Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности»
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья…За этими словами - неуверенность и страх, настороженность и боль. Я – не такой как все… Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира? Как помочь развить сохранные стороны личности, раскрыть способности? На эти вопросы я ищу ответа в течение всех лет работы в коррекционной школе. Кто, если не я, учитель, который ведет ребенка с его огорчениями и радостями, его неудачами и успехами из детства в отрочество, поможет ему открыть мир разноцветный и радужный, поможет обрести радость творчества и успеха. Радость как источник оптимистической уверенности в своих силах – я достоин, я смог! И с этой уверенностью пойти по жизни и почувствовать себя достойным и равным среди равных. Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе. С целью развития творческих способностей детей создана образовательная Программа детского творческого объединения «Лукоморье» по художественно-эстетическому направлению. В рамках программы использую проектную деятельность. Участниками объединения реализованы долгосрочный и краткосрочные проекты, продуктом которых стали рассказы и сказки, которые объединены в сборники «Волшебница осень», «Зимняя сказка», «Звездные фантазии», «Голубой ручеек», «Первоцветы», «Веселые истории про Волка и Зайца». Созданы и авторские книги. Сборники оформлены как в печатном, так и в электронном варианте. Оформлены тематические выставки рисунков – «Волшебница осень», «Зимние сказки», «Звездные фантазии», «Голубой ручеек». Создание ситуации успеха при рисовании, сочинительстве помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, позволяют ему получить признание и более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме. Воспитанники детского творческого объединения – активные участники выставок, конкурсов детского творчества разного уровня. Представляю на конкурс творческие проекты, которые были реализованы в рамках детского творческого объединения «Лукоморье»: долгосрочный творческий проект «Лукоморье», краткосрочный творческий проект «Волшебница осень». Долгосрочный творческий проект «Лукоморье» Проект включает краткосрочные проекты: - «Волшебница осень» - «Зимняя сказка»; - «Звездные фантазии»; - «Голубой ручеек»; - «Первоцветы». Проект ориентирован на формирование компетенций: * Ценностно-смысловая компетенция – способность видеть и понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих действий и принимать решения и прогнозировать их последствия; умение нести ответственность. * Учебно-познавательная компетенция – знания и умения планирования, ориентирования в задании, самооценки познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности; * Информационная компетенция – умения и навыки по отношению к информации: искать, составлять, отбирать, структурировать сохранять и передавать информацию; * Коммуникативная компетенция – овладение коммуникативно-речевыми умениями, выражать впечатления в продуктах собственного творчества. * Компетенция личностного совершенствования – внутренняя экологическая культура, расширение кругозора знаний; умение извлекать пользу из опыта; Учебный предмет: письмо и развитие речи Участники: ученики 5-7 классов Продолжительность: 1 год Оборудование: Компьютер Диски CD RW, CD R Магнитофон Фонограммы Карандаши 12 шт. Краски – 12 шт. Гуашь – 12 наборов Цветные мелки Альбомы для рисования – 12 шт. Бумага А3 – 6 шт. Кисточки - 12 шт. Дидактические карточки; Видеозаписи; Цифровой фотоаппарат Сканер Принтер Видеокамера, штатив Папки с мультифорами Художественная литература для детей Репродукции картин художников Набор портретов писателей Костюмы для инсценировок Цель проекта « Лукоморье» - создание условий для формирования коммуникативно-речевых умений посредством активизации творческих проявлений детей в разных видах искусства – изобразительной деятельности, художественном чтении, литературном творчестве, драматическом искусстве. Задачи : Познавательная: знакомить учащихся с одним из основных видов искусства – литературой; обеспечить формирование навыков продуктивного общения; Развивающая: целенаправленно формировать высшие психические функции, прежде всего речь; развивать задатки, творческие способности детей; развитие художественно-эстетических способностей, воспитание эстетического восприятия действительности, развитие связной устной и письменной речи. Обучающая: помочь в овладении связной устной и письменной речью; Социально-педагогическая: формировать, общественно- активную личность, способную реализовывать навыки речевой культуры в бытовых условиях (подготовка литературных вечеров, участие в конкурсах, оформление выставок и т.д.); формирование навыков коллективной работы Эстетическая: раскрыть процесс художественного видения мира; пробуждать интерес к чтению, литературному творчеству через организацию самостоятельной художественной деятельности; Коррекционная: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития; коррекцию эмоциональных нарушений; содействовать преодолению недостатков мелкой моторики; Воспитательная: показать красоту родной земли, раскрыть перед детьми чудо природы, научить удивляться; формировать эмоциональное отношение к восприятию мира; воспитывать экологическую культуру. Оздоровительная: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий художественным творчеством. Прагматическая цель: 1)Н аписание рассказов и сказок на темы: - «Волшебница осень» - «Зимняя сказка»; - «Звездные фантазии»; - «Голубой ручеек»; - «Первоцветы». 