Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом»
Тип проекта: • по доминирующей деятельности - познавательно - речевой; • по содержанию – педагогический; • по контингенту участников – родители, дети средней группы, учитель - логопед, воспитатель; • по времени – краткосрочный (с 01.06.12г. по 30.06.12г.) Актуальность проблемы. Природа - это неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. В возрасте 4 - 5 лет ребёнок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям. Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому педагоги детского сада и родители должны серьёзно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, взрослым следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Работа с родителями в летний период обладает определённой спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в отпуск: кто – то проведёт солнечное лето за городом, на даче. А кто – то останется в городе. Информация о том, как развивать ребёнка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Вслушиваясь в речь 4-5 - летних детей, посещающих наш детский сад, видно насколько недостаточны их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Наш детский сад новый и работает всего полгода. Дети, поступившие к нам, ранее не были организованы. В процессе анкетирования выяснилось, что в большинстве случаев не все родители знают возрастные особенности развития речи своих детей и мало уделяют внимания их речевому развитию. Многие родители часто не задумываются над этим вопросом. Непонимание важности развития речи детей, недостаточная компетентность – основные причины создавшейся ситуации. В связи с этим возникла необходимость создания и реализации данного проекта. Концептуальная часть. Цель: Обогащение речи ребёнка в процессе познания природы, формирование интереса к явлениям природы. Задачи проекта: -формировать интерес дошкольников к природе; -расширить и углубить знания детей о природе; -расширить и активизировать словарь детей с опорой на активное познание детьми природы; -способствовать мотивации к исследовательской деятельности; -формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте; -наметить основные направления по развитию связной речи детей в процессе совместной работы воспитателя, учителя – логопеда и родителей; Исходя из цели и поставленных задач, была сформулирована гипотеза: развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой в летний период будет значительно успешнее и эффективнее в результате системного, целенаправленного педагогического воздействия и совместной работы логопеда, воспитателей и родителей. Предполагаемый результат. Проект будет способствовать: • обогащению и расширению представлений у детей о природе летом; • значительному улучшению показателей развития речи по основным критериям (активизация словарного запаса детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение). • заинтересованности родителей в общении с ребенком для его успешного речевого развития; • повышению уровня педагогической компетентности родителей в развитии речи детей. Предмет проектирования: Развивающее речевое взаимодействие детей, педагогов и родителей при ознакомлении с окружающей природой, способствующее речевому развитию детей среднего дошкольного возраста. Формы и методы работы с детьми: • сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях; • развивающие прогулки и экскурсии; • проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней; • познавательно – исследовательская деятельность; • наблюдение за объектами живой и неживой природы; • песочная терапия; • игровая деятельность; • логопедическая ритмика; • сюжетно - ролевая игра; • чтение книг и просмотр видеофильма о природе летом; • самостоятельная детская деятельность. Формы и методы работы с педагогами: • консультация «Методы работы по обучению детей сочинению сказок с использованием природного материала»; • рекомендации педагогам по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с природой; • семинар – практикум «Оборудование для игр с ветром, песком, водой»; • картотека дидактических игр и упражнений с природным материалом – песком. • организация целевых прогулок и экскурсий совместно с родителями; • организация исследовательско – экспериментальной работы с детьми. Формы и методы работы с родителями: 1. Диагностика (анкетирование входящее и заключительное) 2. Беседы с родителями об актуальности данной проблемы. 3. Экскурсия к реке (с группой детей). 4. Домашнее задание: экскурсия в лес (парк) со своим ребёнком в свободное время. 5. Просветительская работа: • консультация «Досуг с ребёнком на природе», • оформление буклетов «Игры с детьми на отдыхе в летний период»; • оформление папки – передвижки «Секреты безопасного отпуска» Литература 1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2005г. 2. С.Н.Николаева. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г. 3. Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» М.: Карапуз-Дидактика.2005г. 4. М.А.Поваляева. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону. Феникс 2002 5. О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г. 6. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб: Издательство «Речь», 2000\7. – 340 с.: ил. Автор: Короткова Ольга Александровна, логопед МБОУ "СОШ № 7" Томской области г.Колпашево | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012) | |
Просмотров: 1370 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |