Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности»
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья…За этими словами - неуверенность и страх, настороженность и боль. Я – не такой как все… Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира? Как помочь развить сохранные стороны личности, раскрыть способности? На эти вопросы я ищу ответа в течение всех лет работы в коррекционной школе. Кто, если не я, учитель, который ведет ребенка с его огорчениями и радостями, его неудачами и успехами из детства в отрочество, поможет ему открыть мир разноцветный и радужный, поможет обрести радость творчества и успеха. Радость как источник оптимистической уверенности в своих силах – я достоин, я смог! И с этой уверенностью пойти по жизни и почувствовать себя достойным и равным среди равных.
Включение в активную предметную, творческую проектную деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с проблемами в развитии. Творчество дает возможность ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, в результате чего осуществляется компенсация – развитие его потенциальных возможностей, способностей. Следствием компенсации будет реабилитация и адаптация к жизни в обществе.
С целью развития творческих способностей детей создана образовательная Программа детского творческого объединения «Лукоморье» по художественно-эстетическому направлению. В рамках программы использую проектную деятельность.
Участниками объединения реализованы долгосрочный и краткосрочные проекты, продуктом которых стали рассказы и сказки, которые объединены в сборники «Волшебница осень», «Зимняя сказка», «Звездные фантазии», «Голубой ручеек», «Первоцветы», «Веселые истории про Волка и Зайца». Созданы и авторские книги. Сборники оформлены как в печатном, так и в электронном варианте.
Оформлены тематические выставки рисунков – «Волшебница осень», «Зимние сказки», «Звездные фантазии», «Голубой ручеек».
Создание ситуации успеха при рисовании, сочинительстве помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, позволяют ему получить признание и более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме. Воспитанники детского творческого объединения – активные участники выставок, конкурсов детского творчества разного уровня.
Представляю на конкурс творческие проекты, которые были реализованы в рамках детского творческого объединения «Лукоморье»: долгосрочный творческий проект «Лукоморье», краткосрочный творческий проект «Волшебница осень».

Долгосрочный творческий проект «Лукоморье»
Проект включает краткосрочные проекты:
- «Волшебница осень»
- «Зимняя сказка»;
- «Звездные фантазии»;
- «Голубой ручеек»;
- «Первоцветы».
Проект ориентирован на формирование компетенций:
* Ценностно-смысловая компетенция – способность видеть и понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих действий и принимать решения и прогнозировать их последствия; умение нести ответственность.
* Учебно-познавательная компетенция – знания и умения планирования, ориентирования в задании, самооценки познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности;
* Информационная компетенция – умения и навыки по отношению к информации: искать, составлять, отбирать, структурировать сохранять и передавать информацию;
* Коммуникативная компетенция – овладение коммуникативно-речевыми умениями, выражать впечатления в продуктах собственного творчества.
* Компетенция личностного совершенствования – внутренняя экологическая культура, расширение кругозора знаний; умение извлекать пользу из опыта;
Учебный предмет: письмо и развитие речи
Участники: ученики 5-7 классов
Продолжительность: 1 год
Оборудование:
Компьютер
Диски CD RW, CD R
Магнитофон
Фонограммы
Карандаши 12 шт.
Краски – 12 шт.
Гуашь – 12 наборов
Цветные мелки
Альбомы для рисования – 12 шт.
Бумага А3 – 6 шт.
Кисточки - 12 шт.
Дидактические карточки;
Видеозаписи;
Цифровой фотоаппарат
Сканер
Принтер
Видеокамера, штатив
Папки с мультифорами
Художественная литература для детей
Репродукции картин художников
Набор портретов писателей
Костюмы для инсценировок
Цель проекта « Лукоморье» - создание условий для формирования коммуникативно-речевых умений посредством активизации творческих проявлений детей в разных видах искусства – изобразительной деятельности, художественном чтении, литературном творчестве, драматическом искусстве.
Задачи :
Познавательная: знакомить учащихся с одним из основных видов искусства – литературой; обеспечить формирование навыков продуктивного общения;
Развивающая: целенаправленно формировать высшие психические функции, прежде всего речь; развивать задатки, творческие способности детей; развитие художественно-эстетических способностей, воспитание эстетического восприятия действительности, развитие связной устной и письменной речи.
Обучающая: помочь в овладении связной устной и письменной речью;
Социально-педагогическая: формировать, общественно- активную личность, способную реализовывать навыки речевой культуры в бытовых условиях (подготовка литературных вечеров, участие в конкурсах, оформление выставок и т.д.); формирование навыков коллективной работы
Эстетическая: раскрыть процесс художественного видения мира; пробуждать интерес к чтению, литературному творчеству через организацию самостоятельной художественной деятельности;
Коррекционная: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития; коррекцию эмоциональных нарушений; содействовать преодолению недостатков мелкой моторики;
Воспитательная: показать красоту родной земли, раскрыть перед детьми чудо природы, научить удивляться; формировать эмоциональное отношение к восприятию мира; воспитывать экологическую культуру.
Оздоровительная: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий художественным творчеством.
Прагматическая цель:
1)Н аписание рассказов и сказок на темы:
- «Волшебница осень»
- «Зимняя сказка»;
- «Звездные фантазии»;
- «Голубой ручеек»;
- «Первоцветы».
2) Создание иллюстраций к рассказам и сказкам в виде рисунков, аппликаций.
3) Создание презентации в мультимедийной форме
Продукты: выпуск иллюстрированного сборника рассказов и сказок, создание мультимедийной презентации.
Проблема:
Потребность в овладении коммуникативно-речевыми умениями актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как осложняет вхождение их общественную среду. Несформированность креативности, неумение выразить свои впечатления в устной и письменной форме не позволяет чувствовать себя успешными, равными и достойными среди равных. Прагматичное отношение к жизни, разучили удивляться красоте, видеть глубинное содержание вещей – сущность предметов.
Основополагающий вопрос:
Как помогает творчество жить в согласии с самим собой и окружающим миром?
Вопросы проекта:
- Почему природа Алтая уникальна?
- Есть ли у природы тайны?
- Умеешь ли ты удивляться чуду природы? Что удивительного ты замечал в природе?
- Как сохранить красоту природы?
-В чем отличие рассказа и сказки?
- Как написать рассказ?
- Что нужно знать, чтобы написать собственное сочинение – рассказ или сказку?
- Знаете ли вы, что такое текст, тема, идея, тема широкая и узкая и т.д.
- Зачем нужен план? Как составить план? Как работать с листом-опорой?
- Как собрать материал, необходимый для написания рассказа?
- Что такое тематический словарь?
- Как подобрать название рассказа или сказки?
- Как сделать аппликацию?
- Как проиллюстрировать свой рассказ?
- Считаешь ли ты себя творческим человеком? Почему?
- Какими качествами должен обладать творческий человек?
- Как оформить книгу на бумажных носителях и в электронном виде?
- Как сделать презентацию в мультимедийной форме?
Этапы работы над проектом:
- Экскурсии, учебные прогулки;
- Организация наблюдения за природой;
- Формирование словаря учащихся;
- Проведение теоретических занятий (формирование речеведческих понятий – тема широкая и узкая, идея, план, способы связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка и т.д.);
- Практические занятия: написание рассказов и сказок, их иллюстрирование, ;
- Оформление выставок рисунков;
- Создание иллюстрированного сборника рассказов и сказок с использованием ИКТ;
- Проведение литературный вечер с использованием информационных и цифровых ресурсов;
- Мультимедийная презентация проекта на литературном вечере, родительском собрании;
- Участие в конкурсах детского творчества – «Хрустальный башмачок», «Ростки таланта»,
«В мир с добром», «Сибириада», «Пусть всегда буду я» и др.

