Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Сценарий познавательно-речевого взаимодействия "Веселые игры с Лунтиком"
Цель: развитие познавательно-речевой сферы у детей. Задачи: 1. Образовательные: конкретизировать и обобщать знания детей по теме «Космос». 2. Коррекционно-развивающие: 2.1. Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения (образование прилагательных от существительных, согласование существительных с числительными); совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза); обогатить словарный запас по теме «Космос». 2.2. Развивать мелкую моторику рук, словесно-логическое мышление, мыслительные операции (обобщение, анализ); произвольную память и внимание; зрительное и слуховое восприятие; эмоционально-волевую сферу. 2.3. Обогатить практику самостоятельного снятия мышечного и эмоционального напряжения, произвольного торможения гиперактивности и агрессивности; 3. Воспитательные: развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность; воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям, ученым, космонавтам; обогатить практику терпимого отношения к ответам сверстников и конструктивного взаимодействия со взрослыми; формировать мотивы нравственного поведения, способствовать проявлению доброты, отзывчивости по отношению к окружающим. Методические приёмы: проблемная ситуация, беседа, дидактические игры, игровые ситуации, беседа - рассуждение, физ. минутка, объяснение педагога, слушание. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», « Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Художественное творчество». Оборудование: презентация «О космосе» (со звуками, музыкой), мяч, разрезные картинки (ракета и летающая тарелка), звездочки и картинки-раскраски (на каждого ребенка). Ход: 1. Приветствие Психолог: Ребята, здравствуйте. Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Как мы можем поздороваться? Давайте поздороваемся ладошками, «мягкими» кулачками, ушками, плечиками (дети приветствуют друг друга разными способами). Молодцы! 2. Беседа по вопросам Логопед: Ребята, скажите, какой праздник отмечается сегодня- 12 апреля? (День космонавтики). Верно! Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники! Почему этот праздник отмечают 12 апреля? (Это день первого полета человека в космос). А как звали этого человека? (Юрий Гагарин). Молодцы! Давайте посмотрим на слайд. (Изображение Ю.Гагарина, планеты Земля из космоса). Как называется человек, который летает в космос, назовите, кто изображен на слайде? (Космонавт). Каким должен быть космонавт? (Должен быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, умным, сообразительным). Правильно, космонавт должен уметь принимать решения, ведь очень трудно управлять космическим кораблем и в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя. Какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом? Послушайте. -Он пример для всех ребят, Его зовут героем. Гордо носит космонавт Звание такое. Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться: День с зарядки начинать, Хорошо учиться. -Показаться и врачу – Здесь экзамен строгий. Слабакам не по плечу Звездные дороги. На корабль могут взять Только сильных, ловких. И поэтому нельзя Здесь без тренировки. -Барокамера, бассейн, -Где мы невесомы… Это космонавтам всем Хорошо знакомо. -Вот кабину карусель Кружит круг за кругом. Не снаряд, а просто зверь Эта центрифуга. Очень много предстоит Испытаний разных. Тот, кто в космос полетит, Их пройти обязан. Он профессии любой Должен знать секреты – Ведь на высоте такой Не спросить совета. Как тренируются космонавты? На чем летают космонавты в космосе? (На космических ракетах). Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных? (Предметы в космосе летают, если их не пристегнуть, становятся невесомыми). Что такое невесомость? (Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит). Как называется одежда, в которую одет космонавт? (Скафандр, который надевают когда выходят в открытый космос. Зачем ему нужен скафандр? (В скафандре есть большой запас воздуха. Он обогревается изнутри, и в нем космонавту никакой холод не страшен. В нем предусмотрена радиосвязь, и космонавт, который удалился от станции сможет связаться с товарищами). Психолог: Какой удивительный космос. Представим, что мы в космосе, наблюдаем за небесными телами. Посмотрим нашу вселенную. (На слайдах – космос, звучит музыка). Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды). Звезды – это раскаленные небесные тела. Какая звезда освещает и согревает нашу Землю днем? (Солнце). Что бы случилось с нашей планетой, если бы Солнце перестало светить? Солнце является центром солнечной системы. В эту систему входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Как называется наша планета? Какие еще планеты кроме Земли вы знаете? (Меркурий, Венера…). На карте солнечной системы вы видите Луну. Луна – естественный спутник Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На ее поверхности есть горы, равнины и множество кратеров – следы от падения метеоритов. Вы помните мультфильм про Лунтика? Почему у Лунтика такое имя? Где его дом? (Он живет на Луне). Сегодня он прилетел к нам! Посмотрите на него! (слайд с изображением Лунтика). На нашей планете Земля у него много друзей, и он надеется, что и вы станете его друзьями. Вы хотите подружиться с Лунтиком? (Да). Лунтик очень веселый, активный и внимательный. 