2) Создание иллюстраций к рассказам и сказкам в виде рисунков, аппликаций. 3) Создание презентации в мультимедийной форме Продукты: выпуск иллюстрированного сборника рассказов и сказок, создание мультимедийной презентации. Проблема: Потребность в овладении коммуникативно-речевыми умениями актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как осложняет вхождение их общественную среду. Несформированность креативности, неумение выразить свои впечатления в устной и письменной форме не позволяет чувствовать себя успешными, равными и достойными среди равных. Прагматичное отношение к жизни, разучили удивляться красоте, видеть глубинное содержание вещей – сущность предметов. Основополагающий вопрос: Как помогает творчество жить в согласии с самим собой и окружающим миром? Вопросы проекта: - Почему природа Алтая уникальна? - Есть ли у природы тайны? - Умеешь ли ты удивляться чуду природы? Что удивительного ты замечал в природе? - Как сохранить красоту природы? -В чем отличие рассказа и сказки? - Как написать рассказ? - Что нужно знать, чтобы написать собственное сочинение – рассказ или сказку? - Знаете ли вы, что такое текст, тема, идея, тема широкая и узкая и т.д. - Зачем нужен план? Как составить план? Как работать с листом-опорой? - Как собрать материал, необходимый для написания рассказа? - Что такое тематический словарь? - Как подобрать название рассказа или сказки? - Как сделать аппликацию? - Как проиллюстрировать свой рассказ? - Считаешь ли ты себя творческим человеком? Почему? - Какими качествами должен обладать творческий человек? - Как оформить книгу на бумажных носителях и в электронном виде? - Как сделать презентацию в мультимедийной форме? Этапы работы над проектом: - Экскурсии, учебные прогулки; - Организация наблюдения за природой; - Формирование словаря учащихся; - Проведение теоретических занятий (формирование речеведческих понятий – тема широкая и узкая, идея, план, способы связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка и т.д.); - Практические занятия: написание рассказов и сказок, их иллюстрирование, ; - Оформление выставок рисунков; - Создание иллюстрированного сборника рассказов и сказок с использованием ИКТ; - Проведение литературный вечер с использованием информационных и цифровых ресурсов; - Мультимедийная презентация проекта на литературном вечере, родительском собрании; - Участие в конкурсах детского творчества – «Хрустальный башмачок», «Ростки таланта», «В мир с добром», «Сибириада», «Пусть всегда буду я» и др. Краткосрочный творческий проект «Волшебница осень» (один из проектов в рамках долгосрочного проекта «Лукоморье») Тема: «Волшебница осень» Учебный предмет: письмо и развитие речи Участники: ученики 5-6 классов Продолжительность: 1 месяц Оборудование: Ручки, лист-опора, видеомагнитофон, альбомные листы (формат А3), краски, фотобумага, цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер. Цели: Педагогическая цель: развитие художественно-эстетических способностей , воспитание эстетического восприятия действительности, формирование навыка коллективной работы развитие связной устной и письменной речи. Прагматическая цель: написание рассказов и сказок на тему «Волшебница осень», создание аппликаций из осенних листьев. Продукты: выпуск иллюстрированного сборника рассказов и сказок в печатном и электронном варианте. Проблема: Низкая коммуникативная активность, недостаточно развитые коммуникативно-речевые навыки, неумение выразить полученные впечатления в устной и, особенно, письменной форме затрудняет вхождение детей в окружающую среду. Основополагающий вопрос: - Умеешь ли ты удивляться чуду природы? Вопросы по содержанию: - Есть ли тайны у природы? - Что удивительного ты замечал в природе? - Можно ли сохранить красоту природы? Как? - Как называется пора, которая наступила в природе? - Почему она так называется? - Как волшебница – осень раскрасила осенний лес? - В какие цвета окрашиваются листья осенью? - Какой формы листья? - Как падают листья с деревьев? На что похожи? - Что слышно в осеннем лесу? - Какими словами можно описать красоту осенней природы? - Какое впечатление осталось от экскурсии? - Что особенно удивило, запомнилось в осеннем лесу? - Какие подарки дарит нам осенний лес? - Как сохранить увиденную красоту? - О чем хотелось бы написать? Как можно назвать рассказ? - Какую аппликацию можно составить из осенних листьев? Вопросы учебной темы: - Для чего нужна речь? - Чем устная речь отличается от письменной? - Что такое сравнение? - Что такое диалог и монолог? - Как вести беседу ? - Что такое текст? - Что значит говорить и писать на тему? - Что такое идея текста? - Как озаглавить текст? Этапы работы над проектом: - Теоретическое занятие (понятия - тема широкая и узкая) Чтение рассказов, сказок, стихотворений по теме «Осень золотая»; - Экскурсия в осенний лес; - Наблюдение за осенней природой; - Рассматривание осенних листьев; - Беседа об увиденном (формирование словаря по теме, составление тематических таблиц); - Написание собственных рассказов на основе листа-опоры; - Выполнение аппликации; - Оформление сборника рассказов «Волшебница осень» Автор: Ерофеева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы КГБС(К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012) | |
Просмотров: 814 |
Всего комментариев: 0 | |