Главная » Статьи » Методическая копилка » Дошкольное образование

Методы и приёмы обучения декоративно-прикладному искусству детей пятого года
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем нас жизни и в искусстве.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Комплекс методов и приемом обучения декоративно-прикладному искусству:
1.Объяснительно-иллюстративные методы организуют осознанное восприятие учебного материала – это рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров. Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью, при этом каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление детей с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции. Приемы: сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости от них, эстетических чувств, потребностей, отношений.
2.Репродуктивные методы обеспечивают усвоение действий, форми-руют умение и навыки, способствуют овладению технологическими приемами. При многократном повторении упражнений с целью выработки навыков работы кистью дети добиваются тщательности, аккуратности, скорости, легкости письма; они должны знать, какого результата в каждом отдельном упражнении достигают, почувствовать свои возможности в освоении росписи. Упражнения даются разнообразные, содержащие элементы и мотивы росписи, с отработкой одного технического навыка. Переход к каждому последующему упражнению осуществляется тогда, когда усвоены навыки написания элементов в предыдущих упражнениях.
3.Частично-поисковые методы заключаются в том, что перед детьми ставится учебная проблема. Используемые приемы:
- создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его);
- коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для лучшего результата).
4.Исследовательский метод дает высокий уровень творческого развития личности и включает следующие приемы:
- эмоционально-ритмические (загадки, речевки);
- импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; дается форма и элементы росписи, с учетом которых надо выполнить композицию).
Декоративное рисование вводится со средней группы. В этом возрастном периоде не стоит задача глубокого ознакомления дошкольником с каким-то видом искусства. Поскольку дети в средней группе впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого исследования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. В процессе исполнительной части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости совместное изобразительное действие. Детям пятого года жизни доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые, линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту. Это фон снежной белизны, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, кольца, точки, линии. Цвета используются яркие, праздничные, радужные.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: (02.03.2014) | Автор: Людмила E
Просмотров: 576
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]