Главная » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Этот удивительный русский язык по теме «Повелительное наклонение глагола»
Этот удивительный русский язык по теме «Повелительное наклонение глагола»
(Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)
Демонстрационный материал: карточки, мультимедиа
Подготовительная работа: ребята готовят представление команды,
Цели:
-проверить знания учащихся о глаголе как части речи; умение находить изученную часть речи;
- через игру дать понятие «повелительное наклонение глагола», объяснить, как образуются глаголы повелительного наклонения;
- уметь находить глаголы повелительного наклонения,
- развитие внимания, мышления, смекалку, творческих и познавательных способностей детей;
- воспитание интереса учащихся к русскому языку.


(На музыку песни "Улыбка” В.Шаинского участники выполняют песню)

Учитель: . Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся.( слайд №1,2,3)
А теперь у нас есть полминутки для шутки. Как вы думаете, как правильно сказать?
а) У рыб нет зуб.
б) У рыбов нет зубов?
в) У рыбей нет зубей?
Правильный ответ: у рыб есть зубы.

Учитель: Итак, мы продолжаем нашу игру. Каждой команде предлагаются карточки с существительными. Необходимо определить их род. За каждый правильный ответ – одно очко.слайд №4
1 этап
1 – й команде: какао (ср.р.), тюль (м.р.), пианино (ср.р.), тополь (м.р.), какаду (м.р.).
2 – й команде: кофе (м.р.), кружево (ср.р.), рояль (м.р.), сирень (ж.р.), трель (ж.р.).
2 этап
Подскажите словечко. Вам предстоит отгадать загадку и определить, одушевленное или неодушевленное это существительное.
1 – й команде:
Золотистые доспехи,
Словно радуга на нем.
Там, где моют ветви ивы,
Он в воде горит огнем.
Днем то быстрый, то ленивый,
Виден всем издалека.
Там, где моют ветви ивы,
За нос водит рыбака.
Любит ил в пруду и грязь
Шустрый, сильный князь…
(Карась, одушевленное существительное)
2 – й команде:
В тихом, влажном уголке
Под высокой елкой
С тонкой тросточкой в руке
На подушке колкой.
Он, как старый Дед Мороз,
Спрятался от солнца.
На травинках капли рос –
Для его оконца.
К мокрой шляпе мох прилип,
Прикрывает толстый …
(Гриб, неодушевленное существительное)

А сейчас – творческое задание. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы. . Время выполнения – две минуты.
1 – й команде: солнце ... оконце.
2 – й команде: привет ... кабинет.

Слайд №5 мультфильм . Посмотрите на экран. Найдите глаголы. Какого наклонения?

Слайд №6 тема урока
Подумайте над самим названием наклонения «повелительное». Что можно о нем сказать? Что это за глаголы? Слайд №7
Правильно, глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто- то требует или просит выполнить.
- Что мы можем определить у глаголов повелительного наклонения?

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).Слайд №8

Запомните, глаголы повелительного наклонения образуются от основ настоящего времени при помощи суффикса -и- (в ед. ч), и окончания –те (во мн.ч).Слайд №9
Физкульт минутка.
Это не просто физкультминутка, а минутка с заданием. Будьте внимательны: вас ждет вопрос.
Руки кверху поднимите,
А потом их отпустите.
А потом их разверните
И к себе скорей прижмите.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вопрос: Сколько глаголов повелительного наклонения прозвучало? (6)
Молодцы!!!!!
Домашнее задание. Работа над текстом. (карточки) Слайд №10,11
Шуточные вопросы
• И с буквой Г – лечу, и с буквой В – лечу. (грач, врач)
• В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (сто-нет)
• Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? ( 1 спр., 2л, ед.ч., наст.в. (дума-ешь))
• У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (хоте-лось)

III. Подведение итогов. Слайд №12

Составь слово Угадайте существительное, определите его число
1. ТЕРККАА (Ракетка, единственное число)
2. ЫБИФТУСОЛТ (Футболисты, множественное число)

Наш следующий конкурс называется "Слово - змейка”. Необходимо записать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. Та команда, которая за тридцать секунд составит цепочку длиннее, получает два очка. (Например, салют – трава – арбуз).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: (21.03.2014) | Автор: Зарипова Ильсуяр Бариевна E
Просмотров: 642
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]