Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Дополнительная комплексная образовательная программа " Я Русским Севером храним"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско- Юношеский центр

Дополнительная комплексная образовательная программа
« Я Русским севером храним»

Возраст учащихся 6-11 лет
Срок реализации 4 года

Авторы: Киселева Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования ,
высшая квалификационная категория.
Гуцол Елена Юрьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.

Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства. трудового обучения.
Программа предусматривает изучение и совершенствование традиционных приемов работы с бисером( ткачество и бисероплетение) в изготовлении современных изделий и сохраняет связи прошлого с настоящим.
Декоративное искусство неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то. Что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративно-прикладного искусства. Следуя этим традициям, создавая вещи своими руками на учебных занятиях, дети возвращаются к своим истокам
Бисер- это мир , в котором сплетаются самые разные грани человеческого дарования: мастерство стеклодува, умение ткачих и вышивальщиц, фантазия художника. В России бисерное рукоделие развивалось с давних времен благодаря связям с Византией. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особенно ценили на Руси. Основной областью, в которой идет работа по развитию современного бисерного рукоделия, остаются женские украшения и ткачество миниатюр. Из всего разнообразия приемов работы с бисером ближе всего к традиционному ткачеству известно ткачество бисером.
Ткачество - одно из самых древних ремесел в истории человечества, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства .Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В начале века мастерицы умели ткать удивительные полотенца, скатерти, дорожки, пояса, используя для этой работы природные материалы: лен и шерсть.
Бисероплетение- работа сложная и кропотливая, не всем детям она вначале по силам. , т.к. Но, несмотря на это, она имеет большую коррекционную значимость, т.к. развивает мелкую моторику, пространственные представления, зрительное восприятие, расширяет кругозор.
Данная программа является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений общего образования, учреждений культуры. Такой подход в реализации программы позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего образования и учреждений культуры в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
Участниками программы являются МОУСОШ № 25, МБОУДОД ДЮЦ. МБОУМУК МБС библиотека « Ковчег». Программа реализуется на учебных занятиях в коллективе « Северный сувенир» ( МБОУДОД ДЮЦ). Интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях(МБОУСОШ № 25),праздниках, тематических мероприятиях ( библиотека « Ковчег»). Предполагаются экскурсии в музеи, театры, храмы, на выставки, поездки по памятным местам Архангельской области и страны.
В процессе реализации программы создается творческое сотрудничество педагога дополнительно образования . классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, библиотекарей школы и городской библиотеки «Ковчег». Это дает возможность эффективно решать образовательные, социальные, общекультурные задачи.
Программа позволяет полнее использовать потенциал школьного образования, углублять, расширять и применять школьные знания в дополнительном образовании.
Данный курс позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности. Обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению коллектива.
Все участники программы принимают участие в учебном процессе, в массовых воспитательных мероприятиях.
Цел программы :
выявление и развитие склонностей и способностей детей, адаптация к учебной деятельности, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через освоение художественного и культурного опыта, изучение традиций Русского Севера, творческую деятельность, собственное творчество в процессе интеграции основного общего и дополнительного образования.
Основные задачи курса:
Обучающие:
- обеспечить овладение учащимися общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности( познавательной, графической, проектной, конструкторской и дизайнерской), получение первоначальных навыков в этих видах деятельности
-познакомить с историей ремесла, традициями северного ткачества, традиционными приемами работы с бисером;
-расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально-неблагополучных и малообеспеченных слоев, мигрантами, детьми с ограниченными возможностями, сиротами и детьми, оказавшимися с сложных жизненных ситуациях;
- создание « живого» практического дополнения к школьным предметным курсам;

