве композиторов расширят кругозор учеников. Этюды можно изучать и читать с листа, обращая внимание на типичные аппликатурные формулы. Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Такая программность – это обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом абстрактном материале – этюде - мы учим детей простой, живой, как бы разговорной музыкальной речи. Причём, услышать её дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи. Для чтения с листа, а также самостоятельного разучивания хочется порекомендовать серию сборников Т.Юдовиной – Гальпериной «Большая музыка – маленькому музыканту». Лёгкие переложения для фортепиано под редакцией О.Геталовой в пяти альбомах по классам – С.П.: Композитор, 2006. Цель серии – пробудить у детей желание играть и слушать хорошую музыку. Лёгкие переложения позволяют детям быстро прочитать нотный текст и получить удовольствие от исполнения прекрасной музыки. Именно с этой целью некоторые пьесы изложены в более лёгкой тональности, упрощена фактура, в ряде случаев приводятся только небольшие фрагменты произведений. Кроме того, даны аннотации по творчеству каждого композитора. Такая встреча с популярнейшими классическими произведениями в доступной детям форме должна пробудить желание в дальнейшем сыграть их в оригинале, услышать в исполнении других музыкантов. Хочется порекомендовать ещё один сборник, произведения которого поневоле заставляют детей мыслить. Написано нот много, а читается и играется легко, все пьесы очень мелодичны и приятны слуху, партия преподавателя очень насыщенная, и ученику кажется, что он играет что-то невероятно сложное, и ему хочется ещё и ещё. Это сборник лёгких пьес для фортепианных ансамблей «Малыши играют вместе» составитель Е.Никонова – С.-П.: Союз художников, 2006. В I разделе – упражнения в три руки (исполняются с педагогом), подготавливающие ученика к игре в ансамбле. Это пятипальцевые упражнения, движения поступенные или по звукам трезвучия. В некоторых упражнениях намеренно не проставлены аппликатура и штрихи. В зависимости от поставленной в данный момент перед учеником задачи, они могут варьироваться педагогом. Во II разделе – пьесы в 4 руки. В партии ученика – движение мелодии в унисон различными штрихами, длительностями, аппликатурными формулами, в разных размерах. Многие из пьес имеют программные названия, помогающие ученику понять и передать образ, заключённый в произведении. Вообще, чтение ансамблевых пьес (особенно в ансамбле с педагогом) содействует мобилизации внимания и приносит большое удовлетворение детям. Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества. Современные пособия для учащихся-пианистов включают разнообразный материал для игры в 4 руки. Участие учеников в ансамбле, помимо ознакомления с разнообразными произведениями, способствует развитию чувства коллективизма, вырабатывается концертмейстерская хватка, которая заключается в том, чтобы не воспроизводить весь текст, а выполнять основной рисунок. Необходимость считаться с партнёром требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнёром. Интересные, легко запоминающиеся ансамблевые пьески (для чтения с листа и изучения) можно найти в следующих сборниках: 1.Фортепиано. Репертуарная серия Первые шаги. Сборник для начинающих, часть 2. Ансамбли. Изд. 2-е, составитель С.И.Голованова – М.: Крипто Логос, 2000; 2. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Изд-во «Композитор . Санкт-Петербург» 2005; 3. Соколова Н. Ребёнок за роялем – М.: Музыка, 1983 (все ансамбли со словами, программные и красочно оформлены). Для средних и старших классов хочется порекомендовать Сборник популярной музыки для фортепиано в 4 руки: репертуарный сборник для учащихся ДМШ составление, обработки, переложения С.В.Москвичёвой – Балашов: Спектр, 2009. В сборнике собрано достаточное количество музыкального материала с учётом индивидуальных возможностей ученика. Музыкальное изложение представленных пьес отличается демократичностью языка и яркой образностью. Облегчая изложение нотного текста, автор-составитель пытается добиться возможности сиюминутного исполнения, музицирования по нотам. Необходимо приучать детей чаще использовать приобретенные навыки чтения нот с листа: например, в подготовке мероприятий в классе общеобразовательной школы, в домашних концертах для гостей. Востребованность знаний и умений ведет к дальнейшему их росту и способствует развитию чувства успеха и удовлетворенности учащегося, повышает его уверенность и самооценку. Игра на музыкальном инструменте должна приносить эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности. Такой ученик, взрослея, сохранит навыки игры на инструменте, интерес и желание познакомиться с новым для него нотным текстом, будет в состоянии это сделать, сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, к самостоятельному музицированию. Цель данной работы – помочь преподавателю направить процесс обучения игре на фортепиано по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию чтения нот с листа в классе специального фортепиано ДШИ, а также прорекламировать новые, интересные сборники. Автор: преподаватель и концертмейстер Келе Светлана Борисовна, МОУ ДОД «Детская школа искусств» р.п. Екатериновка, Саратовской области
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012) | |
Просмотров: 1796 |
Всего комментариев: 0 | |