Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Сценарий познавательно-речевого взаимодействия "Веселые игры с Лунтиком"
Цель: развитие познавательно-речевой сферы у детей.

Задачи:

1. Образовательные: конкретизировать и обобщать знания детей по теме «Космос».
2. Коррекционно-развивающие:
2.1. Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения (образование прилагательных от существительных, согласование существительных с числительными); совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза); обогатить словарный запас по теме «Космос».
2.2. Развивать мелкую моторику рук, словесно-логическое мышление, мыслительные операции (обобщение, анализ); произвольную память и внимание; зрительное и слуховое восприятие; эмоционально-волевую сферу.
2.3. Обогатить практику самостоятельного снятия мышечного и эмоционального напряжения, произвольного торможения гиперактивности и агрессивности;
3. Воспитательные: развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность; воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям, ученым, космонавтам; обогатить практику терпимого отношения к ответам сверстников и конструктивного взаимодействия со взрослыми; формировать мотивы нравственного поведения, способствовать проявлению доброты, отзывчивости по отношению к окружающим.
Методические приёмы: проблемная ситуация, беседа, дидактические игры, игровые ситуации, беседа - рассуждение, физ. минутка, объяснение педагога, слушание.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», « Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Художественное творчество».
Оборудование: презентация «О космосе» (со звуками, музыкой), мяч, разрезные картинки (ракета и летающая тарелка), звездочки и картинки-раскраски (на каждого ребенка).

Ход:

