Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Рабочая программа кружка «Юный краевед»
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Комсомольского района ЧР Рассмотрено на заседании «Утверждаю» Педагогического совета Директор МБОУ ДОД «ЦДОД» Протокол №1 ___________С.Х.Самарина от 29 сентября 2014г. Приказ №1 от 29 сентября 2014г. Рабочая программа кружка «Юный краевед» при МБОУ «Новомуратская СОШ» Комсомольского района ЧР Срок реализации – 1 год Возраст детей -13- 15 лет Количество детей - 22 Программа рассчитана на 128ч. Педагог: Тихонова Татьяна Васильевна, МБОУ «Новомуратская СОШ» Комсомольского района ЧР 2014г. Пояснительная записка “Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.” Д.С.Лихачёв В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Краеведение - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед». Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. Цели программы: Обучающие: - Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах ЧР. -Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности. Развивающие: - Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края. -Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность. Воспитывающие: -Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии. -Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить. -Воспитывать любовь к родному краю. Задачи: 1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям. 2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях. 3.Знакомить учащихся с историей родного края 5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий. 6.Принимать участие на районной и республиканской олимпиаде по краеведению, экспедиционного отряда « Возродим утраченное». 7. Вести сбор материалов об истории школы и села. 8. Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная». Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 13-15 лет. Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям Методы и формы познавательной деятельности учащихся: - организация походов, путешествий и экспедиций; - проведение наблюдений и исследований в природе и обществе; - создание конкретных баз данных по выбранным темам; - составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников; - подготовка Книг Памяти; - формирование музейных коллекций; - выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов; - участие на конференциях, олимпиадах и конкурсах; - пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др. -создание презентаций; Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев Требования к уровню подготовки Учащиеся должны: -Знать историю своего села, школы, свою родословную. -Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана. - Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений - Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии. Ожидаемый результат: Выступление на районных, республиканских конкурсах и олимпиадах; Составление буклета « История школы», составление альбома, выпуск стенгазеты. Знакомство с историей школы и села + экскурсии Введение. • Знакомство с планом работы краеведческого кружка . • Мой дом. Родословная семьи. Задачи Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. Содержание Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях. Родная школа. Ее история и традиции. Задачи: Изучение истории родной школы. Содержание. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом. Малая Родина: прошлое, настоящее и сегодняшнее… Задачи: Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края Содержание. Изучение истории села Тугаево, Н.Мураты по газетным публикациям и документам Новомуратского краеведческого музея. Термин "культурное наследие" необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образования и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п. В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов. Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п. История района. Задачи Знакомство с историей района. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. Содержание Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания. Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа "землячеств", выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело. История Чувашской республики. Задачи: Знакомство с достопримечательностями Чувашской республики Содержание. История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами. В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин. Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник - все это является важным средством документирования истории родного края. Природа моего края Дети знакомятся с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения. При изучении этого раздела планируется выезд детей за пределы деревни. Учебно-тематический план № п/п Тема Количество часов Теоретич. Практич. Всего 1 Введение. Вводное занятие по ТБ. 1 1 2 Знакомство с планом работы краеведческого кружка. Знакомство с основными положениями нормативных документов. 1 1 Посещение Новомуратского краеведческого музея. 2 2 4 Мой дом. Родословная семьи. Проектно – исследовательская работа. Составление презентации «Моя семья» , «Родные моих родных». Участие в олимпиадах и конкурсах по теме. 4 12 16 5 Родная школа. Ее история и традиции. Сбор материалов о бывших учителях и учениках (медалисты) школы Исследовательская работа. 6 10 16 6 Малая Родина: прошлое, настоящее, сегодняшнее…» Сбор материалов о знаменитых людях, о ветеранах войны и труда, о Л.Борисове, трагически погибшего в Чеченской войне. Составление презентации «Живи и помни» Составление альбома «Многодетные матери». Местный фольклор. Выступление с фольклорной программой в школе и перед населением. Участие в районных, республиканских, во Всероссийских олимпиадах и конкурсах по теме. Проектно – исследовательская работа Турпоход на лыжах в зимний лес. Сотрудничество со средствами массовой информации, составление летописи поискового движения 10 34 44 7 История района. Посещение районного краеведческого музея, районный архивный отдел. Экскурсии по памятным местам и предприятиям района. Составление фотоальбома. Исследовательская работа «Милиционеры Б. Александров и П. Орлов». 