Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Тайны бабушкиных книг
«Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев».
Жорж Санд.

Перелистываю слегка потёртые страницы книжек, которые в детстве читала моя мама и сохранила их. Вот яркие иллюстрации Тукаевской «Водяной» 1985 года, «Волшебная сказка» Чарльза Диккенса 1991 года, и даже сборник восточных сказок о пери, дивах и батырах 1986 года. Становится интересно: а какие же книжки читали мои бабушки? Как эти книги у них оказались? Решено! Иду в гости изучать домашнюю библиотеку моих бабушек.
Вот так началась работа над темой моего исследования. Перед собой я поставила следующие цели и задачи.
Цель исследования: Определить роль книги и чтения в жизни старшего поколения.
Задачи исследования:
ознакомиться с историей создания домашней библиотеки моей бабушки;
побеседовать о предпочтениях моей бабушки в выборе жанра книг;
найти необычные книги, ставшие историей в жизни выпускников школы времен моей бабушки;
провести анкетирование среди учащихся начальных классов и их родителей;
привлечь внимание одноклассников к книгам и чтению;
сделать вывод о проделанной работе.

I. Старые сказки моей бабушки
Как оказалось на полках у бабушки по линии мамы много книг. Но как рассказала мне бабушка Лида это книги, приобретенные не в её детстве. Бабуля выросла в деревне в далёкие 50-е годы.
В детстве главным источником чтения была библиотека. Она была своеобразной достопримечательностью. Тут тебе и общение, и последние новости можно узнать, и поделиться впечатлениями от прочитанной книги. Моя бабушка зачитывалась до поздней ночи. А когда в клубе показывали кинофильмы, ей было очень интересно сравнивать героев из книг с экранными.
Когда бабушка стала студенткой (обучалась она в Бавлинском СПТУ), она стала постоянной посетительницей районной библиотеки. Выбора произведений здесь было гораздо больше, чем в сельской. А когда стала работать, то попыталась восполнить отсутствие домашней библиотеки и покупала много книг. В основном это были многотомные поэтические произведения Есенина, Достоевского, Мопассан, Гоголя, а так же много исторических произведений А.Дюма, кстати, это бабушкин любимый писатель.
Побывав в гостях у абики Миннигуль, я увидела много сказок. Это сборники Андерсона, сказки Шахерезады и «Малыш и Карлсон» с красочными персонажами из мультфильма. Бабушка рассказала, что любит сказки за то, что они учат детей добру. Когда ребёнок читает сказку, то задумывается, сопереживает, анализирует героев. По секрету бабушка призналась, что книги, которые читали по школьной программе, не всегда были ей интересны. А когда она стала старше, то многие перечитала снова и поменяла своё отношение к ним.
Вот у бабушки Лиды, напротив, интерес вызывали все изучаемые в школе произведения. Оно и понятно, ведь учитывая то, что не было разнообразия книг, в школьном учебнике можно было хоть частично ознакомиться с изучаемой литературой.
Книги на полке у бабушки оказались довольно сложным путём. Дело в том, что раньше в книжных магазинах не было такого изобилия и разнообразия произведений. Чтобы получить редкий томик, надо было собрать макулатуру, сдать её, потом ещё ждать, когда подойдёт твоя очередь на покупку книги. Так в домашней библиотеке появились детективы Агаты Кристи и Артура Конан Дойля. Некоторые книги выписывали по почте. Но, конечно же, всё это было намного позже.
Сейчас на полках бабушкиных книг много таких, которые пригодятся и мне в учёбе, за что я им очень благодарна. А ещё я прислушиваюсь к их советам, ведь это они всегда мне говорили, что только читающий человек может грамотно излагать свои мысли и быть интересным собеседником.
Конечно, хотелось бы иметь не меньшую, чем у бабушек домашнюю библиотеку. Начало уже положено. Мама регулярно покупает мне книги, и бабушки сделали заметный вклад в пополнение книжных полок.

