Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Нарушения речи можно исправить только при систематической работе. Во многих дошкольных учреждениях России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению. В нашем дошкольном учреждении в настоящее время создан лишь логопедический пункт, где детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную помощь в развитии всех компонентов языковой системы. В нашем ДОУ на логопедический пункт ежегодно зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с нарушениями звукопроизношения. У большинства детей помимо нарушения произношения наблюдается также недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи. Около 70-80% детей имеют нарушение всех компонентов речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт показывает, что низкий уровень физической подготовленности имеют около 60-70% детей. Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве. Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, С.О.Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада, что непосредственно будет влиять на подготовку к овладению школьными предметами. Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка. Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии «Радуга здоровья». Системообразующей единицей работы является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей. Работа студии рассчитана на учебный год (подготовительная к школе группа), включает 32 занятия. Начало курса занятий – 3 неделя сентября. Интегрированное занятие продолжительностью 30-35 минут проводится 1 раз в неделю в спортивном зале совместно логопедом и инструктором по физической культуре. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения. Выделено 7 этапов занятия (соответствует 7 дорожкам радуги): 1) вводная беседа и разминка. 2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия; 3) упражнения на развитие координации речи с движением; 4) лексико-грамматические игры; 5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков; 6) подвижные и малоподвижные игры; 7) релаксация. Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом отношении. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала. В целях глубокого изучения развития каждого ребёнка разработан и проведён мониторинг коррекционной работы (пятиуровневая система). Его результаты показали, что у детей наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика). Система работы коррекционной студии «Радуга здоровья» по данным мониторинга утверждена педагогическим советом и входит в образовательную программу ДОУ в раздел «Содержание коррекционной работы». Данная система углублённой работы с детьми, имеющими нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы может использоваться в коррекционных и массовых садах всех типов, а также при соответствующей адаптации применяться родителями с детьми, не посещающими детские учреждения. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы педагогами как физкультминутки или как части других занятий и в индивидуальной работе с детьми. Календарный план интегрированных физкультурно-речевых занятий.
Конспект интегрированного занятия «Подводное царство». Занятие «Подводное царство». Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью. Задачи: Познавательные: - уточнять и обобщать знания детей о подводном мире; - закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать; Коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»; - совершенствовать навыки словообразования; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; - развивать фонематическое восприятие; - совершенствовать навыки связной речи; - учить согласовывать речь с движениями; - развивать общую и мелкую моторики; - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; - развивать выразительность речи и выразительность движений; - развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: - воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; - воспитывать толерантное отношение к ответам детей; - формировать умение работать и играть в коллективе. Оборудование: мягкий модуль, скамейки для «подводной лодки»; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы, краба и других морских обитателей; голубое полотно с изображением моря, пальма, жёлтая ткань, зелёные ленты (водоросли); маски акулы и морских обитателей; массажный мячик; ленты на палочках и мячи-фитболы на каждого ребёнка; аудиопособия «Театральные шумы» («Море») и «Ритмическая мозаика» («Аквариум» К. Сен-Санс) А.И. Бурениной, «Десять мышек» («Краб») и «Колыбельные» Е. Железновой. Ход занятия: Организационный момент. Логопед: Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом. Коммуникативная игра «Здравствуй!» Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз. 1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА. Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Что такое море? (Море – это огромный водоём). Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. На наших занятиях мы с вами еще никогда не видели подводный мир и его обитателей. И сейчас предлагаем вам отправиться в увлекательное подводное путешествие. Хотите отправиться в удивительное подводное царство? Инструктор по физ.культуре: Ребята, до моря ещё нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь. Разминка. Ходьба гимнастическим шагом (ровная дорожка). Ходьба на носках, руки вверх (по горячему песочку). Ходьба на пятках, руки за спиной (каменистая дорожка). Бег змейкой (извилистая дорожка). Ходьба с высоким подниманием коленей (высокая трава). Лёгкий бег (под горку). Ходьба (ровная дорожка). - Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Звучит фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом. Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох). Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. 2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. Логопед: Приглашаю вас занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит). Артикуляционная и дыхательная гимнастика. «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта. «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен. - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же ...(дельфин). «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты). - Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты. «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове». Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек. 3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ. Инструктор по физ.