Главная » Статьи » Методическая копилка » Начальные классы

Урок русского языка

Ход урока
I. Мотивационный этап.

1). Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
(На доске пословица «Кто больше хочет ,тому меньше надо спать.»
Прочитайте.
Что вы прочитали?
Как вы понимаете эту пословицу?
А вы хотите больше знать?
Что вам поможет в этом?(ранее изученный материал и внимание).
2). Каллиграфическая минутка.
Я е е ь ю
Что общего в этой записи?(обозначают мягкость согласного)
На какие две группы можно разделить эти буквы?(гласные и ь).
Какая буква лишняя?
Почему?(не обозначает звука).
Что общего у согласных?(обозначают два звука).
В каких случаях?(в начале слова и после согласных).
3)Работа в тетради

Откройте свои тетради, запишите число.
Запишите эти буквы в свои тетради.
Следим за посадкой.
Положите ручки.
Прочитайте еще раз пословицу и найдите слова с ь.
Разделите эти слова на две группы.
По какому признаку вы это сделали?(ь на конце слова и в середине между согласными).
Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Подчеркните самое красивое сочетание букв.

2. Постановка проблемы.

А сейчас следующее задание.
Перед вами чистые листы.
Я буду вам загадывать загадки, а вы будете записывать отгадки на своих листах.
Назовите ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год.
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня
Кручу, верчу, заморожу, замету

Декабрь, коньки, вьюга.
Поднимите ваши листы.
Что вы заметили?
А почему это произошло?
А чем отличается позиция ь в последнем слове?
В слове вьюга ь стоит не между согласными.
Так почему же у нас возникло затруднение?
Мы не знакомы с такой позицией ь.

3.Построение проекта выхода из ситуации.

Какая проблема стоит перед нами?


- Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.
На доске записаны слова:
коньки шитьё
пеньки ульи
деньки деревья
крыльцо счастье
редька вьюга
- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).
- По какому принципу я разделила слова в столбики?
- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?
- А с разделительным ь?
Прочитаем слова 2 столбика.
- Послушайте, как звучат эти слова.
- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)
-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)
- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)
- Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь?
- Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.
- Итак, что получилось? .
Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга.
- Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
(составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется по-сле_____________, перед гласными___________)
- Давайте проверим наше открытие. (дети читают правило).
- Итак, кто же ответит на наш вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак?
- Вы поступили культурно, спокойно выслушав своих товарищей.
Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные уп-ражнения.

2. У вас на столах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете зеленую карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны.
Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, скамья, веселье.

- Молодцы, вы были внимательны и уважали мнение друг друга.

4.Самостоятельная работа
- Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
улей друг
кол колос
воробей крыло
уголёк дерево
звено огонёк
стул муравей
ручей денёк
перо соловей
пенёк лист
брат прут
Самопроверка.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
ульи друзья
колья колосья
воробьи крылья
угольки деревья
звенья огоньки
- Найдите лишнее слово, почему?
Оцените свою работу стулья муравьи
ручьи деньки
перья соловьи
пеньки листья
братья прутья

3) Физкультминутка.


5. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль
Тест Слайд № 9
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
Б) Проверка.

2). Рефлексия.
- Урок наш подходит к концу. Вы выполнили все задания.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

3). Домашнее задание.
По выбору:
1. Сочинить загадку про мягкий знак.
2. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.

– Спасибо за урок!

Категория: Начальные классы | Добавил: veranika (06.02.2014) | Автор: шилина вера николаевна E
Просмотров: 556
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]