Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и музыкантов.

Задачи:

 Образовательная: показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание героических образов.

 Развивающая: развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас.
Развивать исполнительские навыки: чистое интонирование мелодии, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

 Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

Оборудование и материалы:
 компьютер;
 мультимедийный проектор;
 «Словарь эмоций»
 Карточки
 музыкальные фрагменты: гимн РФ, Симфония №2 А.П. Бородина, из кантаты «А. Невский» С.С. Прокофьева хор «Вставайте, люди русские».

Методическая организация урока:
1. Организационный момент.
Учитель музыки (У М), учащиеся (Уч.):

Музыкальное приветствие:
УМ: Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, учитель!
УМ: Здравствуйте!
Как обычно для работы на уроке музыки нам необходимо приготовить голосовые аппараты для того, чтобы красиво петь и отвечать.
Распевание «Гласные звуки».

Ребята, я поздравляю вас с победой на конкурсе патриотической песни. Вы замечательно передали настроение песни, раскрыли образ Защитника Отечества. Для лучшего восприятия нового материала я предлагаю вам спеть 1 куплет песни « День Победы».
2. Изучение нового материала:
Тема нашего урока «Героические образы в музыке и изобразительном искусстве»
Повторяя пройденный, изучая новый материал, мы ответим на вопрос
 Есть ли взаимосвязь между музыкой и ИЗО;
 Можем ли мы увидеть музыку и «услышать» живопись.
УМ: Ничто не показывает нам так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времен, как искусство.
Из уроков истории мы знаем, что с древних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить русский народ.
Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины. Назовите известных вам героев, защитников Отечества.
Дети: Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский, Иван Сусанин.
УМ: Верно. Образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга, воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.
На слайде вы видите репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Картины В.М.Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.
- Назовите их. /«Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»/
Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. Предположительно картина была задумана в 1875 году. Ей предшествовали многочисленные эскизы и этюды. Замысел получил окончательное воплощение через 25 лет.
Композиция картины выразительна. Богатыри написаны крупно на переднем плане, на фоне скромного степного пейзажа. Их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся еще более мощными и значительными. Симметричное расположение и простота окружающего пейзажа, не отвлекающего внимание зрителя лишними подробностями, хорошо передают сплоченность богатырей, объединенных общей целью — не пропустить врага, общим стремлением — крепко стоять на страже Родины.

Степь покрыта густой ковыльной травой. В глубине видна холмистая цепь возвышенностей с перелесками. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу от степей — Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
Кто эти богатыри?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
УМ:Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?
- Какой характер у главных героев?
Ответы детей.
УМ: Ребята, я просила вас найти в словарях, энциклопедиях, в сети ИНТЕРНЕТ определения слова «богатырь» Прошу их зачитать.
Вывод: Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
УМ: С этого урока мы начинаем знакомство с творчеством великого русского композитора А.П.Бородина. Одной из ведущих тем его творчества является тема богатырских образов, защитников Отечества. Хрущева Даша, МаксимоваМаша и Путилова Аня расскажут нам о великом русском композиторе. Пожалуйста, девочки.
II. Рассказ о русском композиторе А.П.Бородине.
1 ученик: Александр Порфирьевич Бородин- русский композитор, который жил на 100 лет раньше С.С.Прокофьева в 19 веке. Он был ученым-химиком, композитором, педагогом, общественным деятелем. Окончил Медико-хирургическую академию, не прекращая заниматься музыкой. Сочинил оперы, симфонии, квартеты, романсы. Писал статьи о музыке, научные работы.
2 ученик: «Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым»
3 ученик: В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы русского былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.
Учитель музыки: Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.

/Слушание «Богатырской» симфонии А.П.Бородина/

- Почему композитор дал такое название симфонии?
- Какой характер этого произведения?
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа(Интонация, мелодия, ритм).
УМ:Запишите в таблицу средства музыкальной выразительности и средства художественной выразительности, которые раскрывают образ защитника Родины в этих двух произведениях.
Музыка Картина
1.Интонация, мелодия, ритм - предают музыке уверенность и мощь. 1. Композиция картины выразительна. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги.
2.Минорный лад предает музыке суровость и сдержанность. 2.Мало контраста, близкие по цвету, краски предают картине могучий характер и суровость.

Вывод: Таким образом, мы видим, что произведения разных видов искусств появились независимо друг от друга. Хотя, кажется, что «Богатырская» симфония навеяна «Богатырями» Васнецова. Создатели этих произведений никогда не встречались. Картина Васнецова была окончена в 1900 году, а А.П.Бородин умер в 1887 году.
УМ: Ещё об одной картине пойдет речь на нашем уроке. На экране вы видите репродукцию картины работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин написал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.
Об Александре Невском мы уже говорили на уроках музыки в 4 классе. Расскажите, пожалуйста, все, что вы о нем знаете.
3. Практическая часть урока:
Игра «А я знаю, что…»
Рассказ детей: Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.

Ум: Каким предстает перед нами А.Невский?
Уч: Прославленный полководец, в рыцарских латах, с огромным мечом в руках, меч опущен вниз, значит, он не угрожает никому, но крепко сжимает меч в руках, значит стоит на страже русской земли.
УМ: Какой цветовой гаммой пользуется художник?( ответы детей)
УМ: Красный цвет накидки говорит нам о том, что А.Н. из высшего сословия- это символ власти, он русский князь.
Какие предметы символизируют образ Родины?
Уч: Полноводная река Волхов, Софийский собор в Новгороде, леса, птицы в небе, войско, которое защищает Родину.
УМ: Давайте представим себя в мире картины, погрузимся, войдем в нее.
-Кто бы где оказался? Девочки, мальчики?( ответы детей)
-Что каждый из вас чувствует? ( ответы детей)
УМ: Я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.(про кантату спросить детей)
Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину.
Вы сейчас прослушаете один эпизод из кантаты С.С.Прокофьева – хоровую песню «Вставайте, люди русские!» Это уже такой открытый, действенный зов к защите родной земли.
/слушание хора «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева/
УМ: 1.Каков характер музыки?
Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?
Обратимся к Словарю настроений. Ваша задача найти и написать за 1 минуту 4 слова-характеристики. Зачитайте ваши характеристики.
Почему Кантату исполняет смешанный хор?
Что выражает музыка?
Дети: Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса , потому что на защиту Родины встали все: и мужчины, и женщины.

Вывод: Песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»
Физкультминутка.
Повторное /слушание хора «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева/
Представьте, что вы сзываете людей на бой с врагом.
1 часть - ноги на ширине плеч, шаг вперед, руки вверх — зовем, затем раскачивание колокола;
2 часть - покачивание туловища.

Учитель:Героическая тема актуальна и для современных композиторов. Наверное, участвуя в конкурсе патриотической песни ,вы услышали, что все участники исполняли песни современных композиторов, и в них, зачастую, героями становятся не былинные богатыри, а обыкновенные люди. Об этих людях «Баллада о маленьком человеке» Р. Рождественского (на фоне музыки).
На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький
У него была служба маленькая и маленький очень портфель.
Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.
Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие
И маленькую по размеру шинель.
А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора,
Что бы вырубить парня в полный рост!
Учитель: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему?
Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. Это о нём наша песня.
Слушание “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.
Учитель: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Заиграл на трубе.
Дети: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.
Учитель: Давайте выберем солиста – трубача, который споёт партию солиста и изобразит нам трубача. Что можно выразить голосом при исполнении песни?

Исполнение “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.
4. Закрепление изученного материала, подведение итогов урока:
УМ: Итак, ребята, что нового узнали на уроке?
1Уч: Музыка и живопись разными путями, разными средствами художественной выразительности изобразили образы защитников Отечества. Независимо друг от друга композиторы и художники воплощали эти образы через картины и музыку.
2 уч. Теперь, глядя на картину художника мы можем представить себе определенное музыкальное произведение, созвучное этой картине и наоборот, вслушиваясь в музыку, в нашем воображении появляются определенные живописные полотна.
3 уч.Обогатились наши знания о богатырях и защитниках земли русской.
УМ: Как вы, ребята думаете, мы выполнили поставленные задачи?
И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

5. Рефлексия: Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, хорошо отвечали, были активны, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно или вы не совсем довольны собой и вашими ответами, то нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами. В середине рисунка поставьте себе оценку и подпишите рисунок.

Передайте мне свои рисунки.

6. Домашнее задание : к следующему уроку выучите или повторите песню военных лет или песню о войне, сделайте к вашим песням иллюстрации, так как тема следующего урока « Тема войны в песнях и ИЗО»
Категория: Разное | Добавил: Violett (27.02.2014)
Просмотров: 3113
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]