1. Приветствие
Психолог: Ребята, здравствуйте. Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Как мы можем поздороваться? Давайте поздороваемся ладошками, «мягкими» кулачками, ушками, плечиками (дети приветствуют друг друга разными способами). Молодцы!
2. Беседа по вопросам
Логопед: Ребята, скажите, какой праздник отмечается сегодня- 12 апреля? (День космонавтики). Верно! Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники! Почему этот праздник отмечают 12 апреля? (Это день первого полета человека в космос). А как звали этого человека? (Юрий Гагарин). Молодцы! Давайте посмотрим на слайд. (Изображение Ю.Гагарина, планеты Земля из космоса). Как называется человек, который летает в космос, назовите, кто изображен на слайде? (Космонавт). Каким должен быть космонавт? (Должен быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, умным, сообразительным). Правильно, космонавт должен уметь принимать решения, ведь очень трудно управлять космическим кораблем и в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.
Какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом? Послушайте.
-Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
-Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
-Барокамера, бассейн,
-Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
-Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.
Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.
Как тренируются космонавты? На чем летают космонавты в космосе? (На космических ракетах). Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных? (Предметы в космосе летают, если их не пристегнуть, становятся невесомыми). Что такое невесомость? (Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит). 
Как называется одежда, в которую одет космонавт? (Скафандр, который надевают когда выходят в открытый космос. Зачем ему нужен скафандр? (В скафандре есть большой запас воздуха. Он обогревается изнутри, и в нем космонавту никакой холод не страшен. В нем предусмотрена радиосвязь, и космонавт, который удалился от станции сможет связаться с товарищами).
Психолог: Какой удивительный космос. Представим, что мы в космосе, наблюдаем за небесными телами. Посмотрим нашу вселенную. (На слайдах – космос, звучит музыка). Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды). Звезды – это раскаленные небесные тела. Какая звезда освещает и согревает нашу Землю днем? (Солнце). Что бы случилось с нашей планетой, если бы Солнце перестало светить? Солнце является центром солнечной системы. В эту систему входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Как называется наша планета? Какие еще планеты кроме Земли вы знаете? (Меркурий, Венера…). На карте солнечной системы вы видите Луну. Луна – естественный спутник Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На ее поверхности есть горы, равнины и множество кратеров – следы от падения метеоритов.
Вы помните мультфильм про Лунтика? Почему у Лунтика такое имя? Где его дом? (Он живет на Луне). Сегодня он прилетел к нам! Посмотрите на него! (слайд с изображением Лунтика). На нашей планете Земля у него много друзей, и он надеется, что и вы станете его друзьями. Вы хотите подружиться с Лунтиком? (Да). Лунтик очень веселый, активный и внимательный.
3. Лексико-грамматические игры. Упражнения на развитие познавательных процессов
Психолог: Давайте покажем Лунтику, какие мы внимательные.
Игра на внимание «Ракета, звёзды и Земля». Дети выполняют движения по сигналу педагога: Земля - приседают, ракета - руки вверх, звезда - руки в стороны, ноги на ширине плеч.
Логопед: Лунтик приготовил вам загадки о космосе, отгадайте их! (презентация «Загадки о космосе».
Логопед: Покажите Лунтику, как вы умеете считать.
Игра «Сосчитай до пяти» (на слайде появляются изображения)
Одно созвездие — два созвездия,
Один искусственный спутник — ...
Один мощный телескоп — ...
Одна далекая планета —...
Логопед: Поиграем в игру «Измени слово».
Игра «Измени слово»
Солнце — солнечный Космос —..
Спутник —... Земля —...
Звезда —... Луна —...
Психолог: Лунтик предлагает поиграть в игру «Что изменилось?» Запомните картинки.
Игра «Что изменилось, чего не стало».
На слайде появляются изображения в последовательности:
Земля, ракета, космонавт, метеорит.
Далее дети закрывают глаза. Происходят изменения:
- Земля, метеорит, космонавт, ракета
- космонавт, ракета, метеорит
- Земля, метеорит, Луна, ракета
Логопед: Следующая игра с мячом «Скажи наоборот». Вставайте в круг.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
День - … ночь Взлетать - приземляться.
Прилететь - ... улететь Светят - … гаснут
Далеко - ... близко Высоко - … низко
Темно - ... светло Тихо - ... громко
Холодно - … тепло Быстро - … медленно
Ярко - … тускло Грязно - …чисто
Психолог: Отгадай, что на нашей планете инопланетяне назвали бы:
Игра «Объясни словечко»
рисоварь (карандаш); дилибомчик (колокольчик); варюля (кастрюля); уколка (иголка);
зубохват (крокодил); копалка (лопата); седушка (стул); светилка (лампа); подметалка (метла); леталка (самолет).
Психолог: А теперь ребята давайте разделимся на две команды и покажем Лунтику какой бывает космический транспорт. Вам нужно собрать разрезанную картинку. Кто быстрее?
Игра «Разрезные картинки».
Разрезные картинки: ракета, тарелка летающая.
Логопед: Упражнение «Найди отличия».
Ребята найдите отличия между двумя картинками, назовите их.
Детям предлагается найти отличия между двумя картинками и назвать их. Изображение на слайде.
4. Физминутка. Координация речи с движением.
Логопед: Звездочёт – это друг Лунтика. Он придумал стишок про него. Послушайте слова и выполните движения.
Упражнение «Звездочет».
На луне жил звездочёт —                          («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт:                          (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз,                                           (Описать круг руками)
Венера-два-с,                                              (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс,                    (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,         (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун,               (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон,             (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон!                    (Развести руки в стороны)
5. Развитие фонематической стороны речи. Упражнения на развитие познавательных процессов.
Игра «Какое слово отличается от других?»
Астроном, астроном, гастроном, астроном.
Логопед: Кто такой астроном? Что такое гастроном?
Спутник, путник, спутник, спутник.
Логопед: Что такое спутник? Кто такой путник?
Упражнение «Хлопушка».
Логопед: Поиграй с Лунтиком в игру «Хлопушка». Хлопайте в ладошки только на звук [с]:
а, с, ц, з, с, й, т, ут, ус, ац, ос. Соня, Алеша, Саша, Максим, Маша.
Упражнение «Выбери картинки».
Логопед: Давайте выберем для Лунтика только те картинки, в названии которых есть звук [с]:
Картинки: космос, телескоп, спутник, звезда, комета.
6. Релаксация. Рефлексия.
Психолог: Земля – это единственная известная нам обитаемая планета! Здесь существуют благоприятные для жизни условия. Есть вода для питья и воздух для дыхания. Земля – не слишком горячая и не слишком холодная. Поэтому и называют Землю – планетой жизни!
Земля нам всех планет родней! Ведь мы с тобой живём на ней,
И любим мы её просторы, её леса, моря и горы.
Все устали. Тишина.
Отдыхать уже пора.
Дети расслабляются под звучание спокойной космической музыки.
Логопед: О чем мы сегодня говорили? Какие игры понравились играть с Лунтиком? Хотели ли в будущем стать космонавтами и побывать в космосе? Лунтик приготовил вам сюрприз - оставил для вас звездочки и картинки. Детям раздаются звездочки - медали и картинки-раскраски. Поблагодарим Лунтика и попрощаемся с ним.


Авторы: Посягина Наталья Ивановна, учитель-логопед и Путилова Ольга Александровна, педагог-психолог МБДОУ "Добрянский детский сад №21" (Пермский край)
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012)
Просмотров: 939
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]