Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Педагогические зарисовки»
Дорогие мои коллеги-учителя! Хочется поделиться с вами своими педагогическими радостями, ошибками, ожиданиями… Конечно, всего этого хватает у каждого из нас. Но всем нам повезло в том, что в наше время стремительно развивается эра всеобъемлющего творчества педагога, чаще всего реализуемая посредством информационных и интернет-технологий.
Согласна, что на все требуется время, но все в наших руках и нашем желании.
«Первые уроки»
Каждый из нас хорошо помнит свои первые уроки в роли учителя. Трудно было? А в чем? Рисуем картину: первые бессонные ночи – подготовка уроков, планирование; предательская паника во время урока; насмешливость старшеклассников к молодому педагогу - проверка ее знаний, стойкости; недоверчивое отношение некоторых коллег… У каждого своя трудность. Для меня самое трудное было сделать урок интересным и оценить его. Важно, чтобы он был интересен не только ребятам, но и мне. И это получается лишь тогда, когда есть неуемное желание созидать и узнавать новое. В подтверждении выше сказанного привожу слова К.Д. Ушинского: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт».

«Эмоциональный резервуар»
В процессе работы с учениками очень значимой является эмоциональная сторона. Она важна не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ребятами, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей каждого из присутствующих. И наша задача – способствовать пополнению эмоционального резервуара ребенка. «За наполняемость этого резервуара несут ответственность родители!» - можете возразить мне вы. Да, я с этим полностью согласно, будучи сама родителем. Но, к сожалению, есть и «трудные» семьи, разные стили воспитания, даже разные понятия «любви» к ребенку. А ведь вне зависимости от этого каждый учитель старается развить любого ребенка наилучшим образом, увидеть в нем старание, тягу к своему предмету. Вот поэтому нам и придется поддерживать эмоциональный резервуар или полностью наполнять его. Ребенок – это зеркало. Если детей одаривать положительными эмоциями – они вернут их вам. Если им ничего не дается, им и возвращать нечего. Об этом изумительно написано в книге американского психиатра Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей». В книге рассмотрено много примеров из практики автора. Из своей практики хочу привести пример, подчеркивающий необходимость того, о чем шла речь выше.
В гимназию в четвертый класс пришел новенький мальчик. Назовем его Сеня. Он явным образом проявлял нежелание учиться: не готовился к урокам, игнорировал просьбы учителей, был недисциплинированный, на уроке редко проявлял интерес к учебе. Хотя временами происходили большие проблески в его обучение. Выяснив причину такого поведения (оказалось, что ребенок практически предоставлен сам себе, т. к. мама постоянно работала и не уделяла должного внимания ребенку, отец появлялся в семье редко и безынициативно), определила для себя стратегию последующих действии. А именно: из урока в урок использовать к Сене простых три правила: - контакт глаз, - физический контакт, - пристальное внимание, которые выделил в своей работе Росс Кэмпбелл, а также старалась формировать его внутреннюю мотивацию. Оказывается как важно для наших учеников выполнение этих правил. Насколько может помочь ласковый взгляд и нежное ободряющее прикосновение к ребенку с высокой тревожностью или неуверенностью. И как мы ошибаемся, зачастую используя лишь строгий взгляд как порицание. И что же произошло с Сеней? Да, вы, скорей всего, правы в своих предположениях. Пополнив его эмоциональный резервуар, он возвратил мне мои старания своим успешным учением и своим старанием. Причем потребовалось нам с Сеней всего лишь несколько занятия для установления хорошего эмоционального контакта. Он преуспел многих учащихся в классе быстротой реакции, творческой инициативой, активностью, незаурядностью. Хотя все проблемы мы и нее решили (не в наших это силах), но радость от присутствия на уроке и достигнутых результатов у Сени наблюдалась в его отдаче процессу обучения, и в его глазах. Мои коллекции рисунков от учеников стали пополняться и рисунками Сени. Не высшее ли это проявление педагогических стараний?

«Компьютер – друг и наставник»
В жизни ученика важной стороной являются не только учебные достижения, но и внеучебные. Поэтому очень важно помочь ребенку в накоплении и использовании его результатов в дальнейшей жизни. Закономерным будет вопрос - как использовать это для его самореализации. Рассмотрим вариант использования интернет-технологий в процессе становления ученика.
Так как я преподаю предмет информатики и ИКТ, то работаю усиленно с ребятами, которые интересуются информационно-коммуникационными технологиями и собираются сдавать ГИА или ЕГЭ. Помимо рассматриваемых теоретических аспектов, которые необходимы для сдачи экзаменов, привлекаю их к практической деятельности – объясняя это тем, что для успешной самореализации нужно умело применять информационно-коммуникационные технологии для решения различных задач в повседневной жизни. Поэтому мы активно участвуем в дистанционных конкурсах, играх, проектах. А это позволяет ребятам пополнять свои портфолио (и портфолио педагога) сертификатами, дипломами, благодарностями, грамотами. Также они накапливают результаты своей внеучебной деятельности. К 10 классу многие из них уже определяются с выбором профессиональной деятельности. Вот здесь и начинают работать совместно учебная и внеучебная деятельность. Мы, используя интернет-технологии (это и электронная переписка с ВУЗами, общение со студентами ВУЗов через социальные сети, поисковые системы и др.), ищем ВУЗы, в которых есть интересующая ребят специализация и одновременно рассматриваем его направления во внеучебной деятельности. Так ребята находят ВУЗы, удовлетворяющие их потребностям в обоих направлениях. Согласитесь, такой обоснованный выбор дает больше шансов учащимся для самореализации в ВУЗе. (Например. Учащийся, у которого есть высокие достижения в мини-футболе, выбрал специальность, которая связана с информационными технологиями и интересна ему. Далее мы осуществили поиск ВУЗов, в которых есть команды по мини-футболу и интересующая специальность. Затем, накладывая географические требования к местонахождению ВУЗа, материальные возможности семьи учащегося и др. происходит оптимальный выбор ВУЗа ). Это кропотливый труд, но он оправдывает потраченные усилия.
А еще представляем такую картину: обычный ученик, обычной школы. Ничем особенным не выделяется среди одноклассников, наоборот, несколько замкнут. Но вот замечаем особенное увлечение компьютером (не игры и соц.сети), узнаем ближе – что интересует. Дальше – предлагаем пару конкурсов (проектов, фестивалей…) по тематике. Вначале придется помочь ученику идеей, технологией, чтобы не потерял интерес. После получения сертификата, обсуждения его деятельности среди учащихся учителем, дело пойдет в гору.


«Дела семейные»
Дела семейные – это, пожалуй, самый щепетильный вопрос педагогической этики. Трудно найти грань, которой надо держаться. Поэтому, дабы не приступить эту грань, сделаю лишь общие зарисовки о семье и педагоге.
-Не узнав семью очень трудно разобраться в некоторых поступках детей.
- Часто дети доверяют нам семейные проблемы, тайны. Поэтому, стараясь помочь им, ни в коем случае не обманите доверие ребенка.
- Чаще привлекайте семью во внеклассную деятельность: походы, концерты, праздники, футбол, веселые старты, конкурсы… И педагог, и семья от этого выигрывают.
- Вносите позитив о ребенке родителям не только на собрании, но и через звонки, электронную почту и др.
- Родительские собрания разнообразьте, узнавайте наиболее животрепещущие темы для обсуждения с родителями.



Автор: Коротаева Наталия Сергеевна, учитель информатики, МБОУ "Гимназия №6", Город Глазов, Удмуртская Республика
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 851
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]