Воспитательные :
-способствовать воспитанию чувства прекрасного ,умения понимать и ценить произведения декоративно-прикладного искусства;
-Способствовать формирования культуры общения с окружающими, способности к сотрудничеству, трудолюбию, самостоятельности, коммуникативности;
Развивающие:
-способствовать формированию понимания роли народного искусства в современном мире, любви и созидательного подхода к его использованию в своем творчестве;
- способствовать развитию эстетического вкуса, художествен- творческих способностей ,воображения, развитие мелкой моторики, согласованности работы рук.
- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти, навыков комплексного освоения искусства России и своего края.
Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет (начальная школа)
Срок реализации программы -4 года.
Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства « рядом» на примерах произведений художников т народных мастеров родного края. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, используя различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Региональный компонент в программе реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера)
На учебных занятиях в Детско-юношеском центре и в школе № 25 дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам, материалам и результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников.
Сознательная дисциплина , адекватное поведение детей и соблюден е принятых в коллективе правил вырабатывает нужный стереотип поведения и ведет к снижению уровня правонарушений среди школьников. Результат участия в выставках позволяет сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду.
Каждое занятие включает в себя не только задания по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики. С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры.
На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики., упражнения для глаз, развитие речи, «веселые переменки».
Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха.
Включение ребенка в образовательный процесс создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам, увеличивает пространство в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность ,реализовать свои личностные качества , демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
При планировании работы учитываются пожелания детей, родителей.
Вся работа основана на следующих принципах:
• научность
• доступность
• занимательность
• учет индивидуальных особенностей
• охрана здоровья
Основными методами работы на занятиях являются: словесные (рассказ, беседа, чтение); наблюдения, работа с литературой, игра,практическая работа, работа в группах.
Контроль за полученными знаниями осуществляется в виде самостоятельных работ, выставок, викторин, игровых программ, тестирования.
Программа первого года обучения состоит из следующих разделов.
Раздел1. « Введение в предмет» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся, дает первоначальные сведения об учебном предмете, вводит учащихся в мир традиционных северных ремесел. Знакомит с историей возникновения бисера. Индивидуальная творческая работа дает возможность диагностике учащихся.
Раздел 2. «Двинская земля» расширяет базовые знания по истории родного края, традициях народа и его ремеслах, знакомит с жемчужинами Севера –монастырями, элементарными приемами работы с бисером.
Раздел 3. «Рождественская сказка» знакомит с традиция ми подготовки к празднику Рождества, сказками, сказаниями, преданиями о рождестве, изготовлению из бисера рождественских сувениров, приемами выполнения рождественской открытки.
Раздел4. « Пасхальная сказка» знакомит с традициями подготовки к празднику Пасха, со сказками и рассказами на пасхальную тематику, приемами изготовления из бисера пасхальных сувениров, открыток.
Раздел 5. «Рукотворная сказка» позволяет выполнить работу по выбору учащихся, используя полученные знания по работе с бисером.
Итоговое занятие- подведение итогов за год, награждение, выставка.
Программа второго года обучения состоит из следующих разделов.
Раздел 1. « Введение в Ремесло» содержит цели и задачи курса, требования к учащимся.
Раздел 2. « Светлый Север» знакомит с пословицами , поговорками, загадками, преданиями и сказаниями о ремеслах, основами цветоведения, понятием о композиции, основными приемами монастырского плетения.
Раздел 3 « Рождественский подарок». расширяет знания ,знакомит с традициями подарка в России, приемами ткачества бисером на станке, рождественских миниатюр.
Раздел 4. « Праздник Праздников» знакомит с Пасхальными традициями России, произведениями русских писателе о Пасхе, с основными приемами оплетения бисером сложной формы.
Раздел 5 « Стеклянная сказка» знакомит с работами мастеров художественных промыслов, позволяет выбрать композицию произвольной тематики и выполнить ее с соблюдением технологий работ с бисером.
Итоговое занятие-подведение итогов за курс обучения.
Программа третьего года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел 1 « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 2 года, с планом работы на 3 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемые к выставочным работам. Позволяет выбрать работу на учебный год и выполнить эскизы.
Раздел 2. « Нить времени» знакомит детей с возможностями использования в работах с бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Знакомит со знаниями по основам цветоедения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.
Раздел 3. «Узоры Рождества» знакомит с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведениями на рождественскую тематику.
Раздел 4 « История, живущая в сердцах» знакомит с произведениями на пасхальную тематику, с приемами разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.
Раздел 5 «Союз мечты и рук» позволяет детям разрабатывать собственную идею и выполнить ее в материале самостоятельно.
Итоговое занятие-подведение итогов за год, награждение, выставка.

Программа четвертого года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел 1. « Сотвори из дела сказку» знакомит с итогами работы за 3 года , с планом работы на 4 год, расписанием, графиком выставок и требованиями, предъявляемыми к выставочными работам и реферативным работам. Позволяет выбрать работу на ученый год и выполнить эскизы.
Раздел 2 «Нить времени» систематизирует знания о возможности использования в работах бисером многообразия возможностей традиционных северных ремесел(орнаментального вязания, ткачества, золотого шитья, лоскутного шитья; традиционного народного костюма. Систематизирует знания по основам цветоведения, композиции, основными приемами работы с бисером , с основными этапами разработки бисерного изделия.
Раздел 3. « Узоры Рождества» систематизирует приемы разработки и изготовления индивидуальной миниатюры на рождественскую тематику в коллекцию группы, с произведеними на рождественскую тематику.
Раздел 4 « « История , живущая в сердцах» систематизирует знания о традициях Пасхи , приемы разработки и изготовления индивидуальной пасхальной миниатюры на пасхальную тему в коллекцию группы.
Раздел 5 . « Союз мечты и рук» позволяет детям разработать детям собственную идею и воплотить ее в материале самостоятельно.
Итоговое занятие- подведение итогов за 4 года обучения, награждение, выставка.
Общегодовая нагрузка по программе составляет
1год -144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
2год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
3 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа,
4 год-144 часа, 2раза в неделю по 2 часа.
По итогам каждого года обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форм анкетирования, тестирования, выполнения практических контрольных срезов; в течении всего года используется метод наблюдения. По итогам диагностики заполняются индивидуальные информационные карты.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политике, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнакки России от 11.12 2006 № 06-1844.
Данная программа составлена на основе программ:
« Северное ткачество» областной школы народных ремесел г. Архангельска, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российский Федерации, 1997г:
«Ручное ткачество» (Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта» 1996 ) одобренной Главным Управлением школ министерства просвещения ССР и рекомендованной в качестве типовой.

