Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский конкурс сочинений и эссе "Герои Отечества"

Духовный подвиг воинов Христовых Георгия Победоносца и Евгения Родионова
Введение
Для чего Господь дает человеку жизнь? Я думаю для того, чтобы творить добро, совершать поступки во славу родного Отечества и для пользы ближнего, тем самым славя Создателя. И тогда человек может удостоиться Царствия Небесного, а среди людей оставить о себе долгую и добрую память. Как, например, святой Георгий - мужественный прекрасный юноша родом из Каппадокии. Он принял мученическую смерть, когда ему не было и тридцати лет. Но свою короткую жизнь прожил так, что и спустя XVII столетий, среди моих современников трудно найти человека, который не знал бы и не восхищался подвигами Георгия Победоносца!

Или как русский солдат Евгений Родионов, совершивший столь редкий для наших дней подвиг. Защищая Отечество, он не отрекся от Христа, за что был казнен чеченскими бандитами под Бамутом. Ему исполнилось всего девятнадцать лет. Сейчас в нашем обществе неоднозначное отношение к воинам-интернационалистам, но Господь не допустил, чтобы духовный и гражданский подвиг Евгения остался в безвестности. О нем написаны книги, ему поставлены памятники, он живет в сердцах православных людей.

Одно событие в моей жизни побудило меня глубже познакомиться с этими мужественными воинами Христовыми. Заставило задуматься над темой духовного подвига и протянуть ниточку преемственности из глубины веков в наши дни. Я понял, что
простой подвиг веры не имеет времени и границ
.
Отец Сергий, настоятель Бариновского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, организовал поездку в воинскую часть п. Рощинский, в 3-ю особую Гвардейскую Краснознаменную ордена Суворова III степени десантную бригаду специального назначения. Три дня мы жили настоящей солдатской жизнью. Нас познакомили с вооружением, с теорией прыжков с парашюта, организовали соревнования по огневой подготовке. Меня и двух моих товарищей даже наградили голубыми беретами. После литургии мы приложились к иконам. На одной из них был образ воина Христова Евгения Родионова. Это я узнал позже, когда младший сержант рассказал нам удивительную историю об этом мужественном воине. Оказалось, что Евгений официально даже не причислен к лику святых, но ему молятся и просят о помощи многие люди не только в России, но и в других странах, например в Сербии. Особенно его почитают военнослужащие.
После знакомства с войсковой частью мы посетили площадь Славы города Самара, главным украшением которой является храм Георгия Победоносца. Храм-памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим возведен в честь 2000-летия христианства и 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. Почивший ныне Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II лично вложил в фундамент памятную капсулу. В храме хранятся памятные книги с поименным списком самарцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и в горячих точках.

У иконы Святого Георгия Победоносца всегда горят свечи. И каждая из них - чья-то судьба, слезы горя или радости, излитые Святому покровителю воинов. Не прекращает проливаться кровь русских воинов на поле брани, и Георгию Победоносцу молятся сами воины и их матери, молятся ему и об умерших. И, ставя свечу перед иконой, они не только поверяют боль или радость, но и отдают свою жизнь под защиту прекрасного юноши на белом коне - Святому великомученику Георгию Победоносцу.
Я тоже поставил свечу, ведь через три года и мне предстоит служба в армии. Бережно держа в руках подаренный мне голубой берет, я смотрел на икону святого великомученика Георгия, а мысленно вспоминал другую икону - новомученика Евгения.Родионова. И вдруг я подумал о том, что у святого Георгия, жившего в Малой Азии в далеком III веке, и моего современника простого русского солдата Евгения Родионова очень много общего. И, прежде всего, это мужество и духовная победа над мучителями, которые не смогли заставить их отказаться от Христа. Тогда-то я и решил побольше узнать об этих отважных воинах Христовых. Их духовный подвиг и стал темой моей работы.

Цель:
Восстановление  и сохранение исторической памяти  о заступниках России, воинах Христовых Георгии Победоносце и Евгении Родионове.

