Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Архивный документ – основополагающий компонент исследовательской деятельности обучающихся
Важнейшая задача педагога – формирование полноценных граждан своей страны. Для того, чтобы достичь мировоззренческой зрелости, нравственного совершенства, высокой духовной культуры, развития творческих способностей человека, необходимы не только разносторонние знания, образованность, но и постоянное стремление к обновлению и пополнению знаний, приобретению новых умений и навыков самостоятельной деятельности. Определённую долю самостоятельности предполагает исследовательская работа, элементы исторического исследования встречаются в работе специалистов многих профилей, в том числе, - учителей – предметников и педагогов дополнительного образования.
Исследовательскую работу можно проводить на основе изучения многих источников, основополагающим компонентом исторического исследования часто является архивный документ. Именно к архивным документам часто обращаются юные музейщики и краеведы структурного подразделения МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» «Алые паруса» в период подготовки к научно – практическим конференциям и конкурсам творческих работ. Направление деятельности структурного подразделения – военно – патриотическое – было выбрано не случайно: много лет здесь существует и работает музей воинской славы, паспортизированный в 2004 году.
По мнению большинства опытных историков, работа в архиве над документами прошлого представляет одну из наиболее интересных и приятных стадий исторического исследования. Разыскание необходимых документов представляет увлекательный процесс, связанный с получением новых исторических сведений, с неожиданными открытиями. Академик Н.М.Дружинин в статье «Воспоминания и мысли историка» (ж. «История СССР»,1961,№6,стр159 пишет: «…Непосредственное созерцание документа, постепенное вчитывание, вдумывание, я бы сказал больше – вчувствование в его содержание, обогащают исследователя лучшим познанием эпохи и изучаемого явления». А успешные результаты поисков дают юному исследователю большое моральное удовлетворение ,- тем самым закрепляя его высокую самооценку, столь необходимую подростку для дальнейшего самосовершенствования и определения своей профессиональной принадлежности.
Письма с фронта.
В музее воинской славы структурного подразделения МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» «Алые паруса» хранятся письма с фронта, которые написал боец Красной Армии Григорий Синяк жене Алевтине в деревню Окунево Займищенского сельсовета Кирилловского р-на Вологодской области.
Н.И. Баландин пишет: «Переписка фронта с тылом – неугасающий источник познания психологии советского человека, его твёрдой веры в победу. За каждым письмом видится личность, имеющая своё мнение, оценивающая своё место и роль в происходящих событиях По письмам можно проследить эволюцию взглядов авторов, их гражданскую зрелость»
(Сбор документальных памятников Великой Отечественной войны//.Вопросы собирания ,учёта, хранения и использования документальных памятников истории и культуры,ч.I. Памятники нового времени и советской эпохи. М.,1982,с.92)
Письма с фронта и на фронт – уникальное рукописное явление не только нашей истории , но и культуры в целом. В них отражена эпоха их создания, они несут на себе отпечаток исторической ситуации их возникновения, они были единственным средством коммуникации,