Ремесло рассказывает сказки
Первый год обучения
Цель: способствовать развитию интереса к предметному творчеству(работе с бисером). Овладению простейшими приемами плетения и ткачества бисером, изготовлению сувениров из бисера.
Задачи.
Способствовать:
- воспитанию уважения к духовным ценностям, уму, таланту и мудрости своего народа;
-формирование представления о народном мастере, его творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного труда;
-формирование умений и навыков изготовлять сувениры из бисера, используя традиционные приемы работы.

№ МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером) МБОУ СОШ №25 Библиотека
« Ковчег»
Раздел Кол-во часов изо Тех-я Кл час
всего теория практика
1 Введение в предмет 4 1 3 4
2 Двинская земля 28 8 20 2 2 2 2 36
3 Рождественская сказка 36 12 24 2 2 2 2 44
4 Пасхальная сказка 54 13 41 3 4 3 4 68
5 Рукотворная сказка 20 6 14 1 1 1 1 23
Итоговое занятия 2 2
144 40 104 8 9 8 9 181


Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1 « Ведение в предмет»
Иметь представление: об исторических корнях промысла.
Знать: требования к учащимся
Теория.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся. Рассказ о коллективе. Вводный инструктаж. Планы и задачи на год. Требования к учащимся. Расписание.
Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с бисером « 1000 и 1 бисеринка». Бисер в церковной утвари и современной жизни.
Практическая работа.
Индивидуальная творческая работа по представлению
Промерный перечень работ.
Цепочка « в крест»
Раздел 2 «Двинская земля »
Иметь представление: о традициях поморов.
Знать:
Технологию работы с бисером,
понятие « композиция» , «орнамент»,
основы цветоведения,
порядок разработки бисерного изделия,
материалы, инструменты , приспособления для работы,
обозначения,схемы, правила чтения схем,приемы плетения.
Уметь:
Выполнить практическую работу.
Теория.
Географическое положение. Заселение Севера. Традиционные ремесла. Современные ремесла. Род-связь с прошлым и будущим.Родственники –мир самых близких людей.
Традиции поморской семьи. Вера. Почитание родителей. Дом- территория семьию Ритм домашней жизни. Семейный уклад. Семейные праздники. Мужская и женская работа в доме. Мужские ремесла. Женские ремесла. Традиционные игоушкт жемчужины севера –монастыри.
Классные часы
• «Я т мы»
• «Родник неиссякаемой любви»( традиции семьи)
Библиотека « Ковчег»
• «Игрушка – небалушка»
• «Топорные куклы Севера» (панки)
Экскурсии
• МБОУДОД ДЮЦ коллектив « Северный сувенир»
• Музей « Малые Корелы»
• Поездка в Ягринский бор
• Выставка « до свидания лето!»
Монастырские ремесла.
Технология бисерного изделию Знакомство с понятиями « композиция» и «орнамент» Знакомство с основами цветоведения. Порядком разработки изделия. Качество работы. Упражнения , снимающие утомление глаз. Обозначения. Схемы. Знакомство с плетением плоских бисерных изделий, основными приемами плетения. Цепочка. Приемы плетения простейших цепочек и орнаментов в них.
Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.
Промерный перечень работ.
Браслет. Игрушки из бисера. Контурные работы их цепочек.
Изо
• « Воспоминание о лете»
• «Золотая осень»
Технология
• Аппликация « Волшебные цветы»
• Изготовление открыток ко Дню пожилого человека.

