Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Активные методы обучения на моих уроках
Сегодня пасмурное утро…Иду в школу на работу… Настроение подобно погоде…Иду и размышляю, как пройдет сегодняшний день, а какое настроение у ребят, как сработаемся сегодня? Вдруг понимаю, что печалиться и бояться нечего, потому что со мной на уроке замечательные помощники. Это они помогут смотивировать ребят на работу, урок пройдет легко и быстро, а значит, удовольствие от урока будет двойным: и у меня, и у ребят. Эти помощники – активные методы обучения (АМО). АМО помогают создать атмосферу радости, активности, успеха, дружелюбности у ребят. Все эти методы направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося. Учащиеся активно осмысляют, познают и усваивают информацию на уроке, применяют полученную ранее информацию обычными традиционными методами. Сегодня определяющим условием успешности обучения становится организация образовательного пространства урока, эффективное продуктивное управление учебной деятельностью детей. Каковы же преимущества активных методов по сравнению с традиционными? Во-первых, эти методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала. Во-вторых, позволяют дифференцировать и индивидуализировать задания по степени сложности, что позволяет поэтапно решать сложные задачи, проблемы, реализовывать идеи. В-третьих, привлекают внимание учащихся к целям обучении, к содержанию знаний, процессу учебной работы и её результатам. С первых минут урока или занятия включается мотивационный аспект освоения учебного материала, который позволяет учащимся осознать или познать не только суть, но и важность для себя самого решение поставленных на уроке проблем, значимость идей. Часто это происходит в игровой форме, что, впрочем, не снижает ценности получаемых в процессе занятия знаний. Ребенок не просто получает знания, а формирует их в процессе добывания ценной для него информации, процессе деятельности, которая имеет практическую направленность. В-четвертых, это глубокая мотивация (на протяжении всего занятия) учебной деятельности. Проблема мотивации обучения - одна из самых насущных в системе традиционного обучения, но успешно решается в процессе реализации АМО. В-пятых, совершенно другие по сравнению с традиционной взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель выступает в роли организатора образовательного пространства, эксперта, консультанта, а ученик выступает в роли субъекта обучения, который сам определяет ход и пути получения знаний, темп и т.д. Учителем – модератором ему предоставлена свобода мысли, деятельности и постижения опыта практической деятельности в рамках формирования учебных знаний. В-шестых, особую ценность в процессе реализации АМО приобретает формирование не только знаний и их практической ценности, но опыт практической деятельности с их использованием, связи этих знаний с опытом, интересами, задатками и способностями самого ученика. В-седьмых, межпредметный характер получаемых знаний и опыта деятельности. Это позволяет учащимся объединять, аккумулировать, комбинировать получаемые знания, уметь творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах. К АМО относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, а также групповая и парная работа, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, метод проектов, методы успеха, диалога и т.д. Существует огромное множество описанных активных методов обучения для различных этапов урока. Вниманию читателей предлагаю авторские методы, используемых на этапах мотивации, актуализации или рефлексии. 1.Фраза дня. Этап урока: инициация. Количество участников: весь класс. Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности. Задачи: вовлечь учащихся в учебный процесс, повышать мотивацию к учению. Продолжительность проведения: 1-2 минуты. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: подобрать фразу известного человека по теме урока. Технология проведения: учитель объявляет фразу дня, под девизом которой будет проходить урок. Примечание: фразу могут подбирать учащиеся. 2.Ромашка знаний Этап урока: актуализация знаний. Количество участников: весь класс. Цель: актуализировать полученные ранее знания. Задачи: развитие осознания учащимися того, что уже усвоено и на каком уровне. Продолжительность проведения: 5 минут. Необходимые материалы: Лепестки ромашки, серединка желтого цвета, фломастеры, скотч. Предварительная подготовка: приготовить ромашку Технология проведения: учащиеся получают лепесток ромашки, на котором должны написать одно-два предложения на заданную тему. Лепестки прикрепляются к серединке на доску, а затем озвучиваются. В ходе обсуждения учитель оставляет только верные лепестки, неверные – удаляются. Одновременно идет корректировка и выявление ошибок или постановка вопросов, которые необходимо разобрать на уроке в дальнейшем. Примечание: к доске должен выйти каждый ученик. При проведении диспута или дискуссии «Ромашка знаний» может быть переименована в «Ромашку мнений» 3.Ищем клад. Этап урока: проработка содержания темы. Количество участников: весь класс. Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия. Продолжительность проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас. 4.Домик Знаний (этот метод стал лучшим методом во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ») Этап урока: рефлексия. Количество участников: весь класс. Цель: получить обратную связь от учеников Продолжительность проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: прямоугольники, имитирующие кирпичики, скотч или магниты, треугольник, имитирующий крышу. Технология проведения: учащиеся собирают домик Знаний, отвечая на вопросы и продолжая фразы: -Что я узнал? Что мне запомнилось? Что удивило? Что еще хочу узнать? Как вы оцениваете свою работу? Как оцениваете работу группы? Что бы ты изменил? Кому ты помогал? Кто помогал тебе? Активные методы обучения становятся все более популярными. Это не дань модным течениям, это необходимость, без которой школа идти дальше уже не сможет. Творческое отношение педагога к преподаваемому предмету меняет и отношение ребенка к обучению и к организации своей деятельности в целом. Учащийся становится на путь самосовершенствования, становления активной жизненной позиции. Литература, интернет-источники 1.Активные методы обучения в образовательном процессе (сборник статей под общей ред. Лазарева Т.В.), Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012 2.http://tata4010.taba.ru/Metodicheskaya_kopilka/ Автор: Беляевская Татьяна Яновна, МОУ "СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области"
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (09.08.2012) | |
Просмотров: 1190 |
Всего комментариев: 0 | |