Главная » Статьи » Методическая копилка » Разное

Урок - тренинг как метод интерактивного обучения
Майя Ивановна Игнатова
преподаватель педагогики и психологии
ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»
г. Муром Владимирская область
Урок – тренинг как метод интерактивного обучения
Современное развитие образования ставит перед преподавателем задачу использования в работе с обучающимися активных и интерактивных технологий обучения.
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
К интерактивным технологиям относятся: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии.
При изучении курса психологии наиболее эффективным является использование тренинговых технологий, которые обеспечивают активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Основными требованиями к проведению тренинга являются:
- оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
- соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение,
где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;
- обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
- проведение на первом занятии тренинга упражнений на «знакомство»;
- создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание;
- вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего
тренинга;
- уважение чувств и мнений каждого участника;
- поощрение участников тренинга;
- подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
- обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
- обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
- обязательность подведения итогов тренинга по его окончанию.
Структура тренинга включает несколько этапов: подготовительный, на котором определяются основные правила тренинга, ведущие цели, задачи и ожидаемый результат; выделяются умения, требующие развития; «разогревающий» этап, подразумевающий выполнение упражнений, призванных создать комфортную психологическую среду и активизировать речемыслительную деятельность студентов;
основной этап, состоящий из учебных модулей, в рамках которых происходит реализация технологий, выполнение тренинговых упражнений;
закрепляющий этап, предназначенный для обобщения, повторения учебного материала; итоговый, где происходит обсуждение обучения, подведение итогов, рефлексия, осуществляется обратная связь.
Тренинг обладает обширным арсеналом методов обучения, которые можно объединить в 3 основные группы: 1)презентационные – короткие лекции, видео-лекции, видео-иллюстрации, сообщения, дайджесты, презентации, демонстрации; 2) игровые – различные виды игр (ролевые, имитационные, деловые), «разыгрывание» ситуаций в ролях (инсценирование, драматизация), контр-игра (анализ осознания коммуникативного поведения); 3) дискуссионные – различные виды дискуссий (групповая, межгрупповая, структурированная, свободная, послеигровая), мозговые штурмы, анализ конкретных учебных ситуаций (кейс-стади), разбор случаев из практики.
Схема написания плана урока - тренинга
Тема урока:_________________________________________________________
Цель урока:_________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________
Группа:____________________________________________________________
Материалы, оборудование:___________________________________________
Содержание урока:
1.Организационный момент, разминка:
Цель:______________________________________________________________
Время:_____________________________________________________________
Инструкция:________________________________________________________
Анализ:____________________________________________________________
2.Экскурс в предыдущий день (проверка домашнего задания)
Цель:______________________________________________________________
Время:_____________________________________________________________
Техника проведения:_________________________________________________
Инструкция:________________________________________________________
Анализ:____________________________________________________________
3.Основная часть (мини – лекция, дискуссия, упражнения, ролевая игра и т.д.)
Цель:______________________________________________________________
Время:_____________________________________________________________
Техника проведения:_________________________________________________
Инструкция:________________________________________________________
Анализ:____________________________________________________________
4.Закрепление:
Цель:______________________________________________________________
Время:_____________________________________________________________
Основные вопросы:__________________________________________________
5.Рефлексия урока, домашнее задание
Цель:______________________________________________________________
Время:_____________________________________________________________
Основные вопросы:__________________________________________________
Урок - тренинг как форму интерактивного обучения можно использовать при изучении нового материала, при закреплении пройденного материала, при обобщении и систематизации материала, как практическое занятие и т.д. Он имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционным обучением по ряду параметров: 1) активность участников; 2) роль преподавателя; 3) обмен опытом между участниками; 4) акцентирование на настоящем моменте; 5) исследовательская позиция участников; 6) постановка целей; 7) процессуальность; 8) развивающий характер обучения; 9) интенсивность; 10) активизирующий потенциал; 11) обучающее воздействие группового обучения.
Литература
1.Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб.: Питер, 2008.
2.Дроздова Г.В. Современные технологии образования //СПО. - 2007. - №9.
3.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4.Педагогические технологии /Сост. Т.П.Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998.
6.Ходневич Е.А. Активные методы обучения в профессиональном образовании // СПО.- 2007.- №10.
7.Зарецкая Л.В. Интерактивные технологии в образовании: урок - тренинг. - Режим доступа:http://www.rospsy.ru.files/file/2-2005-103-118.pdf
Категория: Разное | Добавил: МайяИ (24.10.2013) | Автор: Игнатова Майя Ивановна E
Просмотров: 711
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]