Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Педагогический совет "Роль детской книги в речевом развитии детей"
План педсовета: вступительное слово ведущего; обсуждение заранее подготовленных воспитателями высказываний ученых, педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка; деловая игра "Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой"; Обсуждение проведенного конкурса "Оформи книжный уголок"; Памятка по оформлению книжных уголков обсуждение выставки « Моя любимая книжка» Памятка «Как читать детям» Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей Использование приёмов Триз в работе со сказкой Работа в творческих группах « Изготовление книги для детей» Ход педсовета: Вступительное слово о значении детской книги в развитии дошкольников Ведущий: Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Обсуждение высказываний ученых-педагогов о роли книги в речевом развитии ребенка Ведущий: Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Вам необходимо было подготовить высказывания наших ученых-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их и обсудить. великие писатели и ученые о книге и чтении: 1. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» Константин Георгиевич Паустовский. 2. «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего». Максим Горький. 3. «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Владимир Даль. 4. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством к миру, к человеку». Максим Горький. 5. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». Федор Михайлович Достоевский. 6. Николай Александрович Морозова: «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». 7. Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге. Ричард Бах 8. «Искусство читать — это искусство мыслить с некоторой помощью другого». Эмиль Фаге, французский критик и историк литературы 9. «Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать». Теодор Паркер, американский политик 10. «Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Бэкон Фрэнсис, английский философ 11. «Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» Марк Туллий Цицерон, древнеримский политик и философ, блестящий оратор 12. Книга — орудие труда. Но не только. Она приобщает людей к жизни и борьбе других людей, дает возможность понимать их переживания, их мысли, их стремления; она дает возможность сравнивать, разбираться в окружающем и преобразовать его. Струмилин Станислав Густавович (экономист). 13. Книга — сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далеких и темных дорогах жизни. Упит Андрей Мартынович (латышский писатель) Деловая игра Методы и приемы ознакомления детей с литературой
Обсуждение выставки «Моя любимая книжка» Памятка по оформлению книжных уголков На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста «Программой воспитания и обучения в детском саду», так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые с яркими иллюстрациями и зачитанные, но аккуратно подклеенные. В младших группах в уголке должны быть книжки-малышки, книжки-потешки, книжки-картинки в твердом переплете, на картонной или полиэтиленовой основе, чтобы ребёнок не смог её порвать, а воспитатель имел возможность привести книгу в порядок (протереть). В младших группах книжки должны быть в нескольких экземплярах. Для оформления книжного уголка используются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. В книжном уголке должны быть открытки, фотографии, тематические альбомы, например: «Овощи», «Фрукты», «Мама и её детёныш», «Приметы весны»; альбомы, созданные художниками на определенные темы, например: «Разные звери» Н. Чарушина, « Наша детвора» А. Пахомова; альбомы, созданные воспитателем вместе с детьми, например: альбом о труде взрослых, альбом о природе в разные времена года и т.д., предметные и сюжетные картинки, всё с учетом возраста детей и требований программы по разделу «Ребенок и окружающий мир» В книжный уголок можно поместить паззлы или игрушку, символизирующую того или иного литературного персонажа. В старшей и подготовительной группе в книжных уголках обязательно должны быть портреты детских писателей В старших группах в книжном уголке размещают детские рисунки и поделки, сделанные воспитанниками после изучения того или иного художественного произведения. Количество книг в разных возрастных группах: младшая группа 5-6 книг средняя группа 6-8 книг старшая группа - можно помещать одновременно 10-12 разных книг, - должна быть подборка детских печатных журналов в подготовительной группе должна быть детская библиотека (вывеска, много книжек, детских журналов, картотека, ответственный дежурный библиотекарь) Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения. - в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей Родины, с сегодняшней жизнью. -Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. 11. В течение года материал в книжном уголке должен периодически меняться. Подборка нового материала осуществляется в связи с датами календаря, по временам года, по творчеству отдельных писателей. Памятка « Как читать детям» Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Знакомство с литературными произведениями происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимаются практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях Работа в творческих группах Использование приемов ТРИЗ в работе со сказками В каждой сказке есть зачин ( Жили были…, У Лукоморья дуб зеленый.., в одном царстве, в одном государстве), основной сюжет и развязка Давайте, используя картинки, каждая группа составит свою сказку. Изготовление книжки для детей Итог педсовета: Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. Решение педсовета: 1. активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы и приёмы 2. принять к исполнению рекомендации по оформлению книжных уголков в группах 3. разработать к новому учебному году конспект родительского собрания « Роль детской книги в речевом развитии ребёнка», используя предложенные памятки. Автор: Капустина Наталья Сергеевна - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 4 «СКАЗКА»
| |||||||
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012) | |||||||
Просмотров: 2811 |
Всего комментариев: 0 | |