Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Педагогическое паломничество (Размышление на тему воспитания)
Несколько лет назад, читая книгу Антуана де Сент-Экзюпери была до глубины души поражена его словами: «Мы признаем своими и тех, кто с нами не схож. Но какое это своеобразное родство! Его основа - не прошлое - но будущее. Не происхождение, но цель. Друг для друга мы – паломники и долгими, разными и трудными путями стремимся к месту встречи». Эти слова породили ряд размышлений на различные темы. Какая глубина и какое содержание! В них, на мой взгляд, в сжатом виде содержится вся наша психология и вся педагогика и не только. А в этом году, читая книгу всем известного автора Г.К.Селевко «Технология воспитания и обучения детей с проблемами», нахожу такие определения «личность – это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся в разнообразных обобщенных системах качеств», а душа – это «нематериальная субстанция, по предположению, могущая существовать отдельно от тела, которой приписываются свойства носителя нравственной сущности человека». Похоже, что столь известные педагогам люди очень близки к истине. И снова размышления, но уже на определенную тему, тему воспитания-духовного. Порассуждаем вместе, ведь в наших педвузах духовному воспитанию детей, к сожалению, не учат, а «воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни» (М.Я. Дворецкая). Накормить, обуть, одеть ребенка – это забота о нем, понятно. А что же такое воспитание? Какова его цель? Как эта цель достигается? Не абстрактно, а практически? Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля раскрывает значение приставки вос- так: «Вознесение, возвышение, возврат, возобновление и начало… Говоря о предметах высших (вознести очи к небу), прямо указывает на подъем, вышину». Возможно, воспитание – это питание возвышенным и духовным, восстановление и обновление (или сохранение) образа Божьего в ребенке? Слово «воспитание» стоит в одном ряду со словами «восстание», «восхваление», «воскресение», т.е. совместное действие. Значит, воспитание – действие совместное с кем-то. Мы привыкли говорить о совместном воспитании школы (сада) и семьи, но не забываем ли мы о еще одном участнике педагогического процесса. «Придите ко Мне, и Я научу вас». Все мы – чада Божьи, и Бог – наш Отец. Воспитание ребенка всегда должно быть совместным с Богом, с Его замыслом о маленьком человеке. Лишь тогда оно может быть полноценным. Цель жизни человека – соединение с Богом, со Спасителем, т.е. спасение. Бог есть Любовь. Обретая любовь, человек обретает Бога. Какова же цель воспитания? Сразу приходит на ум: «Научить любить Бога и ближнего». Но любовь – это дар Божий, значит научить этому нельзя. Возможно, цель воспитания – подготовить ребенка к принятию этого дара, дара Любви, к воссоединению с Богом? А так как воспитание ребенка – это совместное с Богом действие, то этот дар он получит только тогда, когда захочет его принять, будет стремиться его получить. Если наш ребенок равнодушен к машинкам, безразличен к ним, а возможно, просто о них слышать не хочет, мы и не подарим ее ему. Ведь так? Да еще и предупредим всех, чтобы и они не дарили. «Главная задача воспитания – вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, вырастая, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви…Оно (Царствие Божие) не дается воспитанием, это – дар Божий, но воспитание способно расчистить пути к Его принятию» (М.Я. Дворецкая) А как можно любить или хотеть любить того, кого мы не знаем? Значит, мы должны дать ребенку знание о Боге и знание Бога, т.к. это не одно и то же. Бог вездесущ, и надо научить узнавать Его. Его можно узнать и в старце Зосиме, и в таблице Менделеева, и в законе Ньютона, и в глазах напротив. И любовь к ближнему возможна при узнавании в нем Бога, Его образа. А какой Он – Бог? А какой он – мой ближний? А какой он – мой воспитанник, мой ученик – в представлении моем и в представлении Бога (в настоящем и в будущем)? А каково оно наше духовное наследие? Настоящими воспитателями духовности были многие наши прабабушки и прадедушки. Не пора ли отправиться в педагогическое паломничество? Автор: Шляхова Елена Васильевна, учитель-дефектолог МДОУ №50 г. Петропавловска-Камчатского | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (09.08.2012) | |
Просмотров: 528 |
Всего комментариев: 0 | |