когда непосредственное общение между людьми было просто невозможно, так как их разделяло огромное пространство – война. С течением времени прямая функция письма – донести сообщение своему адресату - утрачивалась, и текст становился письменным источником. Отслужив прямую службу, письма теперь приобрели значение документа. Это значение реализуется, когда к ним обращаются исследователи. Письмо как рукописный источник теперь воспринимается как средство для изучения истории и общекультурного временного пространства, оно является передатчиком информации, даёт нам представление о подлинности событий и фактов.
Одно из важнейших отличий рукописного текста от печатного – гораздо большая его хрупкость. Рукопись беззащитна перед внешними обстоятельствами, подвержена самым разным превратностям, в том числе и природным. Когда автора уже нет в живых – ответственность других людей за судьбу рукописи возрастает безгранично.
Рукописный документ – вещь особого рода, знак и свидетельство времени. Пройдя некий путь в потоке времени, письмо приобретает вторую жизнь – иную, чем в тот момент, когда выходило оно из – под пера отправителя. Эта вторая жизнь нередко помогает нам многое узнать и о первой – о том, как создавалось письмо. Но узнать это можно не при беглом взгляде на рукопись (письмо), а лишь при внимательном её (его) изучении.
Исследовательская деятельность – одна из составляющих всего образовательного процесса, реализуемого на базе музея воинской славы структурного подразделения ДТДиМ «Алые паруса» и ориентированного на детей и подростков 10-17 лет. В-основном, занятия по исследованию выбранной темы проходят индивидуально. В ситуации, когда в нашем музее оказались подлинные письма с фронта, мы организовали работу с данными источниками в группах. Соблюдая большую осторожность, аккуратно, вооружившись увеличительными стёклами, мы начали нашу работу, которая оказалась очень насыщенной, захватывающей.
Сознание того, что в наших руках находится единственный, уникальный предмет – свидетель реальных событий периода Великой Отечественной войны, вызвало у юных музейщиков высокий эмоциональный подъём и чувство сопричастности к значительнейшим страницам истории нашей многострадальной Родины . Теперь было необходимо проложить путь этому документу к известности , доступности, гарантированной сохранности и заслуженному вниманию людей, учёных. Как пишет М.О.Чудакова, - «...Приходит время – и тексты, и рукописи получают значение памятников культуры…Само слово «памятник» указывает на временную дистанцию – должно наступить время памяти, момент ретроспективного взгляда на протекшую эпоху» («Рукопись и книга», М.«Просвещение»,1986,стр.51).
Уже общеизвестно, что выявлением писем военного времени кропотливо и последовательно занимались многие историки, учёные, студенческие группы, сотрудники научных библиотек, архивов. Трудно переоценить их вклад , приблизивший рукописные источники к освещённому полю культурной жизни и спасший их от гибели.
Приступая к работе с письмами, мы составили план, записали его в «дневники» (тетради обучающихся носят название «Дневник вологжанина (вологжанки)»- авт.):
План работы с документом:
I. Описание письма.
1. Техническое состояние документа (вид бумаги, цвет, наличие особенностей, др.).
2. Анализ адреса отправителя.
3. Анализ адреса получателя.
II. Работа над содержанием.
1. Текст письма (в т.ч. - анализ лексики).
2. Определение даты (анализ почтового штемпеля).
3. Наличие отметок («проверено военной цензурой» и др.).
4. Определение территориальной принадлежности отправителя и
получателя (работа с картой).
III. Выстраивание хронологии.
IV. Анализ соответствующего культурно - исторического пласта.
V. Впечатление от работы с документом, выводы (рефлексия).