II. Книжные истории школьной библиотеки
В нашей школьной библиотеке тоже много занимательных книг. Есть и очень редкие экземпляры. Например, мне попалась книга Юрия Нагибина «Рассказы о Гагарине» с дарственной надписью, которая гласила: «За отличную учёбу и примерное поведение ученице 3 «а» класса Бавлинской средней школы №3 им. Ю.А. Гагарина» Шараповой Ленаре от 27 декабря 1978 года, за подписью директора школы Москвичевой Нины Георгиевны.
Я показала эту книжку абике Миннигуль. «Судя по дате, девочка получила эту книгу за успешное окончание второй учебной четверти», - сказала бабушка. Пояснила, что в её детстве не поощряли грамотами и дипломами, а лучшим подарком была книга.
Школьный библиотекарь показала мне ещё одну книгу с дарственной надписью. Страницы её пожелтели от возраста. И не удивительно, ведь книга датирована 1973 годом. Она называлась: «Первый ученик». Надпись на ней была такой: «Помните своих учителей, слушайтесь их и помогайте им. От десятиклассников. 25 мая 1973 года». Книги с такими пожеланиями стали редкостью. Я решила, что обязательно прочитаю и узнаю её историю.
Было бы здорово разыскать учеников, что подписали книгу. Они теперь уже такие же, как моя бабушка. А может кто-то из них бабушка или дедушка моих одноклассников. Чем не новое исследование? Думаю, в этом мне помогут ребята из моего класса. Заодно побывают у родных, которые поведают внукам истории своих любимых книг.
Я была удивлена! Ко дню оформления работы выяснилось, что моя абика Габбасова Миннигуль была выпускницей моей школы в 1973 году. А мой дядя Мурзаков Георгий, по линии мамы был одноклассником абики. Но, что самое интересное, неожиданно обнаружилась ещё одна выпускница того года. Это мать одноклассника моей мамы Гайфуллина Зульфия. Именно эти десятиклассники оставили в память о себе книгу «Первый ученик». Возможно, кто-то не удивится такому событию, живя в маленьком городке. Но ведь это настоящие чудеса! Обязательно продолжу искать других участников этой книжной истории.

III. Из века ХХ в век XXI
Воодушевлённая этой идеей, я последовала совету моего классного руководителя и школьного библиотекаря. Решила провести анкетирование среди своих сверстников и их родителей. Меня интересовали такие вопросы:
Анкета для учащихся.
- Есть ли у тебя своя библиотека?

- Любишь ли ты читать книги?

- Посещаешь ли ты школьную библиотеку?

- Как часто ты читаешь книги?

-Ты читаешь только то, что задано на урок? (или пользуешься дополнительной литературой)

- Какую литературу ты любишь читать?

- Вызывают ли у тебя интерес потрёпанные книги?

- Знаешь ли ты, какие книги любили читать твои родители?

- Интересует ли тебя, какие газеты, журналы выписывали твои родители?

- Читают книги ли тебе твои родители?
Анкета для родителей.
- Есть ли у вас дома домашняя библиотека?
- Сохранились ли у вас книги вашего детства?
- Знакомите ли вы с книгами вашего детства своих детей?
- Какие книги вы любили читать в детстве?
- О чем любит читать ваш ребёнок?
- Читаете ли вы вместе с ним?
- Читали ли вам родители книг и в детстве?
- Выписываете ли вы детские газеты и журналы?
- Какие газеты, журналы выписывали ваши родители?
- Посещали ли вы в школьную библиотеку?
- Как вы считаете, нужна ли школьная библиотека?
- Какая должна быть современная школьная библиотека?
В результате опроса выяснилось, что большинство родителей хранят книги своего детства и пополняют домашнюю библиотеку. Предпочтения отдаётся сказкам и исторической литературе. Одноклассники выделили комиксы, сказки.
Многие не выписывают по почте книги, газеты и журналы, а покупают их. Некоторые названия газет и журналов мне были вновинку: «Пионерская правда», «Ялкын», «Человек и закон», «Пионер Востока».
96% родителей указали, что посещали библиотеки, а среди моих одноклассников - это редкость. Но, думаю, всё объясняет наличие у них дома интернета. Жаль, ведь живую книгу читать гораздо интереснее.

IV. Заключение
Каждая книга хранит в себе маленькую историю. Изучив их, мы помогаем делать большую историю. Мне понравилось работать по теме моего исследования, потому что это дополнительная возможность получить знания, прочитать интересную книгу, и, конечно же, повидаться с бабушкой.
Думаю, что ребятам нашей школы будет интересно разгадать тайны каких-то других книг, и они их обязательно прочитают.


Список используемой литературы

1. Андерсон Г.Х. «Сказки», М.:Дет. Лит., 1984.
2. «Восточные сказки», Т.:Укитувчи,1986.
3. Дементьев А.Д. «Первый ученик», М.:Издательство «Малыш», 1973.
4. Диккенс Ч. «Волшебная сказка», Л.:Дет. лит., 1991.
5. Маяковский В.В. «Что ни страница - то слон, то львица», Л.:Дет. лит., 1982.
6. Нагибин Ю.М. «Рассказы о Гагарине», М.:Дет. лит., 1978.
7. Тукай Г. «Водяная», К.:Татарское книжное издательство, 1985.


Автор: Ханова Гульнара Вахитовна, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 624
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]