Задачи:

Изучить и проанализировать религиозные, исторические события и жизненные ситуации, при которых Георгий Победоносец и Евгений Родионов совершили духовный подвиг.

Раскрыть значение духовного подвига святого Георгия и новомученика Евгения, как пример развития традиций служения Родине и Православию.

Выступить с докладом и презентацией на общешкольном собрании, сельском сходе, на районных Варваринских чтениях, чтобы как можно больше сверстников и односельчан познакомились с духовным подвигом воинов Христовых Георгия Победоносце и Евгения Родионова

Основная часть
Из «Сказания о Егории Храбром»
В самарском храме на главной иконе «Святой великомученик Георгий Победоносец» - прекрасный юноша на белом коне с копьем, попирающий поверженного змия. Это самый знаменитый образ, изображающий посмертный подвиг святого Георгия Победоносца.
По преданию, недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Тогда суеверные люди для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Внезапное появление молодого всадника, чудесным образом спасшего царскую дочь, побудило сотни язычников перейти в христианство.

Я много раз видел это изображение, но относился к нему, как к романтическому образу, не понимая глубинного христианского смысла. Оказалось, что святой Георгий не просто романтический герой, он - воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом, с язычеством, которого олицетворяет змей. Он не просто освободил жителей Гевала от чудища, он, с Божией помощью, освободил человеческие души от греха идолопоклонства. Победу же ему принесло единство Слова и оружия, единство веры и воинской доблести. Ведь великий воин победил змея не только мечом, но, прежде всего, крестом и словом. Вознеся молитву Господу, Георгий начертил на земле "знамение Христово" и сказал: "Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорися горки зверю, и гряди вослед мене". Змей безвольно рухнул к ногам святого, и Георгий пронзил его копьем. Следовательно, победа была достигнута верой и Божией помощью, сотворившей чудо.

Кстати, благодаря этому подвигу, в нашем обиходе с древних времен появилась монета под названием «копейка».
Жизнь обыкновенная…

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами, но был казнен в самом расцвете сил. И хотя нам не известно о его великих ратных делах, он вошел в историю Церкви как Победоносец.
Евгений Родионов тоже не совершал привычных в нашем понимании геройских подвигов. Он никого не спас, не закрыл своим телом, не вынес с поля боя. Он просто предпочел смерть измене, не предал ни Родину, ни православную веру. О наградах он не думал, жил по совести и умер, как герой.

И если святой Георгий с детства готовился к военной службе, Евгений Родионов после окончания школы выбрал вполне мирные профессии - работал на мебельной фабрике, получил права шофера. Мечтал стать поваром, и, может быть, работал бы теперь в одном из лучших столичных ресторанов или готовил обеды для первых лиц государства. Но, совершив столь редкий в наши дни подвиг, он, как и Георгий Победоносец, соединился с небесным воинством.

Великомученик Георгий родился в городе Бейрут в семье богатых и благочестивых родителей. Жил он в первые века христианства. Римскую империю раздирали в то время народные восстания и мятежи иноплеменной знати. Неумолимое время переворачивало последние страницы дряхлой и бессильной империи. Новый Завет уже властно стучался в двери Рима и недалек был тот день, когда равноапостольный Константин поднимет над римскими войсками знамя с христианским крестом и надписью «Сим победишь!». Последователи Христа появлялись во всех сословиях и слоях общества. Знатные вельможи и бедные земледельцы становились братьями во Христе. Но император Диоклетиан с обреченной яростью продолжал защищать изжившее себя язычество и боролся с христианами. Одна за другой следовали жесточайшие казни. Жертвой этих гонений стал и отец маленького Георгия, наотрез отказавшийся отречься от Христа, и с гордо поднятой головой принял мученический венец. Казнь мужа не сломила отважную женщину, мать Георгия. Не смотря на столь жестокие гонения, она воспитывала сына в истинной христианской вере, в строгом благочестии. Георгий рос сильным, храбрым и глубоко верующим юношей.

