Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
"Кровь. Органы кровообращения".
Окружающий мир 3 класс Тема. "Кровь, органы кровообращения” Оборудование: кроссворд "Скелет”, таблицы "Скелет”, "Органы кровообращения”, открытки "Лекарственные растения” (сосна, дуб, рябина, вишня, кровохлебка, малина, земляника, черника, шиповник, орешник). Ход урока Учитель. Наш урок мы начнем с повторения ранее изученных тем. Шесть человек на местах работают по карточкам, а остальные – вместе со мной. Нам предстоит отгадать кроссворд. Кроссворд решают по плакату, на котором цифрами отмечены нужные части скелета. – А теперь найдите и прочитайте слово по горизонтали. Дети. Скелет. У. Переходим к следующей части урока – объяснению новой темы. Исполняется сценка. Сын. Мам! Мы сегодня в "Короля и принцессу” играли. Я королем был, а принцессой Дашу выбрать хотели. А тут Аленка подлетела и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю: "Докажи!” А она: "Пусть твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Мам, может, у нее и правда кровь голубая? Мама. Нет, голубая кровь только у раков бывает, а у человека – красная. Но раньше считалось, что у людей богатых – князей и королей – кровь голубая. Это преданье пошло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели темный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками. Однако бедны мы или богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная. Сын. А почему же тогда у нас жилки голубые? У. Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит совершить путешествие. От главного порта "Сердце” к маленьким пристаням "Левый мизинец” и "Правый мизинец” течет река с красивым греческим названием "Артерия”. А в обратном направлении – от портов "Левый мизинец” и "Правый мизинец” к порту "Сердце” – течет другая река с не менее красивым названием "Вена”. По этим рекам течет не простая вода, а живая. Помните, как в сказке?.. Прибежал серый волк, принес в зубах хрустальную бутылочку с живой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича, все раны на нем затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: "Как долго я спал!” А кто догадался, как называется эта живая вода? Д. Кровь. У. Правильно. А теперь представим себя будущими капитанами, откроем наши бортовые журналы, запишем число и тему. Дети записывают в тетради тему урока. – Как в каждой путевке принято указывать маршрут, так и мы укажем путь нашего следования. Кто запомнил, как называется порт, из которого мы начнем свое путешествие? Д. Сердце. Дети записывают в тетради: сердце. У. А как называются реки, по которым пройдет наше путешествие? Д. Артерия и Вена. Дети записывают в тетради: артерия, вена. У. Пора в путь. А совершить наше путешествие нам поможет книга Георгия Юдина "Главное чудо света”. Учитель зачитывает отрывок из книги и показывает путь крови по плакату. Итак, от пристани Сердце со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам артерии. Трубы артерии гибкие и эластичные. Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка – самая толстая часть трубы. Потом от пристани Пупок артерия расходится на две трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков – десятки миллионов невидимых без микроскопа, тонюсеньких родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук, сложенные вместе, будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получится паутинка, которой можно два с половиной раза обмотать наш земной шар! Они, как корни деревьев, трав, кустарников, оплели все наше тело. Поэтому, где бы мы с вами ни укололись, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь. А может, кто-нибудь знает, как называются эти роднички? Д. Капилляры. Дети записывают в тетради: капилляры. У. Правильно. А в самой крови-то что делается? По нашей реке плывет целая флотилия, состоящая из красных, белых и фиолетовых корабликов. Больше всего красных корабликов. Это от них наша кровь красная. А теперь выполним практическую работу № 1. Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепешка с вдавленными краями. Дети выполняют задание. – Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке Артерии. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее, обменом. И менялись они на наш, человеческий, взгляд странно. Представьте себе, что я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы мне взамен – корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные корабли привозят из далекой страны Легкие ценный груз – кислород, – который отдают клеточкам, а взамен получают углекислый газ и отработанные вещества. Без этого странного обмена мы не прожили бы и пяти минут. Эти красные кораблики называются эритроцитами. Дети записывают в тетради: эритроциты. – Кроме красных корабликов существуют еще и белые. Для того чтобы с ними познакомиться, выполним практическую работу № 2. Из белого пластилина скатайте небольшие шарики. Дети выполняют задание. – Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же через ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать все вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные корабли. Они собираются к месту пореза (учитель собирает белые шарики), где микробы успели погубить множество торговых кораблей. Белые корабли обхватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти кораблики называются лейкоцитами. Дети записывают в тетради: лейкоциты. – Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе массами. Миллионы их мертвых тел образуют гной. Дети записывают в тетради: гной – погибшие лейкоциты. – Пираты разгромлены, но в наших корабликах образовались пробоины. Чтобы их заделать, существуют фиолетовые кораблики. Выполним практическую работу № 3. Сначала слепите фиолетовые шарики – кораблики. Дети выполняют задание. – Фиолетовые кораблики свертывают кровь и не дают ей вытечь. А называются они тромбоциты. Дети записывают в тетради: тромбоциты свертывают кровь. – А теперь я попрошу наш дежурный пост рассказать о том, как оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях. Д. При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены капилляры. Такое кровотечение остановить легко. Но как поступить, если повреждены крупные сосуды? В этом случае края следует обработать йодом. Перевязать рану чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, так как от движения работа сердца увеличивается и кровь начинает идти сильнее. При сильных кровотечениях выше раны накладывают жгут. Но больше полутора часов его оставлять нельзя, так как может наступить паралич и даже омертвение тканей частей тела. У. Скажите, а как поступить, если под руками нет йода и бинта? Д. Надо приложить подорожник (чистый). А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс. В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения. Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки. При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни. А если пошла кровь из носа, достаточно нескольких капель лимона, чтобы остановить ее. А одна из трав так и называется – "кровохлебка” – и применяется она в китайской и тибетской медицине как кровоостанавливающее. А еще есть такая болезнь – малокровие. При ее симптомах рекомендуют плоды малины, земляники, шиповника, черники, орешника. У. Часто получается так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Кто ему поможет? Д. Донор, в переводе с греческого – "даритель”. Он дарит человеку жизнь. В указанный день люди приходят сдавать свою кровь. Берут ее такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается. Те люди, которые неоднократно сдавали кровь, имеют значок "Почетный донор”. Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать при операции или для изготовления некоторых лекарств. Дети записывают в тетради: донор – человек, сдающий кровь. – А можно ли человеку перелить кровь животного? У. В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом красные "кораблики” животных погибали в нашей крови и человек умирал. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на четыре группы. Но не как в детском саду: на младшую, среднюю, старшую и подготовительную. Группа не зависит от возраста. Кровь 1-й группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4-й группы – только человеку с 4-й группой крови. У нас остался невыясненным один вопрос: почему на рисунках реки изображают синим и красным цветами? Чтобы ответить на этот вопрос, дети работают с учебником. После того как найден ответ на вопрос, дети записывают в тетрадях. Артерия – алая – кислород. Вена – темно-красная – углекислый газ. – Наше путешествие подошло к концу. Пора сдавать экзамен на звание капитанов, то есть вы должны ответить на вопросы. Вопросы: 1. Как называется главный порт? 2. Что такое "живая вода”? 3. По каким рекам течет "живая вода”? 4. Где происходит обмен кислорода на углекислый газ? 5. Как называются белые, красные и фиолетовые корабли нашего тела? – Молодцы! Вы достойно справились с заданием, и вам присваивается звание настоящих капитанов. А теперь запишите домашнее задание. Ответьте на вопрос: по улицам какого города течет кровь? Автор: Бондаренко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №18 г. Пензы
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012) | |
Просмотров: 632 |
Всего комментариев: 0 | |