Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Воспитание культуры чтения младших школьников
Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант, его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит "вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И много может дать ребенку школьная библиотека.
Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем. Своим руководством я соединяю возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги.
Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей 6-7 лет, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.
В эмоциональной сфере детей 8-9 лет происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может осмыслять свои эмоции, что делает возможным более глубокое отношение к литературному произведению.
Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – "нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.
Я думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребенка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нем доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью.
В своей практике я использую методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.
В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В повседневной работе широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок.
Во время рекомендательной беседы я не только помогаю выбрать конкретную книгу, но и вызываю у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия.
При рекомендации произведения художественной литературы читателям 6-9 лет я читаю яркий эпизод из книги, или рассказываю о ее главном герое, показываю одну-две иллюстрации.
При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу.
Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.
Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.
Чтобы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь, важны как индивидуальный, так и массовый методы руководства чтением. Наибольший эффект приносит последовательная систематическая взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой. Работа в школе требует от библиотекаря большого и постоянного напряжения душевных и творческих сил.
Школьный библиотекарь сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека: верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых обучающих системах, уметь координировать работу с учителем в отношении каждого ребенка.
Библиотека – это сердце обучающего процесса, в школе она несет еще и воспитательные функции. Вместе – учитель-дети-библиотека-родители – решаем сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель, заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за ними идут и их родители. Сначала наблюдатели, зрители, затем помощники, участники, ведущие праздников, утренников, литературных игр, вечеров, презентаций книг. В том, что в работе с книгой участвуют родители, проявляется связь, духовное единство поколений.
Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями, родителями.
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.
Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!


Автор: Шелковникова Надежда Юрьевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Верхне-Идинская СОШ», с.Тихоновка, Боханский район, Иркутская область
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 870
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]