Сведений о том, что Евгений Родионов вел сознательную церковную жизнь, я не встречал ни в одном из опубликованных о нем материалах. Женя родился в 1977 году, когда в России еще господствовала атеистическая идеология. Жестоких гонений на православно верующих не было, но и к вере Женю никто не приобщал. Его крестили в детстве, но в обычной советской семье это была ско­рее дань традиции. Только в двенадцать лет Женя первый раз пошел с бабушкой в церковь, исповедался, причастился и надел нательный крестик. Даже мама, увидев у сына крестик, советовала его снять, чтобы окружающие не насмехались над ним и не дразнили. Евгений крестик не снял и носил его до конца своей жизни. Разве неверующий человек может так поступить? Я считаю, что такой поступок Жени – это и есть вера.

Будущий великомученик Георгий, как и требовали обычаи того времени, поступил на военную службу. Он выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и вскоре заслужил уважение и особое расположение правителя Римской империи Диоклетиана. Однажды Георгий услышал, как в суде оглашали приговор об истреблении христиан. В его душе поднялось чувство сострадания к братьям и сестрам во Христе. Следуя завету Христа, он даровал свободу своим рабам, раздал все деньги бедным и пошел прямо к императору Конечно, можно было, тихо продолжать делать свою работу, пока гнев правителя не коснулся тебя лично. Но Георгий совершил поступок, не просто поставивший крест на его карьере, но и грозивший ему смертью.

Юноша обличил Диоклетиана в жестокости и несправедливости и объявил, что он, один из любимцев правителя, такой же христианин, как и те, кого преследовал император. «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине. Истина есть Сам Христос, гонимый вами», ― произнес доблестный воин. Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. Молодого человека пытались уговорить отречься от Христа, но даже после многочисленных пыток Георгий не поддался на уговоры. Что значила для него престижная должность и даже сама жизнь по сравнению с Небесным Царством и верностью Богу? Духовная победа воинов Христовых
Мой папа говорит, что его сверстники чувствовали себя ущемленными, когда их освобождали от службы, но в наше время немного на­ходится желающих надеть солдатскую фор­му. Женя Родионов служить не рвался, но и не сделал ни единой попытки увиль­нуть от армии. Дав присягу на верность Отечеству и воинскому долгу, он написал и рапорт, что согласен поехать в горячие точки. На уговоры матери, что там идет война, там уже есть плен­ные, есть погибшие, и если что слу­чится, ей не пе­режить, Женя сказал: «Мама, от судь­бы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня зада­вит машина. Тебе что, от этого бу­дет легче? А плен... плен - это уже как повезет».
Евгению Родионову не повезло. Три с половиной месяца он вместе с товарищами принимал муки и страдания в чеченском плену. Их били, унижали, издевались над ними. Женю Родионова мучили и пытали особенно жестоко – он отказывался снять с себя крестик. Это вызывало особую ярость бандитов. Ему отбили почки, легкие. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и все. И все эти кошмары сразу закончатся».

Женя прекрасно понимал, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит: взять в руки оружие и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он. Ему хорошо был известен и случай, когда один такой «брат» в Шатойском районе сначала охранял своих же товарищей, потом, по прика­зу боевиков, избивал их. И, наконец, перед объективами камер сказал своей матери, отыскавшей его: «У меня нет матери, есть только Аллах. Я не Костя, я Казбек». И мать прошептала: «Лучше бы ты умер».
Я думаю, умирать в 19 лет Евгению, конечно, было страшно. Но, ни издевательства и побои, ни унижения и уговоры не заставили его снять крестик. Какой же внутренней духовной силой обладал Евгений! А ведь до армии Женя был обычным парнем, ничем сильно не отли­чался от сверстников. Он так же, как и все ребята, интересовался музыкой, занимался спортом, писал стихи и даже пробовал курить. Также смотрел телевизор, читал и слушал другие средства массовой информации, которые превращают жестокость и смерть в преступную обыденность, а трусость и предательство утверждают, как реальность человеческой жизни. Но Евгений своим поступком показал, что люди могут оставаться людьми и в нечеловеческих ситуациях. Когда товарищи уже мертвы и рядом нет мамы и наставников- офицеров простой русский солдат в свои 19 лет принимает единственно правильное решение - ценой собственной жизни не опускается до предательства. Он не просто отказался снять нательный крестик, он не предал, не изменил. В этом поступке – духовная победа. Какую же нужно иметь смелость, твердость и внутреннюю духовную силу, чтобы бы сделать такой выбор. Не знаю, нашел бы я в себе силы поступить также?

