Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для старших дошкольников «Путешествие в прошлое»
Задачи:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями древних людей: овладение речью, умением добывать огонь, наскальной живописью.
Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления;
Развивать активный и пассивный словарь
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная работа:

Беседы: «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека»
Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «От костра до котла», Р.Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди»
Подготовка презентации «Путешествие в прошлое»

Материал: презентация «Путешествие в прошлое», аудиозапись «Звуки джунглей», «Гроза», уголь для рисования, листы бумаги, приспособление для добывания огня(2 деревянные палочки, 2 куска дерева, верёвка); влажные салфетки
Оборудование: мультимедийный проектор, мяч, магнитофон

Ход:

Педагог: Ребята, садитесь удобнее.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки. Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!
Потрите ладошки, вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
Ребята, возможно ли человеку оказаться в прошлом? Почему? Я хочу предложить вам путешествие на машине времени. Как вы думаете, что это за машина и для чего она нужна? Готовы отправиться в далёкое прошлое? Тогда закрываем глазки и начинаем наше путешествие (звучит музыка джунглей) Ну вот мы с вами оказались на краю густого непроходимого леса.
Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. Посмотрите, во что был одет древний человек? А почему у него такая необычная одежда? Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадался, зачем ему шкура? Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды. Этим занимались женщины и дети. Как вы думаете, где жили первобытные люди? Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши предки. Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. В те далёкие времена на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт? А чем мамонт отличается от слона? А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками (отсюда и произошло их название) и огромные пещерные медведи. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени). Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно.
Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту? Из чего можно было сделать оружие? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан.
Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей. Все дикие звери, боятся огня, во время ночной охоты, охотники криками и огнем гнали животное к глубокому обрыву, падая с которого мамонт разбивался. 
В древности люди боялись огня, когда во время грозы загоралось дерево или начинался лесной пожар, они в ужасе разбегались. (Включают звуки грозы.) Однажды нашёлся смельчак, который взял горящую ветку и принёс её в свою пещеру. Так появился полезный огонь в жилище человека. Как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Однако если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет.
Ребята, что надо делать, что бы огонь не погас? (чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр). Огонь стал для человека хорошим другом. Пришлось человеку задуматься, как же получить огонь.
Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?
Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел огнём и научился его добывать. Как это ни странно, самый древний способ добывания огня сохранился до нашего времени. Первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую. Мы тоже добываем огонь трением - спички о коробок. Но разница есть, и очень большая. Зажечь спичку дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева даже очень сухого, нужно повозиться минут пять, а то и больше. Да и уметь надо. Спичку всякий зажжет, а попробуйте добыть огонь по первобытному способу. Я сильно сомневаюсь, чтобы у вас что-нибудь вышло.
Педагог демонстрирует детям опыт по добыванию огня трением дерева о дерево. При этом отмечает, что этот способ очень трудный и долгий, ведь дерево лишь немного нагрелось от соприкосновения палочек друг о друга. Предлагает детям опробовать этот способ добывания огня.
Мы с вами потратили много сил, когда пытались добыть огонь, нужно немного отдохнуть


Физкультминутка

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.

Первобытный человек жил не один, а среди других людей. Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как позвать других? Можно позвать жестами. Как? А можно голосом. (Эй! У-у-у!) Сначала древние люди общались только звуками. (Имитация звуков.) Но это было очень неудобно, и они придумали свой язык, то есть разные слова. А вы знаете, какие бывают слова? Мы с вами сейчас поиграем. Я бросаю мячик, а вы называете слово и бросаете мяч мне обратно. Теперь первобытные люди могли понимать друг друга.
Они не только ходили на охоту, собирали полезные растения. Но ещё и рисовали. Вот такие картинки, нарисованные древним человеком, нашли современные учёные.(показ наскальных рисунков) На чём же рисовали первобытные люди? Как вы думаете, почему они рисовали на стенах пещер? В те далёкие времена люди ещё не придумали, как делать бумагу и рисовали на камне. Сначала они царапали камень резцом, а потом покрывали краской. Именно поэтому рисунки так долго сохраняются, а еще потому, что в пещеру не проникают солнечные лучи, способные уничтожить древние росписи. А рисовали они то, что им было близко: людей, животных, охоту. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить поражённое копьём животное, то можно добиться успеха на охоте. Ребята, как вы думаете, чем рисовали древние люди? (угольками из костра). В те далёкие времена не было красок и люди рисовали тем, что им было доступно. Это были угольки из костра.
Я предлагаю вам попробовать себя в качестве первобытных художников. Присаживайтесь за столы. И хотя мы будем рисовать на современном материале (бумаге), но углём, как древние люди. Представьте, что вы первобытный художник, нарисуйте то, чтобы вы хотели изобразить на стенах своей пещеры. Дети самостоятельно выполняют задание, в конце рассматриваются все рисунки, проводится обсуждение.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться. Что вы узнали нового? Что было самым интересным? А что может быть, показалось сложным? (ответы детей).


Список использованной литературы
Козлова С.А. Мой мир – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.vlivkor.com/2009/02/02/pervobytnye-lyudi.html

http://www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/478444/
http://monavista.ru/category/9/P268/

http://www.dddkursk.ru/number/830/planet/

http://forum.zoologist.ru/viewtopic.php?pid=132577

http://www.justlady.ru/career/16486/

http://pda.lib.rus.ec/b/164186/read

http://www.vokrugsveta.com/index.php?option=com_alphacontent&alpha=З&section=2&cat=all&sort=5&Itemid=99&limit=5&limitstart=45

http://www.historyworlds.ru/2009/06/page/2/

http://genn-mikheev.narod2.ru/yazik_fotografii/arhetipi/

http://www.spidudm.ru/puzzles/tag/zdenek-burian

http://pda.privet.ru/blog/23414441?page=6

http://www.naturelifepark.com/foto/view.php?id=162

http://www.kakprosto.ru/kak-55829-kak-vyrastit-paporotnik



Автор: Богдан Алина Николаевна, МБДОУ ЦРРДС «Золотая рыбка» ЯНАО, г. Ноябрьск
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (15.08.2012)
Просмотров: 1659
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]