Раздел 3. «Рождественская сказка»
Иметь представление: о Православной Рождественской традиции.
Знать: приемы прямого гобеленового плетения.
Уметь: применять приемы прямого гобеленового плетения на практике при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория.
Знакомство с Православной Рождественской традицией. Тематические беседы об истории праздника. Традициях Рождества в России. Рождественские поздравления, история рождественской открытки.
Классные часы
• « Родник неиссякаемой любви» « самое доброе слово –МАМА»
• « Что такое «хорошо» и что такое « плохо»
Библиотека « Ковчег»
• « Птица счастья»
• «Игрушка с глазурью»
Экскурсии
• МБОУДОД ДЮЦ «Зимние фантазии»
• Дом музей Писахова
• Экскурсия в библиотеку « Ковчег»
Прямое гобеленовое плетение индивидуальной миниатюры. Разработка рисунка.
Промерный перечень работ.
Укарашения. Миниатюры на рождественскую тематику. Елочные игрушки из бисера.
Изо
• « С днем рожденья, Дед Мороз!»
• «Зимняя сказка»
Технология
• «Подарок для Мороза»
• Изготовление открыток «Хоровод рождественских поздравлений»
Раздел 4 « Пасхальная сказка»
Иметь представление: о Православной Пасхальной традиции.
Знать: приемы оплетения формы.
Уметь: оплетать заданную форму.
Теория.
Знакомство с Православной Пасхальной традицией. Пасхальные сказки, рассказы о появлении колоколов, молитвы, храмов.
Классные часы
• «История моей дружбы»
• «Защитники земли Русской»
• «Пасхальные звоны»
Библиотека « Ковчег»
• «Шаркунок»( берестяная игрушка)
• «Чудеса из печки»(каргопольская игрушка)
• «Кукла –зарутка»(тряпичная кукла)
• « Стригушка»(кукла из соломы)
Экскурсии
• Школьный музей боевой славы.
• Городской краеведческий музей.
• Выставки и мероприятия в рамках фестиваля « Чудесный короб»
Изготовление декоративных изделий. Оплетение формы. История изготовления декоративных изделий( бисер в церковной утвари и традиционном костюме) Декоративные пасхальные яйца(роспись, кость, Феберже) Многообразие вариантов оформления. Знакомство с основными приемами оплетения формы, основными приемами изготовления открытки из бумаги на заданную тему по представлению.
Практическая работа.
Зарисовка узоров для оплетения. Выполнение эскиза. Выбор лучшего. Разработка индивидуального рисунка. Изготовление технического рисунка и технического рисунка в цвете. Изготовление развертки, шаблона. Расчет количества материала. Подбор материала по цвету и размеру. Изготовление пояска на яйцо. Знакомство с приемами оплетения макушек. Уменьшение(увеличение) в схеме плетения Закрепление на форме. Закрепление рабочей нити. Наложение из бисера. Оформление готовой работы.
Примерный перечень работ.
Пасхальные яйца, миниатюры. Обручи, заколки, браслеты, открытки, подсвечники.
Изо
• «Богатыри земли Русской»
• «Дом , в котором я живу»
• «Пасхальная сказка»
Технология. Объемные открытки.
• « Сердечные поздравления»
• «Подарочки для мамочки»
• « Праздник-проказник»
• «Пасхальный букет»
Раздел 5 « Рукотворная сказка»
Иметь представление: о ценности ремесла.
Знать: приемы изготовления сувениров по специальной тематике.
Уметь: выполнить работу по заданной теме.
Теория.
Беседы о трудолюбии, о сохранении традиций ремесла, его ценности на примерах литературных сказок о народных ремеслах.
Классные часы
• «Откуда Азбука пришла»
Библиотека « Ковчег»
• « Современные игрушки»
Экскурсии
• «Храмы Архангельска»
Промерный перечень работ.
Закладки. Подвески. Шкатулки.
Изо
• «Волшебные буквы»
Технология
• «Чудесный вензкль»

Итоговое занятие .
Закрытие выставки. Приглашение родителей. Подведение итогов.

Традиции Поморья
Второй год обучения
Цель: Способствовать развитию и сохранению интереса к предметному творчеству, совершенствованию умений и навыков работы с бисером
Задачи.
Способствовать:
-воспитанию творческой , социально-активной личности, ответственно относящейся к труду проявляющей интерес к художественному творчеству, желания трудится.
-совершенствованию практических приемов и основ технологии изготовления сувениров из бисера.
- ознакомлению с основами проектной деятельности
. развитию самостоятельности учащихся в решении творческих задач.
№ МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером) МБОУ СОШ №25 «Ковчег»
раздел Кол-во часов изо Технология Кл час
всего теория практика
1 Введение в предмет 4 1 3 4
2 Светлый
Север 28 8 20 2 2 2 2 36
3 Рождественский подарок 36 12 24 2 4 2 2 44
4 Праздник Праздников 54 13 41 3 4 3 4 68
5 Стеклянные узоры 20 6 14 1 1 1 1 23
6 Итоговое занятие 2 2
144 40 104 8 9 9 9 181

Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. « Введение в ремесло»
Иметь представление о многообразии работ с бисером.
Знать отличие одних видов работ с бисером от других.
Уметь выполнить задание творческого характера
Теория
Организационное занятие. Встреча с детьми. Итоги работы летом. Планы на учебный год. Вводный инструктаж. Расписание. Бисер в церковной утвари .Плетение из бисера. Ткачество из бисера. Шитье бисером.Вязание с бисером. Уникальные работы мастеров и умельцев. Просмотр репродукций и видеопрограмм.
Практическая работа
Выполнение задания творческого задания.
Раздел 2. «Светлый Север»
Иметь представление : о преданиях и сказаниях о ремеслах Севера.Традиционном костюме.
Знать: приемы монастырского плетения
Уметь применять приемы монастырского плетения при изготовлении индивидуальной творческой работы
Теория
Знакомство с пословицами, поговорками, загадками, преданиями и сказаниями о ремеслах Севера. Поморская справа. Традиционный костюм. Светлый Север - северные жемчуга.
Классные часы + библиотека « Ковчег»
• « Дом как мир» (традиции и быт поморов)
• «Родительский дом-начало начал»
Экскурсии
• Экскурсия в Лявлю
• Выставка «До свиданья , лето!»
• Выставка « Фейерверк творчества»
Оборудование, материалы, инструменты. Правила работы и хранения. Требования безопасности .организация рабочего места, правила работы с инструментами, правила их хранения. Технологический рисунок. Монастырское плетение. Обозначение, схемы.
Материалы ,применяемые при плетении из бисера. Плетение по ширине. Плетение по длине. Способы закрепление и удлинение рабочей нити. Художественное оформление работ .Основы цветоведения. Общее понятие о композиции.
Практическая работа
Организация рабочего места. Эскиз. Композиционное решение. Цветовое решение. Рабочий чертеж, рисунок, технический рисунок. Выбор материала. Расчет количества. Знакомство с основными приемами монастырского плетения. Знакомство со способами закрепления рабочей нити. Художественное оформление работы.
Изо
• «Дом как мир»
• « Ромашковая Русь»
Технология . Объемная аппликация
• « Ромашки»
• Рамка для фото.
Примерный перечень работ.
Закладка, рамка для фото. Украшения , воротники, ожерелья.
Раздел 3. «Рождественский подарок»
Иметь представление о литературных произведениях на рождественскую тематику, о традициях подарка в России, рождественских поздравлениях.
Знать приемы ткачества на станке.
Уметь применять приемы ткачества на станке при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Знакомство с литературными произведениями на рождественскую тематику,с традициями подарка в России, рождественскими поздравлениями.
Классные часы
• «Глаза - окно во внешний мир, сердце -во внутренний»
• « Сердце-магнит»
Библиотека « Ковчег»
• «Одежда- дом для человека»(северный костюм)
• Деревянное кружево Севера(заочная экскурсия по северной усальбе)
Экскурсии
• «Дом Деда Мороза» Соломбала
• Городской краеведческий музей.
Ткачество на станке. Устройство станка. Сновка станка . Знакомство с заправкой станка. Ткацкий расчет. Материалы, необходимые для работы. Заделка, заправка и обновление рабочей нити. Изготовление эскиза миниатюры. Композиционное решение .Цветовое решение. Формирование первого ряда. Качество миниатюры. Основные правила снятия о станка. Художественное оформление
Практическая работа
Изготовление эскиза, технический рисунок в цвете. Установка станка. Формирование первого ряда, .подбор по цвету и размеру .Знакомство с приемами ткачества, выполнения миниатюры. Снятие со станка. Оформление работы.
Изо
• «Край моего детства»
• «Русская зима»
Технология
• «Рождественский подарок»
• «Подарок Рождественской елке»
Примерный перечень работ
Многоцветные миниатюры. Косметички. Сумочки.
Раздел 4. «Праздник Праздников»
Иметь представление о традициях праздника Пасхи.
Знать технологию оплетения бисером сложной формы.
Уметь применять технологию оплетения бисером сложной формы при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Знакомство с традициями праздника Пасхи, литературными произведениями на пасхальную тему.
Классные часы
• «Богатство человеческого сердца»
• «Эгоизм - испорченная любовь»
• «Проявления любви»
• «Два крыла человека»
Библиотека « Ковчег»
• «Добрых рук мастерство» (Холмогорские косторезы)
• «Холодные реки- жемчужные берега» (Ловля жемчуга)
• «Где лад, там и клад»( Семейно- бытовые обряды)
Экскурсии
• «Архангельск- столица поморов»
• Куртяево
Технология оплетения бисером сложной формы. Знакомство с основными правилами оплетения бисером сложной формы ,с основами цветоведения, с материалами, инструментами, приспособлениями и с ними при оплетении бисером сложной формы, с приемами ткачества на станке работы сложной геометрической формы, с изготовлением элементов наложения из бисера, с художественным оформлением готовой работы.
Практическая работа
Требования безопасности, организация рабочего места. Изготовление эскиза. Изготовление технического рисунка. Цветовое , композиционное решение. Расчет количества материала. Сновка станка. Формирование первого ряда. Изготовление развертки сложной формы .Ткацкий расчет. Знакомство с основными приемами ткачества. Убавления в работе. Добавления в работе. Закрепление рабочей нити. Закрепление тканого полотна. Снятие со станка. Закрепление на форме. Оформление «вытачек». Оформление наложений. Оформление готовой работы.
Изо
• « Память жива»
• «Весеннее настроение»
• « Масленица»
• « Дорого яичко ко Христову дню»
Технология. Объемная аппликация.
• «Весенний букет»
• Открытка « Прости»
• Пасхальный сувенир.
Примерный перечень работ.
Сложные пасхальные яйца. Многоцветные пасхальные миниатюры. Шкатулки.
Раздел 5. «Стеклянные узоры» ( техника исполнения по выбору учащихся)
Иметь представление о различных технологиях работы с бисером.
Знать приемы разработки сувениров в технике исполнения по выбору.
Уметь применять приемы работы с бисером при изготовлении индивидуальной творческой работы.
Теория
Просмотр и обсуждение работ мастеров народных художественных промыслов, фотографий, видеопрограмм, репродукций.
Классные часы
• «Волшебный вензель»
Библиотека « Ковчег»
• «Берестяных плетений кружева»
Экскурсии
• Архангельский краеведческий музей
Выбор работы, определение основных этапов и приемов ее выполнения. Выбор композиции изделия произвольной тематики. Цветовое решение. Работа с литературой.
Практическая работа
Изо
• « Рукотворные чудеса»
Технология
• « Приключения белого листа»
Примерный перечень работ .Рамки для фото. Косметички. Записные книжки.
Итоговое занятие.
Закрытие выставки « Храм души» награждение. Подведение итогов.

