Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

"Урок Бородино"
Использование педагогических технологий на интегративной основе составляет важнейшую часть деятельности учителя по реализации современной стратегии образования. Использование данной технологии в коррекционной школе эффективно, так как способствует преодолению недостатков познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, которые выражаются в конкретности мышления, слабости обобщения, недостаточно развитой способности синтезировать отдельные факты полученной информации, что приводит к нарушению целостности восприятия. Из-за границ между предметами, отсутствия связей между предметами и взаимосвязанности в их содержании учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал, но и всю картину окружающего мира.
Работая учителем письма и развития речи, чтения и развития речи я широко использую межпредметные связи. Разработано и внедрено в практическую деятельность календарно – тематическое планирование с указанием межпредметных связей. Однако, межпредметные связи являются лишь первой ступенькой при реализации задачи формирование целостного мировоззрения учащихся. Интеграция – система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое. Объединение возможно при условии логической близости изучаемых тем. Использование интегрированного подхода, коррекционных методов и приемов, предполагающих включение в работу всех анализаторов: слуха, зрения, осязания, тактильных, сенсорных ощущений способствует эффективной реализации триединой дидактической цели, способствует формированию целостного мировоззрения. Интенсифицируя учебный процесс, интеграция двух или нескольких смежных предметов способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно – тематический подход: за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема дисциплины.
Немаловажен здоровьесберегающий аспект: интеграция – это технология, помогающая организовать учебный процесс, при котором не наносится ущерб здоровью школьников, не угасает интерес к знаниям, не утрачивается вера в себя, и при этом в достаточно полном объеме решаются задачи обучения. обучения Объединение смежных предметов на уроке вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность. Интегрированные уроки по содержанию объемны, по структуре разнообразны, что является средством организации продуктивного обучения школьников в условиях коррекционной школы.
Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино».
Цели:
1. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие. Формировать умение аргументировано отвечать на вопросы беседы, опираясь на текст произведения. Познакомить с литературоведческим понятием: цитатный план.
2. Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением. Объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года.
3. Коррекция и развитие логического мышления на основе работы над планом стихотворного произведения. Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, делать выводы, обобщения, умение соотносить, сравнивать. Продолжать работу над выразительным чтением стихотворного произведения. Развивать умение выделять изобразительно-выразительные средства, используемые автором в художественном произведении – сравнение, лексические средства.
4. Развивать умение соотносить художественное произведение с историческим событием.
4. Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов.

Оборудование:
Учебники чтения для 7 класса коррекционной школы;
Компьютер;
Слайды с изображением картин Бородинского сражения;
Анкеты;
Историческая карта «Отечественная война 1812 года»

Ход урока

Орг. момент.
Психологический настрой.
Сегодня у нас необычный урок, интегрированный. На одном уроке: чтение и история. А объединены эти 2 предмета одной темой – Бородино. Тема урока – Бородино (на доске)
Бородино…Что вспоминается, когда звучит это слово? Может быть вспомните имена, фамилии?
(Бородинское сражение, Кутузов, Наполеон, Лермонтов)
О чем мы говорим на уроке истории? (О сражении, о значении Бородинской битвы в отечественной истории и т. Д.)
А на уроке чтения? Читаем стихотворение «Бородино», .

Цель: итак, сегодня мы вспомним историческое событие - Бородинское сражение и познакомимся с поэтическим произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое посвящено этому героическому событию.
Сейчас идет 2012 год. Когда началась Отечественная война?
(В 1812 году).
Сколько лет прошло с тех давних событий? (200 лет).
В этом году мы отмечаем юбилейную дату - 200-летие героического события – Бородинского сражения.

Историческая справка (учитель истории).
Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных врагов, защищать родину.
Родину.
Вопрос: Какие примеры героической борьбы русского народа вы можете назвать? Несмотря на разрушения, Российское государство восстанавливалось и процветало. Сегодня мы узнаем о событиях Отечественной войны 1812 года, о Бородинском сражении, которое решило исход военных событий .
Летом 1812 года французская армия вторглась в пределы Российского государства. Численность французских войск в 3 раза превосходила количество русских воинов. К тому же французская армия была хорошо обучена и вооружена. Главный удар Наполеон направил на Москву. Но его план был сорван.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Сил Российской армии было недостаточно. Русские войска были разделены на 3 армии. Под натиском неприятеля русские воины отступали, ведя оборонительные бои. Французы быстро продвигались в глубь страны. В это время на защиту Отечества поднялся весь русский народ. Создавались добровольческие отряды, средства на вооружение со всех концов России. Решающим было сражение под Бородино.

(Рассказ учителя об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении сопровождается показом слайдов.)

Вступительное слово учителя чтения и развития речи
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино».

- Мог ли М.Ю.Лермонтов быть участником Бородинского сражения?
- Почему?

М.Ю.Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска находились в Париже. Но с ранних лет он слышал от гостей и родственников, которые являлись сами участниками этих сражений, рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Будучи еще маленьким, он с восхищением слушал рассказы об этом сражении от своего дяди, который был артиллеристом и сам участвовал в сражении под Бородино.

О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа. До М.Ю.Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.

6. Словарная работа.
- В произведении вам встретятся незнакомые слова. Поясним их значение.

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко
рассеивающимся при выстреле.
Лафет – станок (подставка), на котором укреплялась пушка.
Бивак – стоянка войск под открытым небом.
Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки.
Уланы,драгуны – солдаты конной армии.
Бусурманы – здесь: враги.

7. Чтение стихотворения учителем.