3. Лексико-грамматические игры. Упражнения на развитие познавательных процессов Психолог: Давайте покажем Лунтику, какие мы внимательные. Игра на внимание «Ракета, звёзды и Земля». Дети выполняют движения по сигналу педагога: Земля - приседают, ракета - руки вверх, звезда - руки в стороны, ноги на ширине плеч. Логопед: Лунтик приготовил вам загадки о космосе, отгадайте их! (презентация «Загадки о космосе». Логопед: Покажите Лунтику, как вы умеете считать. Игра «Сосчитай до пяти» (на слайде появляются изображения) Одно созвездие — два созвездия, Один искусственный спутник — ... Один мощный телескоп — ... Одна далекая планета —... Логопед: Поиграем в игру «Измени слово». Игра «Измени слово» Солнце — солнечный Космос —.. Спутник —... Земля —... Звезда —... Луна —... Психолог: Лунтик предлагает поиграть в игру «Что изменилось?» Запомните картинки. Игра «Что изменилось, чего не стало». На слайде появляются изображения в последовательности: Земля, ракета, космонавт, метеорит. Далее дети закрывают глаза. Происходят изменения: - Земля, метеорит, космонавт, ракета - космонавт, ракета, метеорит - Земля, метеорит, Луна, ракета Логопед: Следующая игра с мячом «Скажи наоборот». Вставайте в круг. Игра с мячом «Скажи наоборот» День - … ночь Взлетать - приземляться. Прилететь - ... улететь Светят - … гаснут Далеко - ... близко Высоко - … низко Темно - ... светло Тихо - ... громко Холодно - … тепло Быстро - … медленно Ярко - … тускло Грязно - …чисто Психолог: Отгадай, что на нашей планете инопланетяне назвали бы: Игра «Объясни словечко» рисоварь (карандаш); дилибомчик (колокольчик); варюля (кастрюля); уколка (иголка); зубохват (крокодил); копалка (лопата); седушка (стул); светилка (лампа); подметалка (метла); леталка (самолет). Психолог: А теперь ребята давайте разделимся на две команды и покажем Лунтику какой бывает космический транспорт. Вам нужно собрать разрезанную картинку. Кто быстрее? Игра «Разрезные картинки». Разрезные картинки: ракета, тарелка летающая. Логопед: Упражнение «Найди отличия». Ребята найдите отличия между двумя картинками, назовите их. Детям предлагается найти отличия между двумя картинками и назвать их. Изображение на слайде. 4. Физминутка. Координация речи с движением. Логопед: Звездочёт – это друг Лунтика. Он придумал стишок про него. Послушайте слова и выполните движения. Упражнение «Звездочет». На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп) Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой) Меркурий — раз, (Описать круг руками) Венера-два-с, (Хлопок) Три — земля, четыре — Марс, (Присесть) Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево) Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад) Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок) Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны) 5. Развитие фонематической стороны речи. Упражнения на развитие познавательных процессов. Игра «Какое слово отличается от других?» Астроном, астроном, гастроном, астроном. Логопед: Кто такой астроном? Что такое гастроном? Спутник, путник, спутник, спутник. Логопед: Что такое спутник? Кто такой путник? Упражнение «Хлопушка». Логопед: Поиграй с Лунтиком в игру «Хлопушка». Хлопайте в ладошки только на звук [с]: а, с, ц, з, с, й, т, ут, ус, ац, ос. Соня, Алеша, Саша, Максим, Маша. Упражнение «Выбери картинки». Логопед: Давайте выберем для Лунтика только те картинки, в названии которых есть звук [с]: Картинки: космос, телескоп, спутник, звезда, комета. 6. Релаксация. Рефлексия. Психолог: Земля – это единственная известная нам обитаемая планета! Здесь существуют благоприятные для жизни условия. Есть вода для питья и воздух для дыхания. Земля – не слишком горячая и не слишком холодная. Поэтому и называют Землю – планетой жизни! Земля нам всех планет родней! Ведь мы с тобой живём на ней, И любим мы её просторы, её леса, моря и горы. Все устали. Тишина. Отдыхать уже пора. Дети расслабляются под звучание спокойной космической музыки. Логопед: О чем мы сегодня говорили? Какие игры понравились играть с Лунтиком? Хотели ли в будущем стать космонавтами и побывать в космосе? Лунтик приготовил вам сюрприз - оставил для вас звездочки и картинки. Детям раздаются звездочки - медали и картинки-раскраски. Поблагодарим Лунтика и попрощаемся с ним. Авторы: Посягина Наталья Ивановна, учитель-логопед и Путилова Ольга Александровна, педагог-психолог МБДОУ "Добрянский детский сад №21" (Пермский край)
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012) | |
Просмотров: 939 |
Всего комментариев: 0 | |