Сотвори из дела сказку
Третий год обучения.
Цели: Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Задачи:
Показать особенности и многообразие способов работы с бисером.
- дать ребенку опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека,
-посредством практической деятельности подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке,
-способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру,
- показать место и значение художественного проектирования при создании современных изделий,
-ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятие об этапах создания красивых и полезных вещей,
- формирование умения работать в коллективе при создании коллекции,
-развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

№ МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером) МБОУ СОШ №25 «Ковчег»
раздел Кол-во часов изо Технология Кл час
всего теория практика
1 Сотвори из дела сказку 4 1 3 4
2 Нить времени 28 8 20 2 2 2 2 36
3 Узоры Рождества 36 12 24 2 4 2 2 44
4 История, живущая в сердцах 54 13 41 3 4 3 4 68
5 Союз мечты и рук 20 6 14 1 1 1 1 23
6 Итоговое занятие 2 2
144 40 104 8 9 9 9 181

Содержание программы 3 года обучения.
Раздел 1. «Сотвори из дела сказку»
Теория
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Наше наследие».выставка работ, эскизов. Итоги работы за 2 года. Знакомство с планом на учебный год. Расписание. Техника безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с темами рефератов, требованиями к выставочным работам.
Раздел 2. «Нить времени»
Теория
Чтение и обсуждение произведений о вере(преданности) и о правде(в слове, в деле), справедливости, о честности(чести).
Классные часы
• « Воля- внутренняя сила»
• « Что посеешь, то и пожнешь»
Библиотека « Ковчег»
• « У моря Белого, студеного». Экскурс в прошлое.
• « Архангельск-столица Севера». Исторический час.
Экскурсии
• Холмогоры
Понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью. Виды творчества. Творчество в системе общечеловеческих ценностей. Соотношение понятий красота, искусство, наука, творчество, нравственность, интеллект.
Эстетические потребности человека. Совокупность эстетических и утилитарных сравнений в изделиях из бисера. История и современность народных художественных промыслов Севера.
Соотношение понятий: композиция, функциональность изделия, художественная выразительность, пропорциональность.
Национально-региональные особенности работы с бисером.
Значение канонов для сохранения и рационального использования традиций. Изменение формы изделия под воздействием выбора материала.
Практическая работа
Работа с литературой, видеоматериалов с выставок. Выбор индивидуальных работ на год.. Изготовление эскизов Сбор сведений и анализ требований к работам.. Формирование первоначальных вариантов. Выбор масштаба, материала с целью наиболее полно представить разработанное изделие.
Выполнение эскизов предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимою форму. Цветовой фон, яркость. Зрительное восприятие. Индивидуальное решение цветового оформления изделия.
Изо
• «Студеное море»
• « Северное сияние»
Технология
• « Волшебные узоры»
• « Чудесные нити»
Примерный перечень работ. Эскизы и проекты работ.
Раздел 3. «Узоры Рождества»
Теория
Просмотр и обсуждение видеопрограммы « Жили-были славяне»- « Рождество», рождественские мотивы. Чтение и обсуждение сказок о надежд( уверенности в добром исходе дела, надежде на правду), о мире и согласии( в душе, в семье, среди людей), о терпении(умении выносить все испытания и терудности), о послушании (доверии доброму опыту, родителям, совести).
Классные часы
• « История моей семьи в истории страны»
• « Новогодние традиции моей семьи».
Библиотека « Ковчег»
• « Северодвинск-сын Белого моря и гордой Двины» Краеведческий час.
• «Николо-Карельский монастырь- духовная пристань поморов».
Экскурсии
• Николо-Карельский монастырь
• СМОО « Православный просветительский центр святых Кирилла и Мефодия» Музей игры и игрушки.
Рождественская миниатюра. Многообразие вариантов. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления и оформления.
Правила расчета размеров миниатюр, размеров рамки, количества материала. Определение этапов выполнения работы с соблюдением технологии. Изготовление миниатюры. Оформление.
Практическая работа.
Рождественская миниатюра. Изготовление развертки, технического рисунка, подготовка материала, сновка станка, ткачество полотна сложной геометрической формы.
Изо.
• « Зимняя сказка»
• « Приключение новогодней елочки»
Технология
• « Узоры Рождества»
• « Свет волшебной звезды»
Примерный перечень работ. Новогодний сувенир.
Раздел 4. «История, живущая в сердцах»
Теория.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Как жить по православному?». Чтение и обсуждение сказок о любви( сердечной привязанности, дружбе, добре), о милосердии(милости в сердце, прощении), о доброте(добром деле и слове), о покаянии.
Классные часы
• « Препятствиями растем»
• «Доброжелательность и злонамеренность»
• «Терпимость- путь к миру»
• « Язык души и сердца».
Библиотека « Ковчег
• «Ненакса- России золотник»
• «Кладезь мудрости» . Час северного фольклора.
• «Душа неизъяснимая» (поморские былины и сказания)
• « Что едали наши деды»(Сюжетно-познавательная композиция)
Экскурсии
• Ненакса
• Архангельский краеведческий музей
• Архангельский музей изобразительного искусства
• Музей фабрики « Беломорские узоры»
Разработка пасхального сувенира. Материалы , инструменты, приспособления. Изготовление развертки. Расчет необходимого материала, убавлений, добавлений при ткачестве полотна сложной геометрической формы.
Практическая работа.
Изготовление развертки, технического рисунка, подготовка материала, сновка станка, ткачество полотна сложной геометрической формы.
Изо
• « Портрет моей семьи»
• « Веселая ярмарка»
• « Пасхальный перезвон»
Технология.
• « Дорога к храму»
Примерный перечень работ. Пасхальные сувениры.
Раздел 5. «Союз мечты и рук»
Теория
Чтение и обсуждение сказок о знаниях и мудрости(плодах учения, любви и правды), об истине( подлинности, искренности), о единстве Веры, Надежды, Любви.
Классные часы
• « Ярмарка ремесел»(традиционные женские ремесла)
Библиотека « Ковчег»
• « Поморские традиции»
Экскурсии
• Северодвинский городской краеведческий музей.
• Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь.
Разработка индивидуальной творческой модели с соблюдением технологии. Единство стилевого решения индивидуальной коллекции. Оформление индивидуальной работы, ее защита к коллективе. Подготовка работ к выставке.
Практическая работа
Разработка индивидуальной модели. Расчет количества материала, цветовое и композиционное решение. Оформление индивидуальной работы. Защита в коллективе. Подготовка работ к выставке.
Изо
• «Традиции Поморов»
Технология
• « Чудеса своими руками»
Примерный перечень работ. Индивидуальные творческие работы.
Итоговое занятие .Подведение итогов выставки. Награждение.