8. Первичное восприятие.
- Какое событие описывается в стихотворении?
- Что вам особенно запомнилось?
- Стихотворение написано в форме диалога. Что такое диалог?
- Старый солдат беседует с молодыми людьми о героическом событии – Бородинском сражении, участником которого он был.
- От чьего имени ведется рассказ о Бородинском сражении? ( от лица старого солдата).
- Каким вы его себе представляете? Сравним ваше представление о старом воине с тем , каким он изображен художником. (слайд)

9. План (пункты плана на доске в форме табличек)
1) Беседа солдата с молодым поколением.
2) Ночь перед сражением
3) Отступление..
4) Подвиг полковника.
5) Сражение.
6) Бой окончен.
7) Подвиг на века.

- Я предлагаю вам план стихотворения, однако, пункты плана перепутаны. Прочитайте стихотворение самостоятельно, после чего расставьте пункты плана в правильной последовательности.

10. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
(Дети вносят коррективы в план, который предложил учитель)

11. Работа по учебнику.
- Читаем вступление (2 первые строфы).
- В чём хочет убедить старый солдат своих слушателей? ( говорит о храбрости, мужестве русских солдат).
- Какими строками можно заменить название этого пункта плана?
« Да, были люди в наше время…»
(карточку помещаю против п.1).

- Читаем следующие 3 строфы.
- Что вызывает досаду русских воинов? (отступление).
- Какие слова передают боевое настроение русских солдат? («Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою…»
- Какой следующий пункт плана? (Отступление)
- Какими строками можно заменить название этого пункта?
- Цитата: «Мы долго молча отступали».
(карточку помещаю против п.2)
- И вот наступила ночь перед решающим сражением…
Читаем 6-7 строфы. Сравните, как вели себя русские и французские солдаты?
- Почему ликовал француз? (предвещал победу)
- Чем заняты русские солдаты в ночь перед сражением?
- Следующий пункт плана? (ночь перед сражением)
-Цитата: «И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень» или « Прилёг вздремнуть я у лафета…»
(карточку помещаю против п.3)

- Прочитаем 8-9 строфы.
- Как говорят солдаты о своем полковнике? Найдите строки
(«Полковник наш рождён был хватом.
Слуга царю, отец солдатам…»)
Как вы понимаете эти слова? Что значит «был хватом»?
С какими словами обратился к солдатам полковник?

- 10-12 строфы. – О чем прочитали? Что происходит? (сражение). Подберите синонимы к слову «сражение» ( бой, битва, война).
- Найдите глаголы в 11 строфе. Прочитайте.
- Почему автор использует так много глаголов? (сильное напряжение, быстрота смены боевых действий).
- Прочитаем еще раз эти строки и попробуем передать напряжение, отчаянную храбрость русских солдат.
- Пункт плана -5.
- Подберите строки из стихотворения, соответствующие этому пункту плана.
(«Вам не видать таких сражений!..»).


- 13 строфа. К чему были готовы солдаты? (продолжить бой).
- Почему они этого не сделали? (отступили бусурманы).
- Пункт плана -6.
- Цитата?
(« И отступили бусурманы»).

- 14 строфа. Как вы понимаете слова « Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля.»?
- В чем пытается убедить старый солдат своих слушателей? (в том, что участники Бородинского сражения- настоящие богатыри, храбрые, мужественные, любящие Родину).
- Какими словами можно определить любовь к Родине, проявленную солдатами в этом сражении? Выберите из предложенных слов подходящие: радостная, светлая, горячая, спокойная, преданная.
- Пункт плана -7.
- Цитата: «Да, были люди в наше время…»

- Слева- обычный план, а справа- цитатный. Какой вам нравится больше? Почему? (более выразительный).

И среди наших земляков были участники исторического Бородинского сражения. Например, представленный к наградам за Бородинское сражение полковник Дмитрий Кисловский. О его подвиге маы можем прочитать в газете «Алтайская правда» № 108 от 20.04.2012 года. Дмитрий Кисловский происходил из семьи сибирских дворян. Совсем юным начал он военную службу в Бийском военном гарнизоне.
В составе Сибирских полков в чине майора участвовал в Бородинском сражении. Был ему тогда 31 год. Наш земляк получил за Бородино орден святого Владимира 4 степени за « мужество и неустрашимость». Закончил Отечественную войну 1812 года в чине полковника. Награжден золотой шпагой «За храбрость». Мы гордимся своим земляком.
В приказе о награждении сказано, что он «поощрял подчиненных, давая примеры своим мужеством и неустрашимостью, а также неоднократноблагоразумными распоряжениями иопрокидывал неприятельскую армию».
(знакомлю детей с материалами о подвиге нашего земляка).

12. Итог.
- Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:
-Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!».
И с этими словами бросались в бой.

- Почему сегодня на двух предметах, истории и литературе, изучалась одна и та же тема: Бородино?
(1. Потому что глубокое изучение стихотворения «Бородино» невозможно без знания истории Бородинского сражения.)
- Какова главная мысль произведения? Что хотел передать поэт?

13. Домашнее задание.
1. Выучить отрывок наизусть.
2. Индивидуальное задание- читать выразительно отрывок.
3. Рисунок.(по желанию).
14. Анкета.

Анкета

Интересны ли для вас такие уроки?
Какое впечатление осталось от этого урока?
Хотели бы вы, чтобы все уроки были такие?
Было ли вам интересно на этом уроке?
Получили вы новые знания на этом уроке?
Ваша самооценка за урок.



Автор: Ерофеева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы КГБС(К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 1777
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
x