Чеченские боевики обезглавили воина Христова Евгения в день рождения –
23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня.

А 23 апреля 303 года другой воин Христов - Георгий Победоносец - на месте казни в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч.

Император, который любил и возвышал Георгия, пытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, и принести, по обычаю римлян, жертву языческим богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». И тогда его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик Георгий все терпеливо переносил и прославлял Господа.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

Память о воинах Христовых
Святой Георгий стал одним из наиболее почитаемых святых на Руси с самого начала христианства. Сын святого равноапостольного князя Владимира, Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, много способствовал почитанию святого на Руси. Новую эпоху в русской истории, которая ознаменовалась особенным почитанием святого Георгия, открыл Иоанн III. Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого. Имя святого Георгия носил и основатель Москвы Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских церквей. Может быть, потому смиренный воин Георгий Победоносец является покровителем столицы нашей Родины – Москвы. Он изображен на Гербе города, и даже занимает центральную часть современного Большого Государственного Герба России.
Великий Георгий, Предстатель небесный, 
Целитель всех нужд и печалей, и ран! 
Ты - Русской Державы Защитник чудесный, 
Ты - слава героев и вождь христиан. 
Твое, Божий Воин, прославлено имя 
Величьем страданий во имя Христа; 
Своею любовью, делами своими 
Ты всех покоряешь святыне Креста.
Лев Катанский

С каждым годом растет и почитание Евгения Родионова. Его уже можно назвать народным героем. Люди, узнавшие о подвиге Евгения, едут со всех концов страны, чтобы по­чтить память русского сол­дата, отдавшего жизнь за веру православную. Над его могилой возвы­шается двухметровый деревянный крест и постоянно горит лампада. Средства на этот крест собрали военнослужащие, матери сол­дат срочной службы, прихожане храмов, пенсионеры, вете­раны Великой Отечественной войны.
В память о новом мученике за Христа воине Евгении народный художник В. Балабанов написал картину «Молитва о русском воине». Она прослав­ляет за подвиг мученичества всех сынов Отечества, не предавших Христа и Россию.
В центре картины Крест-памят­ник. В терновом венце, символе искупительной Жертвы, - образ новомуче­ника Евгения, ибо «нет большей любви, чем та, когда кто душу свою положит за друзей своих». По­губленные жизни сынов Отечества символизирует
надломленное сухое древо. А рядом ­ - гроздья рябины, символ святой крови наших воинов.
Именем Евгения Родионова названа школа в г. Кузнецк Пензенской области. Перед школой, в которой он учился, открыт памятник воину-мученику за веру православную.
Простой русский парень стоит теперь в камне. Стоит, сжимая крестик, в пламени свечи.