4 16 20 8 История ЧР. Знаменитые люди республики. Экскурсия в г. Чебоксары. 4 12 16 9 Природа моего края. Турпоход. Участие в республиканском конкурсе «Лучший поход года» 2 6 8 10 Обработка собранной информации. Итоговое занятие. Задание на лето. 2 2 4 Итого 34 94 128 Календарно – тематическое планирование кружка «Юный краевед» при МБОУ «Новомуратская СОШ» Комсомольского района ЧР на 2014-2015 учебный год №№ п/п Дата проведения Тема занятий Кол-во часов Формы и методы проведения Теоретич. Практич. Введение.(2-2) 3.10 Введение в краеведение. Вводное занятие по ТБ. Знакомство с планом работы краеведческого кружка. Знакомство с основными положениями нормативных документов 2 Лекция, беседа 7.10 Посещение Новомуратского краеведческого музея. 2 Экскурсия-ознакомление Мой дом. Родословная семьи.(4-12) 10.10 Моя семья. 2 Лекция-беседа 14.10 17.10 «Моя семья» 2 2 Сбор материалов. Составление презентации 21.10 Родословная семьи 2 Лекция-беседа 24.10 «Мой род» Летопись семьи 2 Составление генеалогического дерева 28.10 7.11 Проектно – исследовательские работы «Родные моих родных» «История моей семьи – история моего народа» 2 2 Сбор информации, составление презентации 11.11 Участие в олимпиадах и конкурсах по теме 2 сбор материалов, оформление и отправка работ на конкурс Родная школа. Ее история и традиции 6-10 14.11 Моя школа – мой дом. 2 Беседа о своей школе, история школы. 18.11 21.11 Моя школа – мой дом 2 2 Составление летописи. Выпуск стенгазеты 25.11 Учителя нашей школы 2 Беседа и ознакомление с архивными документами 28.11 Учителя нашей школы 2 Сбор материала об учителях школы, создание презентации 2.12 5.12 Что расскажут старые фотографии… 2 2 Сбор материала о школьных годах выпускников школы 9.12 Выпускники – медалисты нашей школы 2 Сбор информации. составление презентации. Малая Родина: прошлое, настоящее, сегодняшнее…» (10-34) 12.12 Моя деревня. История моей деревни. 2 Лекция-беседа 16.12 Моя деревня. История моей деревни. 2 Практическая работа, сбор материалов 19.12 23.12 26.12 «Тепло материнских рук» 2 2 2 Составление альбома и презентацию «Многодетные матери». 6.01 9.01 13.01 «Живи и помни» 2 2 2 Сбор материалов о Л. Борисове, трагически погибшего в Чеченской войне, создание презентации 16.01 20.01 23.01 Летопись подвигов в бронзе и граните 2 2 2 Беседа и сбор материалов о первых милиционерах нашей местности, погибших от рук бандитов (о Б. Александрове и П. Орлове) Создание презентации 27.01 30.01 3.02 6.02 10.02 Местный фольклор 2 2 2 2 2 Выступление с фольклорной программой в школе и перед населением. 13.02 Турпоход на лыжах в зимний лес. 2 17.02 20.02 24.02 27.02 «Они прославили свой народ» 2 2 2 2 Сбор материалов о знаменитых людях, о ветеранах войны и труда, создание презентации 3.03 Участие в олимпиадах и конкурсах по теме 2 сбор материалов, оформление и отправка работ на конкурс История района (4-16) 6.03 История создания района 2 Лекция-беседа 10.03 (+13.03) Посещение районного краеведческого музея, районный архивный отдел. 4 Ознакомление с материалами и документами 17.03 20.03 24.03 27.03 3.04 «Роль одного человека в истории района» 2 2 2 2 2 Лекция-беседа Сбор информации о героях района и создание презентации 7.04 (+10.04) Экскурсия по памятным местам и предприятиям района. 4 История ЧР (4-12) 14.04 История ЧР 2 Лекция-беседа 17.04 Знаменитые люди республики 2 Лекция-беседа 21.04 -5.05 Экскурсия в г. Чебоксары. 8 Посещение краеведческого музея, памятных мест 8.05-12.05 Экскурсия в Ибресинский музей под открытым небом 4 Природа моего края.(2-6) 15.05 Природа моего края 2 Лекция-беседа 19.05 Турпоход 4 Велопоход 22.05 Участие в республиканском конкурсе «Лучший поход года» 2 сбор материалов, оформление и отправка работ на конкурс Итоговое занятие. (2-2) 26.05 29.05 Обработка собранной информации. 2 2 Задание на лето. Педагог: Тихонова Татьяна Васильевна, МБОУ «Новомуратская СОШ» Комсомольского района ЧР Средства, необходимые для реализации Программы - Канцелярские принадлежности; - Фотоаппарат; - Видеокамера; - Компьютер; - Необходимая литература: • Краеведение в школе. — Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520. • Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972. • “Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.) — Тамбов, 1963. • Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965. • 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965. • С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека. (Из Интернета). • Скворцов М.И. Культура Чувашского края. Часть 1: учебное пособие. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994. • Данилов В.В. История Чувашии. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. • Енькка Е.В. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа 16 – 19 вв. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. • Енькка Е.В. Родной край: учебное пособие. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005. • Кульев О.Г. Культура родного края: учебное пособие для 5,6,7,8 классов – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002. • Интернет-ресурсы сотрудничества по краеведению: - АУ Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Минобразования Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ http://gov.cap.ru/Default.aspx -АУ Чувашской Республики «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭКС» Минобразования Чувашии Сайт: http://unitex-center.ru/ • Летопись села Комсомольское и населенных пунктов Комсомольского районаЧР,-с.Комсомольское,1999 • Астăвăм-Память. Чебоксары,Чув.кн.изд.,2004. • Духовно-нравственное воспитание. Истоки.
Категория: Разное | Добавил: (28.12.2014) | Автор: Тихонова Татьяна Васильевна E
Просмотров: 1180
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]