Вот некоторые выдержки из писем: (орфогр. сохр.- авт.)

« 21 августа 1941…Добрый день, дорогая Аля! Нашу Родину занял немец. Теперь не знаю как мама, Маня и Васька. Очень жалко мне их. По радио передают, что немец очень издевается над населением. Неужели над мамой и остальными тоже так. Наверно, корову последнюю забрали , и с голоду помрут все»…
«8 сентября 1941… Помни, что у тебя есть муж, который воюет против врага и который по окончанию этой войны будет неразлучным другом жизни…Вот всё, чего я хочу, и за что я буду тебя любить крепко, крепко, всю жизнь»…
«6 марта 1942…Аля! Масса людей находится на фронте и их не убило и не ранило, а масса людей, находившихся в тылу, погибло, это значит, что между фронтом и тылом разница небольшая»…
«23 мая 1942…Хорошо, конечно, чтобы в скорем, хотя бы в 42-м году в конце узнать, вот именно узнать, что я остался жив, и война окончена, я лично каждый час считаю, который проживу без всяких несчастий»…
«2 августа 1942…Аля! Надвигается осень. У меня есть просьба к тебе. Если можно, то свяжи мне шерстяные носки и пары две простых и вышли. Если не примут посылочкой, то наверни в трубку (бандеролем) по носку (если пара будет велика) два три свёртка и пошли. И если смогу их получить, это мне много поможет»…
«13 декабря 1942…Плохо одно. Коля, видимо погиб. Я ему писал два письма, ну оба вернулись, а вчера получил письмо от Сенькиного брата, оне вместе служили, он пишет, что Коля убит»…
«3 февраля 1943…Противник от нас недалеко, ну он нам не страшен . Привыкли к суровой жизни .На фронте, если регулярно придётся кушать и спать, хотя бы где под кустом, то это уже мы считаем неплохо»…
«15 апреля 1943 …Доброго здоровья, дорогая Аля!.. Оказывается, ты ходила в Вологду. Значит, пешеход с тебя хороший выйдет, а я думал, что за войну только я научился ходить без устали долгие расстояния, оказывается, и ты не отстаёшь… Немного назад был в жарких боях, и ещё придётся. Ну ничего опасного нет, в бою только может быть убьют или ранят; лучше этого останешься жив и невредим»…
За время работы над письмами у обучающихся сформировались информационная компетенция: умения и навыки по отношению к информации: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, структурировать, преобразовывать, сохранять, и передавать информацию; коммуникативная компетенция: умение проявлять инициативу, взаимодействовать, устанавливать контакты, расширилось лексическое поле.
В процессе исследования сформировался благоприятный психологический климат, проявлялись самые лучшие личностные качества детей : умение сопереживать, гордость от сознания причастности к страницам военной истории России. Ребята выразили искреннее желание найти потомков адресата и сообщить им о своей находке; некоторые предложили написать сценарий и снять фильм. Мне кажется, что ребята эту работу не забудут никогда.
В дальнейшем мы планируем провести поиск родственников Григория Прохоровича Синяка и его жены Алевтины Трофимовны, а по материалам писем составить исследовательскую работу и принять участие в очередной научно – практической конференции «Мир через культуру».
Чтобы письма, находящиеся в музее воинской славы структурного подразделения «Алые паруса», сделать доступными для исследователей, мы собираемся передать их на вечное хранение в архив, где ими будут заниматься высокопрофессиональные сотрудники архивохранилища – архивисты. На занятиях в музее мы обсуждали сущность профессии архивиста, так как на какое – то время сами в некоторой степени побывали ими. Мы пришли к единому мнению: специальность эта требует многих качеств. Профессия эта – одна из самых увлекательных. Чаще всего она увлекает человека на всю жизнь. Архивист не только хранит рукописи – он их обрабатывает, т.е. опознаёт, упорядочивает, делает доступными для дальнейшего исследования. Он прикосновенен к тайнам, пришедшие в архив документы требуют деликатного отношения, архивисту присущи чувство истории и высочайший научный кругозор. Поэтому нет сомнений: бесценный рукописный источник – письма Григория Синяка с фронта – будет сохранён для потомков.
Архивное дело – значительное и увлекательное, ждёт своих новых преданных истории и культуре работников. Возможно, юные исследователи музея воинской славы «Алые паруса» ДТДиМ города Вологды через несколько лет пополнят ряды архивистов России.


Список использованных источников.

//Баландин Н.И. Сбор документальных памятников Великой Отечественной войны//.Вопросы собирания ,учёта, хранения и использования документальных памятников истории и культуры,ч.I. Памятники нового времени и советской эпохи. М.,1982,с.92.
Дружинин Н.М.//Воспоминания и мысли историка//ж. «История СССР», 1961,№6,с.159
Синяк Григорий. Письма.Рукопись.1941-1943.
Чудакова М.О.Рукопись и книга: Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей: Кн. для учителя.-М.:Просвещение,1986,с.с.4,8,13,172-173.
Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами.М.-Ленинград, «Наука»,1966.с.с.3-5.
http://wiki.pskovedu.ru /Визитная карточка проекта «Изборск».



Автор: Лебедева Наталья Юрьевна, МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» структурное подразделение «Алые паруса» г. Вологда
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (16.08.2012)
Просмотров: 684
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]