Я Русским Севером храним
Четвертый год обучения
Цель: Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Задачи:
Показать особенности и многообразие способов работы с бисером.
- дать ребенку опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека,
-посредством практической деятельности подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке,
-способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру,
- показать место и значение художественного проектирования при создании современных изделий,
-ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятие об этапах создания красивых и полезных вещей,
- формирование умения работать в коллективе при создании коллекции,
-развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

№ МБОУДОД ДЮЦ
«Северный сувенир»
(ткачество бисером) МБОУ СОШ №25 «Ковчег»
раздел Кол-во часов изо Технология Кл час
всего теория практика
1 Сотвори из дела сказку 4 1 3 4
2 Нить времени 28 8 20 2 2 2 2 36
3 Узоры Рождества 36 12 24 2 4 2 2 44
4 История, живущая в сердцах 54 13 41 3 4 3 4 68
5 Союз мечты и рук 20 6 14 1 1 1 1 23
6 Итоговое занятие 2 2
144 40 104 8 9 9 9 181

Раздел 1. «Сотвори из дела сказку»
Теория
Просмотр и обсуждение материалов из фондов музеев. Выставка работ, эскизов. Итоги работы за 3 года. Знакомство с планом на учебный год. Расписание. Техника безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с темами рефератов, требования к выставочным работам.
Раздел 2. «Нить времени»
Теория
Чтение и обсуждение произведений о вере(преданности) и о правде( в слове, в деле), справедливости, о честности (о чести).
Классные часы
• « Моя родословная»
• « Традиции поморской семьи»
Библиотека « Ковчег»
• « В крестьянском доме»
• «Красный сарафан» Одежда русских женщин.
Практическая работа.
Работа с литературой, материалом с выставок. Выбор индивидуальных работ на год. Изготовление эскизов. Сбор сведений и анализ требований к работам. Формирование первоначальных вариантов. Выбор масштаба, материала с целью наиболее полно представить разработанные изделия. Выполнение эскизов предметов с целью получить простую, функциональную..конструктивную и эстетически значимую форму. Цветовой фон, яркость. Зрительное восприятие. Индивидуальное решение цветового оформления изделия.
Изо
• « Портрет моей семьи»
• «Традиционный северный костюм»
Технология
• «Родословное дерево» ( аппликация из ткани из бумаги)
• «Поморы» ( традиционный костюм, аппликация из ткани)
Примерный перечень работ. Сувениры. Открытки.
Раздел 3. «Узоры Рождества»
Теория.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « Как жить по православному?», «Хранители традиций».
Классные часы.
• « Старый Архангельск»
• Традиции Рождества на Севере
Библиотека « Ковчег».
• «Пряничное Рождество»
• « Святки»
Рождественская миниатюра. Многообразие вариантов. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления и оформления. Правила расчета размеров миниатюр, размеров рамки, количества материала. Определение этапов выполнения работы с соблюдением технологии. Изготовление миниатюры, оформление.
Практическая работа.
Рождественская миниатюра. Изготовление развертки, технического рисунка, подготовка материала, сновка станка, ткачество полотна сложной геометрической формы.
Изо.
• «Прялка, пряник и птица Сирин»
• Свет Вефлиемской звезды»
Технология
• Аппликация и конструирование из бумаги « Рождественская звезда»
• Лепка ( мукусоль)
Примерный перечень работ .Сувениры
Раздел 4. «История, живущая в сердцах»
Теория.
Просмотр и обсуждение видеопрограмм « как жить по православному?», тематических программ, материалов с выставок.
Классные часы