Не склонить Россию на колени.
Враг на это не рассчитывает пусть.
За Христа отдавший жизнь Евгений,
Воссиял, храня Святую Русь.
И православные люди верят, что воин - новомученик Евгений молится за страждущую Русь.
А много веков назад святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем русской военной мощи. И Господь даровал России последователей великомученика Георгия - мудрых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Кутузова. Не оставил Он нашу страну и в «сороковые роковые». Маршалу Георгию Жукову, верующему православному человеку, Россия обязана спасением. Поразительно, что битва за Москву началась в канун зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось в канун весеннего. И фамилия водрузившего над Рейхстагом Знамя Победы русского солдата была Егоров. А Пасха Христова в том судьбоносном 1945 году пришлась на 6 мая - день памяти Георгия Победоносца. Люди восприняли это как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии.
И совсем не случайно в России с 2007 года по решению Госдумы праздник День Героев Отечества установлен 9 декабря - в День памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Россияне чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Славы и ордена Святого Георгия.
Орденом святого Георгия награждались самые храбрые солдаты и офицеры в нашем государстве. Кавалерами всех 4 степеней Георгиевского ордена были генерал-фельдмаршалы М. И. Голенищев-Кутузов и М. Б. Барк-лай-де-Толли. А среди священнослужителей первым кавалером стал священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский, награжденный 17 марта 1813 г. за то, что в сражении при Малоярославце шел с крестом впереди полка, воодушевляя солдат, и был ранен.
К ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту и Георгиевской медали полагалась двухцветная с равными желто-черными полосами георгиевская ленточка. Кстати, медаль «За победу над Германией» тоже носили на георгиевской ленте. Так Георгий Победоносец оказался неразрывно связан и с самой главной русской Победой XX века.
Неизвестно, имел ли награды за воинские заслуги сам Георгий Победоносец, но учрежденный 9 декабря 1769 года Екатериной II орден Святого Георгия в четырех степенях и сегодня является высшей воинской наградой РФ.
Евгения Родионова, ценою жизни выполнившего свой ратный долг по защите Отчизны, государство посмертно наградило орденом «Слава России», а священники и миряне, вои­ны и члены царской семьи собирают материал для его канонизации. По всей России уже существует более полутора сотен иконописных изображений. В двух церквях — на Алтае и в украинском Донецке — иконы замироточили. Протоиерей Александр Шергунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах считает, что «в его лице (Евгения Родионова) будут прославлены все воины, погибшие на фронтах за Отечество в последнее время. Он один из тысяч. Я не говорю, что они будут канонизированы, но они будут прославлены в его лице. Как поднимется тогда русский дух!».
Заключение

Христовы мученики всегда были славой церкви. Георгий Победоносец и Евгений Родионов переступили через свой страх и одержали победу, которая дается труднее всего. Они одержали победу, которую должен одержать в себе каждый человек, если желает спасения и своей Родины, и своего собственного. Пройдя через немыслимые мучения, они не отреклись от православной веры, а своей мученической кончиной утвердили ее.
Так пусть же образ святого Георгия Победоносца и подвиг Евгения Родионова вдохновляют наших воинов на подвиги во имя Отечества!

Для нас же они пример в том, как любить свою Родину и хранить верность, не приспосабливаясь к обстоятельствам, идти до конца.

К сожалению, последнее время нам нередко доводилось слышать о том, как унижается роль защитника Отечества, как пытаются переписать всю историю. Реальные герои и их подвиги подменяются победами супервоинов в американских боевиках. Неуемной фантазии заокеанских киноделов можно смело противопоставить настоящий подвиг воинов Христовых Георгия Победоносца и Евгения Родионова.

Список литературы

1. Благовест, газета № 5, 23 2005 г., № 19 2010 г.,
2. Лампада, журнал № 4, 2004 г.
3. Наука и религия, журнал № 8, 2001, № 9, 2002 г.г
4.. Сельская новь, журнал № 2, 2002 г. г.
5. Топоров В.И. Святость и святые в русской духовной культуре, -М., 1998 г.
5. Шаргунов А. Новый мученик во Христа воин Евгений.- М., 2002 г.
6. Шипов Я. Православный словарь.- М. «Современник», 2000 г.;
7. Ресурсы сети интернет

Автор: Шацких Роман, ученик 11 класса, Самарская область, Нефтегорский район, село Зуевка
Руководитель: Шацких Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»
Категория: Всероссийский конкурс сочинений и эссе "Герои Отечества" | Добавил: Admin (09.12.2011)
Просмотров: 1740 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]