Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом»
Тип проекта:

по доминирующей деятельности  - познавательно - речевой;  
                          
по содержанию – педагогический;  
                                                                     
по контингенту участников – родители, дети средней группы, учитель - логопед, воспитатель;  
                                                                            
по времени – краткосрочный 

(с 01.06.12г. по 30.06.12г.)
                     
Актуальность проблемы.  

Природа - это неоценимое богатство для  интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.   Впечатления  от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
    
В возрасте 4 - 5 лет ребёнок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.
        
Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет  на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
        
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому педагоги детского сада и родители должны серьёзно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, взрослым следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. 
   
Работа с родителями в летний период обладает определённой спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в отпуск: кто – то проведёт солнечное лето за городом, на даче. А кто – то останется в городе. Информация о том, как развивать ребёнка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.
   
Вслушиваясь в речь 4-5 - летних детей, посещающих наш детский сад, видно насколько недостаточны их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для  передачи смысла знакомой сказки, рассказа. 
  
Наш  детский сад новый и  работает всего полгода.  Дети, поступившие к нам, ранее не были организованы. В процессе анкетирования выяснилось, что в большинстве случаев не все родители знают возрастные особенности развития речи своих детей и мало уделяют внимания их речевому развитию. Многие родители часто не задумываются над этим вопросом. Непонимание важности развития речи детей, недостаточная компетентность – основные причины создавшейся ситуации. 
   
В связи с этим возникла необходимость создания и реализации данного проекта. 


Концептуальная часть.  

Цель: Обогащение речи ребёнка в процессе познания природы, формирование интереса к явлениям природы.

Задачи проекта: 

-формировать интерес дошкольников к природе;
-расширить и углубить знания детей о природе;
-расширить и активизировать словарь детей с опорой на активное познание детьми  природы; 
-способствовать мотивации к исследовательской деятельности; 
-формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте;
-наметить основные направления по развитию связной речи детей в процессе совместной работы воспитателя, учителя – логопеда и родителей;
        
Исходя из цели и поставленных задач, была сформулирована гипотеза: развитие  речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой в летний период будет значительно успешнее и эффективнее в результате системного, целенаправленного педагогического воздействия и совместной работы логопеда, воспитателей и родителей.
Предполагаемый результат.

Проект будет способствовать:

обогащению и расширению представлений у детей о природе летом;
значительному  улучшению показателей развития речи по основным критериям  (активизация словарного запаса  детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение).
заинтересованности  родителей в общении с ребенком  для его успешного речевого развития;
повышению уровня педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.

Предмет проектирования: 

Развивающее речевое взаимодействие детей, педагогов и родителей  при ознакомлении с окружающей природой, способствующее  речевому развитию детей среднего дошкольного возраста. 
Формы и методы работы с детьми:
сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях;
развивающие прогулки и экскурсии;
проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней;
познавательно – исследовательская деятельность;
наблюдение за объектами живой и неживой природы;
песочная терапия;
игровая деятельность;
логопедическая ритмика;
сюжетно - ролевая игра;
чтение книг и просмотр видеофильма о природе летом;
самостоятельная детская деятельность.

Формы и методы работы с педагогами:

консультация «Методы работы по обучению детей сочинению сказок с использованием природного материала»;
рекомендации педагогам  по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с природой;
семинар – практикум «Оборудование для  игр с ветром, песком, водой»;
картотека дидактических игр и упражнений с природным материалом – песком.
организация целевых прогулок и экскурсий совместно с родителями;
организация исследовательско – экспериментальной работы с детьми.

  Формы и методы работы с родителями:

1. Диагностика (анкетирование входящее и заключительное)
2. Беседы с родителями об актуальности данной проблемы.
3. Экскурсия к реке (с группой детей).
4. Домашнее задание: экскурсия в лес (парк) со своим ребёнком в свободное время.
5. Просветительская работа:
консультация «Досуг с ребёнком на природе»,
оформление  буклетов «Игры с детьми на отдыхе в летний период»;
оформление папки – передвижки «Секреты безопасного отпуска»



Литература

1.  М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения детей в  детском  саду. Москва.   Мозаика-Синтез. 2005г.
2.  С.Н.Николаева. Программа  «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
3.  Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» М.: Карапуз-Дидактика.2005г.
4.  М.А.Поваляева. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону.    Феникс   2002
5.  О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера.    Москва  2008г.
6.  Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб: Издательство «Речь», 2000\7. – 340 с.: ил.


Автор: Короткова Ольга Александровна, логопед МБОУ "СОШ № 7" Томской области г.Колпашево
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012)
Просмотров: 1370 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
лена
Ольга Александровна грамотная работа. Все продумано. мне очень понравилось.Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]