культуре: Ребята, приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Лодка всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове? (Дети отвечают, что увидели пальму и кота на ней). Давайте споём для кота песенку. Игра «Море – суша». Море Волнообразные движения руками. А на море – суша Руки кольцом перед собой. А на суше пальма Кисти прижаты основаниями, пальцы растопырены. А на пальме кот Показ «ушек кота». Он сидит Ручки полочкой. И видит… Показ «бинокля». Далее игра повторяется в убыстренном темпе. Логопед: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом). - Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы). Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). - Чем питается акула? (рыбами, морскими животными). Акулы могут напасть на человека? (да). Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. - Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет. У человека нет жабр). Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы). Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. - Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это? (Рыба). 4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ. Логопед: Давайте поиграем с рыбкой. Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы. Упражнение «Вопросы - ответы». Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку. Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост). Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко). Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости). Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки). Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза). Игра «Без чего не бывает рыбы?». - Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта…)». - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Ребята, кто же это катится по морскому дну? (Показ массажного мячика). Да это же морской ёж. Как можно назвать ёжика ласково? (ёжик, ёжичек…). Поиграем с ёжиком? Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком). Логопед, называя слово, бросает ребёнку массажный мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково. Медуза – медузочка, медузонька. Рыба – рыбка, рыбонька…. Черепаха – черепашка. Акула – акулочка. Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек. Плавник – плавничок. Хвост – хвостик… Песок – песочек. Камень – камешек. - Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём к тому месту, где оставили лодку, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность. Ребята, я снова заметила нашего знакомого дельфина. А что вы знаете про дельфинов? (Дети отвечают). 5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ. Инструктор по физ.культуре: Я думаю, что дельфин хочет, чтобы мы с ним поиграли. Давайте снова выйдем из лодки и поиграем, как дельфины. Они очень любят играть с мячом, прятаться в водорослях. «Дельфины играют» Поднять мяч-фитбол над головой («вынырнули») и присесть за ним («спрятались»). Повтор 3-4 раза. «Дельфины качаются на волнах». Сесть на мяч-фитбол, развести руки в стороны, покачаться вправо-влево (6-8 раз), на выдохе произнося звуки «ш-ш-ш» («Море шумит»), «а-а-а» («Чайки кричат»). «Дельфины плывут». Лечь животом на мяч-фитбол, ноги вытянуть прямо, а руки поочередно вытягивать вперёд. Качаться вперёд – назад. «Водоросли». Лентами, закрепленными к палочкам, рисовать «змейку» и «серпантин» обеими руками поочерёдно. 6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. Инструктор по физ.культуре: Хорошо мы с вами поиграли с дельфинами. А вы помните, что на этой глубине плавают акулы? Давайте поиграем в игру. Подвижная игра «Берегись, акула!» Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 м., образуют круг. Это море. Один из играющих, выбранный водящим, изображает акулу и находится вне круга. Остальные участники игры – морские коньки, дельфины, разные рыбы, они «плавают» (бегают внутри круга) под музыку (звучит фонограмма «Аквариум» К. Сен-Санс). По сигналу педагога «Берегись, акула!» акула быстро «выплывает в море», стараясь поймать морских обитателей, которые спешат спрятаться за водоросли и кораллы (за кем-нибудь из стоящих по кругу). «Акула» ловит игроков, которые не успели спрятаться, и уводит их к себе в дом. Подсчитывается число пойманных «акулой» морских обитателей. Затем выбирается новая «акула» и игра повторяется. Игра малой подвижности (пальчиковая гимнастика). Логопед: Нам пора возвращаться на берег моря. Идём к подводной лодке и занимаем свои места. Лодка всплывает. Скажите, вам понравилось подводное царство? (Дети отвечают). Мы приближаемся к берегу. - Вот и выбрались мы на берег моря, под нашими ногами жёлтый песочек. Посмотрите, ребята, перед нами пальма. Кто же сидит под ней? (Краб). Давайте споём про краба песенку. Упражнение «Краб». (Звучит фонограмма игры «Краб» из аудиопособия «Десять мышек» Е. Железнова). Ветер дует, задувает, Движение руками влево-вправо. пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и раскачиваются, пальцы растопырены (крона). А под пальмой краб сидит Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни) и клешнями шевелит – 2 р. и шевелят ими. Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, разведены в стороны. Дети "машут" ими в воздухе. и за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют волнообразные движения. А под пальмой… Под водой на глубине Руки опущены вниз и разведены в стороны. крокодил лежит на дне – 2 р. Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают- закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения. А под пальмой... 7. РЕЛАКСАЦИЯ. Логопед: На берегу моря теплый желтый песок. Здесь нам приятно будет отдохнуть, полежать, позагорать. Релаксация «Сон на берегу моря». Дети ложатся на спину, закрывают глаза. Логопед под звучание спокойной музыки (аудиопособие «Колыбельные») негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза. Дети открывают глаза, встают. - Будем глазки открывать, просыпаться и вставать. Итог. Оценка работы детей. Логопед: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли… В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали. Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша. Список использованной и рекомендуемой литературы: Железнова Е.С. Аудиопособия: «Десять мышек», «Колыбельные». Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006. Авторы: Посягина Наталья Ивановна, учитель-логопед и Меркурьева Ольга Борисовна, инструктор по физ.культуре. МБДОУ "Добрянский детский сад №21" (Пермский край)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2205 |
Всего комментариев: 0 | |