• Северные сказки и былины в нашей жизни.
• « За землю русскую»
• « Храмы Архангельска».
Библиотека « Ковчег»
• « Былинные герои Древней Руси»
• Русский доспехи и вооружение Образ русского человека( мужской образ).
• Народные праздники. Пасха.
Разработка пасхального сувенира. Материалы инструменты, приспособления. Изготовление развертки. Расчет необходимого материала, убавлений, добавлений при ткачестве полотна сложной геометрической формы.
Практическая работа
Изготовление развертки, технического рисунка, подготовка материала, сновка станка, ткачество полотна, сборка и оформление пасхального сувенира.
Изо.
• «Былинные герои».
• « Защитники Руси»
• « Дорога к Храму»( фон)
• « «Пасхальный букет»( фон)
Технология
• Объемная аппликация, конструирование « Богатыри»
• Бумага, конструирование, оригами. « Дорога к Храму»
Примерный перечень работ. Пасхальные сувениры.

Раздел 5. «Союз мечты и рук»
Теория
Чтение и обсуждение сказок о знаниях и мудрости(плодах учения, любви и правды), об истине(подлинности, искренности).
Классные часы.
• « Ярмарка ремесел»( традиционные мужские ремесла)
Библиотека « Ковчег»
• « Традиции поморской семьи»
Экскурсии
• Музей Писахова. Г.Архангельск
Практическая работа.
Разработка индивидуальной модели. Расчет количества материала, цветовое и композиционное решение. Оформление индивидуальной работы. Защита в коллективе. Подготовка работ к выставке.
Изо
• «Традиции Поморов»( Традиционные праздники)
Технология
• « Чудеса своими руками»( индивидуальная работа по мотивам традиционных работ из бисера.)
Примерный перечень работ. Индивидуальные творческие работы.
Итоговое занятие Подведение итогов. Выставка работ. Награждение.

Список литературы

Правовая нормативная база:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от 16.03.2006).
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).
4. Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003 № 27.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 21.12.2004).

Основная литература:
1. Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Изд-во «Энциклопедия – Пресс», - 1999.
2. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999
3. Виноградова Е. Браслеты. – С-Пб: «Валерии СГЩ», - 1999
4. Вышивка Крестом. – С-Пб: Изд-во «Корона Принт», - 1999
5. Дашкевич Е. И снова фенечки! – С-Пб: Изд-во «Кристалл», - 2001
6. Зайцева Н. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 2000
7. Искусство бисероплетения (Культура и традиция). – М: «Современная школа», - 1999.
8. Котова А.С., Котова И.Н. Бисер. – Издательский дом: «МиМ», - 1999
9. Крайнева И. Мир бисера. – С-Пб: Изд-во «Литера», - 1999.
10. Ляутина М. Бисер. – М: «АСТ-Пресс», - 1999
11. Рукоделие. – М: «АО «Асцендент», - 1993.
12. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – С-Пб: Изд-во «Золотой век», - 1997
13. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея.-
1983

Дополнительная литература:
1. Богуславская И.Л. Северное сокровище. Архангельск: «С-З КИ», - 1980
2. Гемп К.. Сказ о Беломорье. – Архангельск: «С-З КИ», - 1983
3. Живая традиция. Народная культура русского Севера. Архангельск: «Изд-во ПГУ», - 1998
4. Народный костюм и современная молодежная культура. – Архангельск: «Изд-во ПГУ»,- 1999
5. Путешествия в древнюю Русь. – М: Изд-во «Владос», - 1995
6. Поморская сага. – М: Изд-во «Советская Россия», - 1984
7. Русская народная словесность. – М: «Просвещение», - 1994
8. Традиционные ремесла Нижегородского края. – М: Изд-во «Родник», -1996
Категория: Начальные классы | Добавил: irina029 (13.10.2014) | Автор: Киселева ирина Викторовна E
Просмотров: 475
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]