Краткосрочный творческий проект «Волшебница осень»
(один из проектов в рамках долгосрочного проекта «Лукоморье»)
Тема: «Волшебница осень»
Учебный предмет: письмо и развитие речи
Участники: ученики 5-6 классов
Продолжительность: 1 месяц
Оборудование:
Ручки, лист-опора, видеомагнитофон, альбомные листы (формат А3), краски, фотобумага, цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер.
Цели:
Педагогическая цель: развитие художественно-эстетических способностей , воспитание эстетического восприятия действительности, формирование навыка коллективной работы развитие связной устной и письменной речи.
Прагматическая цель: написание рассказов и сказок на тему «Волшебница осень», создание аппликаций из осенних листьев.
Продукты: выпуск иллюстрированного сборника рассказов и сказок в печатном и электронном варианте.
Проблема:
Низкая коммуникативная активность, недостаточно развитые коммуникативно-речевые навыки, неумение выразить полученные впечатления в устной и, особенно, письменной форме затрудняет вхождение детей в окружающую среду.
Основополагающий вопрос:
- Умеешь ли ты удивляться чуду природы?
Вопросы по содержанию:
- Есть ли тайны у природы?
- Что удивительного ты замечал в природе?
- Можно ли сохранить красоту природы? Как?
- Как называется пора, которая наступила в природе?
- Почему она так называется?
- Как волшебница – осень раскрасила осенний лес?
- В какие цвета окрашиваются листья осенью?
- Какой формы листья?
- Как падают листья с деревьев? На что похожи?
- Что слышно в осеннем лесу?
- Какими словами можно описать красоту осенней природы?
- Какое впечатление осталось от экскурсии?
- Что особенно удивило, запомнилось в осеннем лесу?
- Какие подарки дарит нам осенний лес?
- Как сохранить увиденную красоту?
- О чем хотелось бы написать? Как можно назвать рассказ?
- Какую аппликацию можно составить из осенних листьев?
Вопросы учебной темы:
- Для чего нужна речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Что такое сравнение?
- Что такое диалог и монолог?
- Как вести беседу ?
- Что такое текст?
- Что значит говорить и писать на тему?
- Что такое идея текста?
- Как озаглавить текст?
Этапы работы над проектом:
- Теоретическое занятие (понятия - тема широкая и узкая)
Чтение рассказов, сказок, стихотворений по теме «Осень золотая»;
- Экскурсия в осенний лес;
- Наблюдение за осенней природой;
- Рассматривание осенних листьев;
- Беседа об увиденном (формирование словаря по теме, составление тематических таблиц);
- Написание собственных рассказов на основе листа-опоры;
- Выполнение аппликации;
- Оформление сборника рассказов «Волшебница осень»



Автор: Ерофеева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы КГБС(К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 814
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]