Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

"Матушка-зима в гости к нам пришла"
Программное содержание:
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине, умение понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок.
Закреплять приметы зимы.
Развивать изобразительные умения детей, фантазию.
Воспитывать художественно-эстетическое восприятие, умение доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картины зимних пейзажей русских художников: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», И.И. Шишкин «Зима».
Раздаточный материал: акварельные краски, кисти, подставки под кисти, палитры, стаканы с водой, клеёнки на столы, матерчатые салфетки, бумага для акварели.

Ход НОД:

Организационный момент:
Воспитатель проводит игру с мячом: «Сядет тот, кто назовет, какое сейчас время года, сколько месяцев зимы, первый, второй, третий месяц зимы, все месяцы зимы, приметы зимы»...
Дети занимают на свои места.

Основная часть:

Воспитатель: Вы правильно ответили на мои вопросы. Говорят, что зимой природа отдыхает, спит, но остаётся завораживающей и очень красивой. На своих картинах - полотнах живописцы часто изображают зиму; о ней слагают стихи поэты. Для того чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают нам более полно и наглядно её представить. Образные выражения позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах, загадках. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!

Вопросы:
• Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?
• Почему зиму называют царицей?
• Подходят ли зиме определение «белолица», «светлокожа»?

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.

Вопросы:
• Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).
• Что означают слова «белый путь», выражение «в мягких снегах потонуть»? (глубокий снег, путь по снегу)

Воспитатель: Послушайте, как описывал приметы зимы А.С. Пушкин.

Отрывок читает ребёнок:

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижно рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Вопросы:
• Как автор называют зиму? (Волшебница, матушка)
• Почему? (Волшебница потому что всё волшебным сделала, украсила; матушка – потому что заботится о лесе, укрывает снегом, даёт отдых природе).
• Какие образные выражения использовал Пушкин? (Клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленою).

Воспитатель: Какие загадки стихи о зиме вы знаете? (Дети загадывают загадки, читают стихи о зиме).

Физминутка «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (Ходьба на месте.)
Там снеговика лепили, (Махи руками.)
А потом с горы катились, (Волнообразные движения руками.)
Веселились и резвились. (Прыжки.)
В Таню кинули снежком, (Имитация игры в снежки.)
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком! (Показать большой круг руками.)
Холодно гулять зимой - (Обнять себя руками.)
Побежим скорей домой! (Бег на месте.)

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: Обратите внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на мольберте.
Воспитатель:
1. Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Иван Иванович Шишкин? (Зима снежная, пуховая, пушистая, лес утонул в снегу, деревья как будто спят);
2. Какой образ зимы передал в пейзаже «Февральская лазурь» художник Игорь Эммануилович Грабарь? (Солнечная, морозная, хрустальная, прозрачная, звенящая, лазоревая).

Воспитатель уточняет у детей образ зимы запечатленный художниками в картинах.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем свой зимний пейзаж.
(В ходе самостоятельной художественной деятельности воспитатель осуществляет общее руководство. В конце НОД дети размещают работы на стенде.)

Итог НОД:
Воспитатель: А сейчас пусть каждый художник ответит, какую зиму он изобразил: царицу, волшебницу, матушку. (Ответы детей) Что вам больше всего понравилась и почему? В чем были трудности?
Категория: Дошкольное образование | Добавил: helena39 (09.12.2014) | Автор: Денисова Елена Николаевна E
Просмотров: 736
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]