Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

"Кровь. Органы кровообращения".
Окружающий мир

3 класс

Тема. "Кровь, органы кровообращения”

Оборудование:

кроссворд "Скелет”,
таблицы "Скелет”, "Органы кровообращения”,
открытки "Лекарственные растения” (сосна, дуб, рябина, вишня, кровохлебка, малина, земляника, черника, шиповник, орешник).

Ход урока

Учитель. Наш урок мы начнем с повторения ранее изученных тем. Шесть человек на местах работают по карточкам, а остальные – вместе со мной. Нам предстоит отгадать кроссворд.

Кроссворд решают по плакату, на котором цифрами отмечены нужные части скелета.

– А теперь найдите и прочитайте слово по горизонтали.

Дети. Скелет.

У. Переходим к следующей части урока – объяснению новой темы.

Исполняется сценка.

Сын. Мам! Мы сегодня в "Короля и принцессу” играли. Я королем был, а принцессой Дашу выбрать хотели. А тут Аленка подлетела и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю: "Докажи!” А она: "Пусть твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Мам, может, у нее и правда кровь голубая?

Мама. Нет, голубая кровь только у раков бывает, а у человека – красная. Но раньше считалось, что у людей богатых – князей и королей – кровь голубая. Это преданье пошло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели темный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками. Однако бедны мы или богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная.

Сын. А почему же тогда у нас жилки голубые?

У. Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит совершить путешествие.

От главного порта "Сердце” к маленьким пристаням "Левый мизинец” и "Правый мизинец” течет река с красивым греческим названием "Артерия”. А в обратном направлении – от портов "Левый мизинец” и "Правый мизинец” к порту "Сердце” – течет другая река с не менее красивым названием "Вена”. По этим рекам течет не простая вода, а живая. Помните, как в сказке?.. Прибежал серый волк, принес в зубах хрустальную бутылочку с живой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича, все раны на нем затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: "Как долго я спал!”

А кто догадался, как называется эта живая вода?

Д. Кровь.

У. Правильно. А теперь представим себя будущими капитанами, откроем наши бортовые журналы, запишем число и тему.

Дети записывают в тетради тему урока.

– Как в каждой путевке принято указывать маршрут, так и мы укажем путь нашего следования. Кто запомнил, как называется порт, из которого мы начнем свое путешествие?

Д. Сердце.

Дети записывают в тетради: сердце.

У. А как называются реки, по которым пройдет наше путешествие?

Д. Артерия и Вена.

Дети записывают в тетради: артерия, вена.

У. Пора в путь. А совершить наше путешествие нам поможет книга Георгия Юдина "Главное чудо света”.

Учитель зачитывает отрывок из книги и показывает путь крови по плакату.

Итак, от пристани Сердце со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам артерии. Трубы артерии гибкие и эластичные. Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка – самая толстая часть трубы. Потом от пристани Пупок артерия расходится на две трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков – десятки миллионов невидимых без микроскопа, тонюсеньких родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук, сложенные вместе, будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получится паутинка, которой можно два с половиной раза обмотать наш земной шар! Они, как корни деревьев, трав, кустарников, оплели все наше тело. Поэтому, где бы мы с вами ни укололись, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь. А может, кто-нибудь знает, как называются эти роднички?

Д. Капилляры.

Дети записывают в тетради: капилляры.

У. Правильно. А в самой крови-то что делается? По нашей реке плывет целая флотилия, состоящая из красных, белых и фиолетовых корабликов. Больше всего красных корабликов. Это от них наша кровь красная.

А теперь выполним практическую работу № 1.

Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепешка с вдавленными краями.

Дети выполняют задание.

– Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке Артерии. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее, обменом. И менялись они на наш, человеческий, взгляд странно. Представьте себе, что я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы мне взамен – корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные корабли привозят из далекой страны Легкие ценный груз – кислород, – который отдают клеточкам, а взамен получают углекислый газ и отработанные вещества. Без этого странного обмена мы не прожили бы и пяти минут. Эти красные кораблики называются эритроцитами.

Дети записывают в тетради: эритроциты.

– Кроме красных корабликов существуют еще и белые. Для того чтобы с ними познакомиться, выполним практическую работу № 2. Из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

Дети выполняют задание.

– Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же через ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать все вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные корабли. Они собираются к месту пореза (учитель собирает белые шарики), где микробы успели погубить множество торговых кораблей. Белые корабли обхватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти кораблики называются лейкоцитами.

Дети записывают в тетради: лейкоциты.

– Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе массами. Миллионы их мертвых тел образуют гной.

Дети записывают в тетради: гной – погибшие лейкоциты.

– Пираты разгромлены, но в наших корабликах образовались пробоины. Чтобы их заделать, существуют фиолетовые кораблики.

Выполним практическую работу № 3.

Сначала слепите фиолетовые шарики – кораблики.

Дети выполняют задание.

– Фиолетовые кораблики свертывают кровь и не дают ей вытечь. 
А называются они тромбоциты.

Дети записывают в тетради: тромбоциты свертывают кровь.

– А теперь я попрошу наш дежурный пост рассказать о том, как оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Д. При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены капилляры. Такое кровотечение остановить легко. Но как поступить, если повреждены крупные сосуды?

В этом случае края следует обработать йодом. Перевязать рану чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, так как от движения работа сердца увеличивается и кровь начинает идти сильнее.

При сильных кровотечениях выше раны накладывают жгут. Но больше полутора часов его оставлять нельзя, так как может наступить паралич и даже омертвение тканей частей тела.

У. Скажите, а как поступить, если под руками нет йода и бинта?

Д. Надо приложить подорожник (чистый). А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс.

В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения. Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки. При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни. А если пошла кровь из носа, достаточно нескольких капель лимона, чтобы остановить ее. А одна из трав так и называется – "кровохлебка” – и применяется она в китайской и тибетской медицине как кровоостанавливающее.

А еще есть такая болезнь – малокровие. При ее симптомах рекомендуют плоды малины, земляники, шиповника, черники, орешника.

У. Часто получается так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Кто ему поможет?

Д. Донор, в переводе с греческого – "даритель”. Он дарит человеку жизнь. В указанный день люди приходят сдавать свою кровь. Берут ее такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. Те люди, которые неоднократно сдавали кровь, имеют значок "Почетный донор”.

Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать при операции или для изготовления некоторых лекарств.

Дети записывают в тетради: донор – человек, сдающий кровь.

– А можно ли человеку перелить кровь животного?

У. В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом красные "кораблики” животных погибали в нашей крови и человек умирал. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на четыре группы. Но не как в детском саду: на младшую, среднюю, старшую и подготовительную. Группа не зависит от возраста. Кровь 1-й группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4-й группы – только человеку с 4-й группой крови.

У нас остался невыясненным один вопрос: почему на рисунках реки изображают синим и красным цветами?

Чтобы ответить на этот вопрос, дети работают с учебником.

После того как найден ответ на вопрос, дети записывают в тетрадях.

Артерия – алая – кислород.

Вена – темно-красная – углекислый газ.

– Наше путешествие подошло к концу. Пора сдавать экзамен на звание капитанов, то есть вы должны ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Как называется главный порт?
2. Что такое "живая вода”?
3. По каким рекам течет "живая вода”?
4. Где происходит обмен кислорода на углекислый газ?
5. Как называются белые, красные и фиолетовые корабли нашего тела?

– Молодцы! Вы достойно справились с заданием, и вам присваивается звание настоящих капитанов.

А теперь запишите домашнее задание. Ответьте на вопрос: по улицам какого города течет кровь?


Автор: Бондаренко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №18 г. Пензы
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012)
Просмотров: 632
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]